Премия Рунета-2020
Челябинск
+1°
Boom metrics
Наука4 мая 2010 5:55

Челябинская «нулевая верста» - просто миф

Если следовать исторической правде, она должна стоять совсем в другом месте
Челябинская «нулевая верста» - просто миф

Челябинская «нулевая верста» - просто миф

Ровно пять лет назад на Кировке появилась «нулевая верста» - столб, который символизирует нулевую точку отчета расстояний между городами. Тогда строители (а версту ставила фирма, возводящая по соседству огромный бизнес-центр «Челябинск-сити») объяснили: исторически расстояния между разными городами считали от почты до почты. В нескольких метрах от Кировки на самом деле находится главпочтамт. Однако к истории «нулевая верста» имеет самое отдаленное отношение. Где на самом деле мог бы стоять этот знак, рассказывает историк, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов.

Первым почтмейстером был секретарь

- В 1750 году вышел указ Оренбургской губернской канцелярии о создании в нашем городе почтового управления. Первым почтмейстером, то есть начальником почтовой части, стал секретарь канцелярии Михайло Федорович Черемисинов. Должность секретаря небольшая, однако на нем лежало все провинциальное делопроизводство. А его чин был единственным из низших, который мог получить за службу дворянство, - говорит наш собеседник. - Отдельного здания у почты не было. Она расположилась прямо в канцелярии, так как почтмейстер совмещал эту должность с работой секретаря. А канцелярия в те времена находилась в сторонке от нынешней Кировки. На современном плане города это пустырь по улице Цвиллинга, между улицей Труда и крайним домом, где сквер.

Вот там, если следовать исторической правде, и должна находиться «нулевая верста». Впрочем, знак этот все равно символический, поэтому требовать от архитекторов города его переноса теперь вряд ли стоит. Лучше послушать, как непривычно для наших дней работала первая почта. Тем более, что в этом году ей исполняется 260 лет.

Посылка ценой в полкоровы

Налаженной почтовой системы в те годы в России не существовало. Посылки и письма челябинцы отправляли с оказией. Узнают, к примеру, что кто-то едет в соседний город, и нагружали «гонца» передачами.

- Работая в архиве, я нашел расписку 1744 года, в которой челябинец подтверждает, что принял от земляков ящик с холстом для такого-то человека, донесение в пакете с печатью и три частных письма, - говорит Гаяз Самигулов. - Расписка была дана в провинциальную канцелярию.

Значит, контроль за доставкой какой-никакой, а вели. А о цене договаривались полюбовно. Однако все изменилось, когда была создана настоящая почта. Своим первым указом почтмейстер Черемисинов ввел строгую таксу на доставку посланий из Челябинска в Оренбург.

- С золотника (примерно 4,25 г) брали по 3 копейки. С фунта (409,5 г) по пять. А вот за пуд веса (16 кг) уже по два рубля, - говорит Гаяз Хамитович. – Если послание отправлялось дальше Оренбурга, цена вырастала в два раза. А письмо до Троицка стоило копейку.

Были ли эти цены посильными для людей? Наверное, но не для каждого. К примеру, средняя «подушная подать» (годовой налог на человека) составляла в те годы в Челябинске рубль двадцать копеек. Корова стоила 3-5 рублей. Однако писать и читать тогда умели немногие, примерно 3-4% горожан – чиновники да купцы. Для них эти цены были посильными.

Доставки на дом не было

А вот доставки на дом в XVIII веке на челябинской почте не существовало. Почтовый курьер привозил мешок писем с посылками в провинциальную канцелярию. А через какое-то время список всех адресатов вывешивали на ее дверях.

- Город был небольшим, грамотных мало да и все друг друга знали, поэтому информация о послании довольно быстро доходила до адресата, - говорит наш рассказчик.

На пересылке и ямщиках можно было заработать

Примерно в это же время появляются и почтовые станции – «ямы». На территории современной Челябинской области первая почтовая дорога выглядела так: станция Верхояицкая (Верхнеуральск) – Уклы-Карагайская крепость (Карагайка) – Уйская (Уйское) – почтовая станция Кумляцкий ям – Коелгинская (Коелга) – у речки Алексеевка Башкирский ям – почтовый двор на безымянном ручье – Челябинск.

- Доставкой почты по этой дороге занимались татары и казаки, - говорит Гаяз Самигулов. – В Челябинске это дело было в руках казаков.

Удивительно, но на содержание станций, лошадей и ямщиков государство не выделяло тогда ни копейки. Хотя в окрестностях Оренбурга татар, которые занимались доставкой почты, освобождали, к примеру, от службы в армии. Но в целом почта была частным бизнесом россиян. Люди зарабатывали на ней деньги.

Известно даже, что одним из подрядчиков был первый челябинский лекарь Василий Жуковский. До сих пор он был известен челябинцам как именитый медик, боровшийся с сибирской язвой.

Сама же почта в Челябинске постоянно кочевала из одного здания в другое. А вместе с ней, по логике вещей, должна была кочевать «нулевая верста». Так что это еще одно доказательство, что челябинская верста всего лишь красивый миф, современная точка отчета.