Авто13 августа 2009 2:00

Сотрудники ДПС не будут отдавать честь водителю

ГИБДД Челябинской области рассказала о новом регламенте работы, который вступает в силу с 1 сентября
Сотрудники ДПС не будут отдавать честь водителю

Сотрудники ДПС не будут отдавать честь водителю

О свежем документе, который с 1 сентября должен внести ясность в отношения водителя и автоинспектора, говорят давно. Но как выяснилось, ничего революционного регламент не принес. По сути, это свод законов для сотрудника дорожно-патрульной службы, состоящий из кусочков административного кодекса, наставлений по работе ДПС и милицейского устава. Разница лишь в деталях, многие процедуры здесь описаны более подробно. В пресс-центре «Комсомольской правды» начальник отдела ДПС, розыска, административной практики и дознания УГИБДД ГУВД по Челябинской области Максим Куляшов рассказал о новшествах.

Чем отличается осмотр от досмотра?

- Чтобы изучить содержимое машины, инспектору нужны веские основания, - говорит Максим Николаевич. - Ими может считаться ориентировка о том, что подобный автомобиль находится в розыске, указания о специальном мероприятии, либо сверка маркировки авто с данными в документе, проверка груза, а также подозрение, что машина неисправна.

Во время осмотра инспектор не имеет права прикасаться руками, а только лишь давать распоряжения: «Откройте багажник, уберите пакет, покажите, что лежит в сумке». Досмотр же позволяет ДПСнику делать то же самое, но собственноручно, главное, не нарушать целостность конструкции машины – не разрезать обивку, не откручивать болтики, иначе это называется обыском. Главное, чтобы за процессом следили двое понятых. Кстати, если вы отказываетесь от осмотра, то по регламенту сотрудник ГИБДД может перейти к досмотру.

Еще один проработанный до тонкостей момент. В любое время автомобилист может стать «служебным водителем» инспектора, а то и вовсе пересесть на пассажирское кресло, отдав руль своей машины в руки слуге закона. Прямо как в голливудских фильмах. Пользоваться этим ДПСник имеет право лишь в самых экстренных случаях: погоня за преступником, помощь в доставке раненого до больницы, сигнал сбора по тревоге, поиск понятых. По завершению увлекательного путешествия инспектор обязан составить справку, где он укажет свою должность, звание и с какой целью использовал личный транспорт случайного гражданина. Если водитель не повинуется требованию автоинспектора, то на него составляется протокол и дело идет в суд. Там уже служители Фемиды будут выяснять кто прав и кто виноват.

Инспектор не должен собирать очередь из остановленных машин

Теперь, когда вас остановит сотрудник ДПС, он не должен отдавать честь. Законодатели порешили, что такое приветствие актуально лишь в военных кругах, коими считаются и милиционеры и ГИБДДшники. А в случае с гражданскими подобные почести неуместны.

- Ну и сами посудите - насколько это нелепо выглядит в ситуации с пьяным невменяемым водителем, - объясняет Куляшов. – Все, что требуется от инспектора - это поздороваться, представиться, назвать причину остановки. Автомобилист не обязан выходить из машины, если того не требует наш сотрудник. А предложить покинуть салон авто он может в нескольких случаях: подозрение, что машина не исправна, что груз плохо закреплен и может упасть, водитель пьян или находится в болезненном состоянии. Также осмотр или досмотр, сверка маркировки, оказание помощи пострадавшим.

Обещают, что теперь начальство обяжет личный состав строго следить за временными рамками. Запрещено останавливать сразу кучу машин, которые выстроятся в очередь в ожидании рандеву с инспектором. Остановил – подошел - проверил документы.

- Мы проводим гласные и негласные проверки наших сотрудников, - продолжает Максим Николаевич. - Грубо говоря, негласные - это когда вывернул фуфаечку наизнанку, спрятался в кустах с камерой и следишь за инспектором. Смотрим, сколько времени тратит на перекур, разговоры по телефону. По жалобам горожан присматриваемся к отдельным работникам, смотрим на их показатели: если видим, что один инспектор на этом участке поймал много нарушителей, а у второго их нет, то проверяем коррупционную составляющую.

Кстати, сейчас все управление ГИБДД пропадает на лекциях по новому регламенту. Вскоре их ждут зачеты с билетами и экзаменаторами.

Как поступят с «неприкасаемыми»

Это, пожалуй, самый интересный пункт. Потирая руки, мы ждали, что блатных водителей с депутатским и прокурорским иммунитетом приравняют к рядовым автомобилистам. Только есть одно «но».

- Административный и уголовный кодекс также суров и к тем, кто относится, как принято говорить, к касте неприкасаемых, - говорит Куляшов. - Только с некоторыми различиями. Если мы остановим пьяного работника прокуратуры, судейского или депутатского корпуса, мы имеем право составить протокол, отстранить от управления транспортным средством, направить на медицинское освидетельствование, задержать машину… Но поместить его в камеру для арестованных – нет. Хотя бы потому, что работник подобного ведомства не может сидеть с серьезными нарушителями и преступниками – это подрывает авторитет всей системы. Материалы дела, которые будут подготовлены, мы обязаны отправить вышестоящему начальству. Если это сотрудник прокуратуры, то в областную прокуратуру, если работник суда, то в суд и так далее. Руководство принимает решение о наказании.

Но есть сомнение: а будут ли начальники зверствовать в отношении провинившегося? Или постараются замять дело, защищая «честь мундира»? Лишат водительских прав или ограничатся строгим выговором? И кто будет это контролировать? Не получится ли так, что злостные нарушители в итоге останутся безнаказанными? Эти вопросы пока остаются открытыми.