Премия Рунета-2020
Челябинск
+9°
Boom metrics
Общество14 января 2011 22:00

Петра Сумина любили даже самые бедные южноуральцы

А потому легко прощали «народному» губернатору мелкие политические ошибки
Петр Сумин возглавлял Челябинскую область почти 15 лет.

Петр Сумин возглавлял Челябинскую область почти 15 лет.

В 2005-м году исполнилось десять лет, как Петр Сумин победил на первых в истории выборах губернатора области. В редакции мне поручили узнать секрет «народного» губернатора: чем взял избирателей, какой принял область в наследство от Вадима Соловьева, которого на пост главы региона утверждал лично Ельцин, и что успел сделать?

Об этом мне рассказал один из ведущих политологов области. Тогда я работала в очень официозной газете, поэтому, когда дело дошло до печати, от нашего живого разговора не осталось и следа. Мой собеседник переписал статью словно в учебник по политологии — вряд ли читатели поняли в ней хоть слово. Зато коллеги читали первую версию текста словно бестселлер…

Сейчас, когда Петр Сумин ушел от нас, мне захотелось снова перечитать этот текст. Оказалось, оценки, данные в нем Петру Ивановичу, верны и сегодня. К тому же при нынешних обстоятельствах в интервью можно найти любопытные параллели. Я не просила у известного политолога разрешения на публикацию. Иначе он переписал бы статью еще раз. Предлагаю наш разговор практически без купюр. Замечу только, что он проходил в стенах Челябинского института Уральской академии государственной службы, а значит, история подана в нем объективно.

— Давайте вспомним средину 90-х годов, когда Петр Сумин шел на выборы. Была ли тогда политика интересна простому народу?

— Была! Реформы только начинались. Жизнь неожиданно изменилась в худшую сторону. Люди недоумевали: почему это произошло? Когда стартовали реформы, политики заявляли: пройдет год и начнется другая жизнь. Вспомните знаменитую реплику Ельцина: «Если мы не добьемся положительного результата к концу 92-го года, я лягу на рельсы, и пусть меня переедет поезд!» Зачинатели реформ сознательно приуменьшили масштаб трудностей, ожидавших население. Скорее всего, это была попытка успокоить людей. Взгляд Петра Сумина на реформы центральной власти стал одним из элементов его политического успеха.

— А какую позицию он занимал?

— Петр Иванович считал, что реформы нужны, но проводить их необходимо в интересах большей части населения. Это была достаточно острая и критическая позиция по отношению к федеральной власти.

Напомню, политическая элита до 1993 года была расколота на две группы. Одна ее часть, лидерами которой были Ельцин и Гайдар, выступала пусть за болезненную, но быструю либерализацию цен. Они считали: стоит завести рынок, и его слепая рука сама наведет порядок: те, кто трудится и имеет собственность, получат по заслугам. Сегодня мы видим, что в выигрыше только те, в чьих руках сосредоточена собственность...

Вторая часть властвовавшей элиты во главе с Русланом Хасбулатовым критиковала реформы и предлагала пойти по более мягкому пути. На этот вариант ориентировались многие региональные руководители, в том числе Петр Сумин.

Конфликт во власти разрешился осенью 1993 года. Тогда решили отстранить Ельцина от руководства страной. А тот в ответ издал указ о роспуске Верховного совета, что привело к публичному расстрелу Белого дома. И к принятию новой конституции, по которой должность руководителя региона стала выборной.

— Уже тогда Петр Сумин был довольно весомой фигурой в политике.

— До начала реформ Петр Иванович был председателем Облисполкома, секретарем обкома партии, а с 1991-го председателем областного Совета народных депутатов Челябинской области. Для региона это должности высшего политического уровня. А в 1996-м Сумин стал депутатом Госдумы от Кыштымского избирательного округа. Это значит, что он имел серьезные контакты во всероссийском политическом истеблишменте, в том числе среди финансовых кругов, давших ему деньги на избирательную компанию.

— Почему тогда Ельцин отдал кресло главы администрации области Вадиму Соловьеву?

— В стране была четкая властная вертикаль. Чтобы проводить болезненные реформы, нужна была вера в идею и жесткая система подчинения. Поэтому президент назначал глав регионов, а те — глав районов и городов.

