Премия Рунета-2020
Челябинск
+14°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"13 августа 2009 22:00

Как изменится челябинская торговля с введением новых законов

Южноуральцы уже привыкли покупать продукты в торговых сетях. Между тем, этот год может стать для таких магазинов переломным. В условиях кризиса все чаще звучат предложения — ввести регулирование торговли. Более того подготовлен законопроект, который призван поставить предел торговым надбавкам, также документ устанавливает сроки поставок товаров и указывает ответственность за несоблюдение обязательств, что должно защитить производителей.

Кроме этого, в ближайшие дни вступят в изменения в антимонопольное законодательство. Управления ФАС сможет применять свои санкции в отношении сетей, которые будут занимать доминирующее положение на рынке. Не исключено, что к таким в Челябинской области может быть отнесена «Роспечать», которая занимает значительную долю рынка розничной торговли периодических изданий. О том, как все это скажется торговой сети Челябинска, мы вели речь за круглым столом с представителями крупных челябинских магазинов.

Предел торговой надбавки пойдет на пользу не только покупателям, но и магазинам?

Наталья Савочкина, заместитель коммерческого директора гипермаркета «Теорема».

Наталья Савочкина, заместитель коммерческого директора гипермаркета «Теорема».

— Я уверена, что государство пойдет на ограничение торговой надбавки, но только в отношении социально-значимых товаров: хлеба, молока, сахара, яйца и других, — убеждена заместитель коммерческого директора гипермаркета «Теорема» Наталья Сергеевна Савочкина. — Мы мониторим цены. И видим, что в целом в челябинской торговле держится небольшая торговая наценка на социально-значимые товары. И у нас они тоже входят в список товаров супернизких цен. Нам, как магазину Премиум класса даже будет полезно, если государство установит верхний предел надбавки. Тогда покупатели смогут быть уверены, что они покупают именно по низкой цене. Сейчас же нам надо это активно рекламировать и убеждать покупателя в этом. Я думаю, что с нововведением, покупателю не надо будет запоминать цены в других магазинах, чтобы сравнивать, и искать где подешевле.

— Главное, чтобы эта надбавка не была столь низкой, что торговля перестанет быть рентабельной, — добавляет зам. директора торговой сети «Союз» Андрей Борисович Новокрещенов. — Я помню, что еще в конце 90-х годов в Челябинске было постановление главы города, устанавливающий высший предел — не более 25% на детское питание, молоко, хлеб, макароны, яйцо, курицу, некоторые виды колбасы. Возможно, в каких-то магазинах его позабыли, но в нашей сети оно соблюдается. У нас на молоко и хлеб, некоторые другие виды социально-значимых продуктов надбавка составляет 10-12%.

— Торговая надбавка — очень болезненный момент для многих производителей, — подчеркивает ген. директор ООО «Комсомольская правда» Наталья Глазунова. — Ведь нам известны примеры, когда сети используют до 100% торговой надбавки.

Производители говорят, чтобы произвести продукт, мы используем сырье, тратимся на производство, доставку, и за это получаем, к примеру, 10 рублей. С другой стороны — торговая сеть, только за то, чтобы продать наш товар, тоже получает 10 рублей. Расходы несоизмеримы. Конечно, с точки зрения экономики, это несправедливо. Кроме этого, такое положение дел сильно удорожает товар, он попросту становится менее доступным. Поэтому убеждены, что с введением изменений в законодательство у нас появится больше аргументов в разговоре с продавцом нашей продукции.

Достаточно ли магазинов в городе?

Согласно данным Министерства экономического развития Челябинской области обеспеченность торговыми площадями в нашем городе составляет 731 кв. метр на 1 тысячу населения. Много это или мало? Пока норматива, сколько должно быть — нет. Он должен появиться лишь с принятием закона о торговле. Но для сравнения можно сказать, в Москве обеспеченность составляет более 1000 кв. метров на 1 тысячу жителей. На тысячу жителей Лондона — приходится 1050 магазинных квадратов , Милана — 980, Парижа — 860, Нью-Йорка — 810. То есть по сути площадей хватит, проблема в их качестве.

— У нас практически нет конкуренции в сфере гипермаркетов, — считает Наталья Сергеевна Савочкина. — Фактически люди знают только Молнию и Наш гипермаркет. Понятно, что наш магазин — Теорема занимает свою нишу в этой сфере. Мы очень много товаров привозим из Москвы. Здесь можно найти продукты, чтобы побаловать себя. Товар, к которым привыкает челябинец в отпуске, где–нибудь за границей и хочет тоже самое попробовать и дома. К примеру, недавно у нас появилась Сырная лавка, здесь есть уникальные французские сыры.

Андрей Новокрещенов, заместитель директора торговой сети «Союз».

Андрей Новокрещенов, заместитель директора торговой сети «Союз».

— Мне кажется, что и магазинов эконом-класса достаточно, — убежден Андрей Борисович Новокрещенов. — Но если их будет больше, то они станут попросту нерентабельными. Кроме того, не заполнена ниша готовой продукции. В городе есть «Патриот» или «Теорема», где очень большой выбор готовой продукции. Но цены нередко приближаются к ресторанным, и не все могут себе это позволить. Поэтому чуть более низкий ценовой сегмент будет востребован.

— У нас не так много полноценных магазинов, которые работают 24 часа в сутки, — добавляет начальник торгового отдела сети «Проспект» Нина Михайловна Пелешко. Наш магазин один из таких.

Челябинцы стали тратить на продукты в два раза меньше

Сейчас практически все магазины отметили, что челябинцы стали меньше тратить на еду. И если раньше закупались в ближайшем магазине или супермаркете, то сейчас стали искать по городу, где цены дешевле. Средний чек (то есть средняя стоимость покупки в продовольственном магазине здорово снизилась). В связи с этим часть магазинов пересмотрела ассортимент. Стали искать товары подешевле.

— Не думаю, что мы не стали экономить, просто раньше, мы себе позволяли больше, смеется Андрей Борисович. — Сейчас стало меньше уходить в корзину.

— Мы потеряли покупателей среднего уровня, признается Наталья Сергеевна. — Потребитель элитных товаров остался по-прежнему. В этом году впервые в истории было несколько чеков свыше 50 тысяч рублей. Ведь как в пословице говориться, пока богатый сохнет, бедный дохнет.

Магазин или рынок?

В последнее время власти все чаще стали призывают южноуральцев закупать продукты на рынках. Мол, там вы ближе к производителям.

— Я ничего не имею против рынков, и они действительно должны быть в инфраструктуре торговли, но сама я просто боюсь что-то там покупать, — говорит Наталья Сергеевна. — Казалось бы, низкие цены практически дискредитируются весами, на которых практически все продавцы «мухлюют». НО при этом у рынков есть бесспорные преимущества — это общение покупателя и продавца. Есть некоторые клиенты, которые любят выбирать.

— Понятно, что деревенскую сметану на прилавке в магазине не купишь, она успеет протухнуть, пока пройдут все экспертизы и ее поставят на витрину, — убежден Андрей Борисович. — Рынок — это выход для мелких производителей — доводить свою продукцию до покупателя. Но, несмотря на все старания властей, продолжают перекупщики. Самим производителям просто некогда стоять на рынке.

Как производителю попасть на полки магазинов

Сейчас в условиях кризиса все чаще говорят о поддержке местных производителей. А те в свою очередь кивают на розничную торговлю. Мол, очень сложно «пробиться» в магазины. А если и получиться, то надо платить за все — за вхождение в сеть, очень долго ждать расчетов за реализованную продукцию. «Получается, мы кредитуем магазины,» — сетуют производители. Особенно актуально это было осень прошлого года, когда отсрочки были больше месяца. Сейчас возможно государство эти позиции ужесточит.

Нина Пелешко, начальник торгового отдела сети «Проспект».

Нина Пелешко, начальник торгового отдела сети «Проспект».

— Согласно текстам нового законопроекта, срок оплаты продовольственных товаров не должен превышать 30 дней. А социально значимых — 14 дней, — считает начальник торгового отдела сети «Проспект» Нина Михайловна Пелешко. — Мы считаем, что уложиться в эти сроки вполне реально.

— Думаю, что многие наши поставщики заинтересованы в том, чтобы постоянно быть представленным в нашем магазине, — считает заместитель коммерческого директора гипермаркета «Теорема» Наталья Савочкина.— Возможно, кто сейчас работает на сроке 30 дней, попросит рассчитываться с ним за 14. Но это применительно к нашему магазину. Думаю, что в больших торговых сетях, с этим будет сложнее. Проблема сейчас в том, что производителей много, а реализаторов недостаточно. Мы выбираем, чей товар представить на своих витринах, а не наоборот. Отсюда и все проблемы. Если эта ситуация изменится, то производитель будет более защищен. Кроме того, иметь договоры с несколькими тысячами производителей — очень тяжело. Проще конечно, сотрудничать с оптовыми компаниями, дистрибьюторами, которые представляют значительную часть товаров. Отсюда и рождаются большие торговые надбавки, ведь все участники этой цепочки должны получить свои деньги. А если хороший товар, то мы сами найдем производителя и заведем в наш магазин.

— Поставщик должен доказать, что его товар будет продаваться, — добавляет Андрей Борисович. — Кроме того, поставки должны быть постоянны, нужен товарный запас, цена — конкурентоспособна. У поставщика мы спрашиваем план продвижения товара. Очень хорошо срабатывает реклама, особенно на федеральном уровне.

— А как же пробиваться местным производителям, у которых нет средств на федеральную рекламу?

— У нас есть несколько примеров именно местных компаний, которые вложившись в хороший маркетинг, стали пользоваться не только хорошим спросом в нашем регионе, но и пошли дальше, — продолжает Наталья Савочкина. — Это, к примеру, Калинка, которая сейчас является одним из лидеров рынка. Либо компания Витекс, которая поставила в магазине специальные устройства — толкатели, в результате они получили хорошую выкладку. Или, агрохозяйство Ильинка — давний производитель картофеля, овощей. Мы пытались работать с ними в прежние времена. Они возили нефасованный товар, грязный, из-за этого он гнил. Сейчас они приобрели фасовочные линии. Товар к нам поступает мытый, красивый, нет никакой гнили и земли. Торговать таким продуктом приятно.

Мясная гастрономия в большинстве сетей это уже, в-основном, местные производители. Но мы, по формату нашего магазина возим товар московских производителей. И вне зависимости от наших желаний, они пользуются большим спросом, чем местная продукция.

— Могу продолжить хорошие примеры правильной политики, — продолжает Андрей Борисович. — В наших магазинах представлены товары Тюбукского молокозавода. Они сделали независимую экспертизу: представили несколько образцов молочной продукции, все без этикетов. В этой линейке были и их товары и их конкурентов. И покупатели проголосовали за их продукцию, поэтому они сейчас представлены в наших магазинах.

Таким образом, по существу с принятием новых законов в торговле, вряд ли что-то измениться кардинально. Другое дело, что местные и областные власти будут уделять больше внимания развитию розничной торговли. Ведь, к примеру, в соседней Свердловской области этим занимается целое министерство. У нас же есть только отдел в Минэкономразвития, а на уровне города Управление торговли и вовсе ликвидировано.