Кандидатура Петра Сумина на пост главы администрации Челябинской области рассматривалась тоже. Но он находился в оппозиции к власти. А накануне назначения к Ельцину ездила группа демократических активистов, которые и склонили чашу весов в пользу Вадима Соловьева. Если бы Ельцин принял другое решение, политическая биография Сумина была бы другой. По сути, он получил политическую передышку.

Статус депутата Госдумы давал Петру Ивановичу определенную независимость и возможность говорить от имени народа. Победа Петра Сумина в первую очередь связана с поддержкой простых людей, а уже потом — с поддержкой Москвы и каких-то элитных группировок.

Было время разбрасывать камни реформ, наступило время их собирать. И урожай был тяжелым.

— Чем отличалось то время?

— Фон, на котором Петр Сумин проводил свою избирательную компанию, выглядел так. Во-первых, высокие темпы инфляции. В первые годы реформ она достигала двух тысяч процентов в год. Если буханка хлеба первого января условно стоила 20 рублей, то на конец года уже сорок тысяч. В течение года товар дорожал в 200-500 раз! Люди вообще не могли делать никаких накоплений. Деньги приходилось расходовать очень быстро. И это только разогревало инфляцию.

Во-вторых, в стране накопились колоссальные задолженности по зарплате со стороны государства. На фоне роста цен это был чудовищный фактор. Бюджетники, работники ВПК и многие другие не получали денег по пять-шесть месяцев. Как можно было жить?

Третьей проблемой стала приватизация и новая схема распределения денежных и товарных потоков. Как результат в стране появилась безработица. Люди стали терять рабочие места. На том же ЧТЗ и массовых увольнений, вроде бы, не было, но народ распускали в бессрочные отпуска. Я помню такую картинку. Чтобы выжить, наиболее предприимчивые челябинцы покупали два ящика сырных творожков в районе вокзала и ехали продавать в район цирка. Потом с полученной прибылью они возвращались на вокзал за новой партией сырков. И так по два-три раза в день. Вспомните сами: в городе на всех рынках, на всех перекрестках торговали кто с ящиков, а кто с рук.

Между промышленными предприятиями процветал бартер. Исчезли «живые деньги», необходимые на зарплату. Процветала колоссальная спекуляция.

Не удивительно, что в такой ситуации люди были настроены против организаторов реформ. Народу никто не говорил, что будет так трудно, что вместо привычной размеренной жизни придется крутиться... С фигурой Петра Сумина малообеспеченные южноуральцы связывали надежду на решение своих проблем. За Соловьева голосовали люди с более высокими доходами и представители научно-технической интеллигенции, которые поддерживали реформы благодаря пропаганде Гайдара, Явлинского и Чубайса.

— Люди хотели вернуться в прошлое?

— О восстановлении Советов не было и речи. Когда началась перестройка, люди сами вышли на улицу с критикой власти. Население ждало перемен. Если бы партийно-советская номенклатура смогла сформулировать свою программу отчетливее, она бы возглавила дальнейшие реформы.

— Была ли тогда у Петра Сумина программа действий?

— Я думаю, да. Помимо критики власти, избирательная кампания Петра Ивановича опиралась на созданное в те годы движение «За возрождение Урала». По сути, Сумин провозгласил новую идеологию, говорившую о необходимости возродить бывшее величие Урала и тот уровень жизни, который был на Урале до начала реформ.

Это совпало с настроениями народа. А на выборах выигрывает тот, кто говорит на одном языке и об одной повестке дня с большинством избирателей. Сумин, безусловно, был лидером народных масс.

— А как выглядели его ближайшие соратники?

— Петр Иванович шел на выборы с командой. Во многом окружение и помогло ему победить. Например, Андрей Косилов до 93-го года был управляющим делами в Совете народных депутатов, а потом ушел в бизнес, но поддерживал Сумина и креативом, и своей энергетикой.

Я думаю, придя к власти, они даже не представляли, какое получают наследство, в каком положении находится область. Но эти чиновники имели богатый опыт административной работы. Команда Петра Сумина смогла удержать в своих руках власть. Но только не за счет того, что никого к ней не подпускала. Просто управляла областью так, что большинство людей доверяли губернатору и его команде. Конечно, команда губернатора допускала ошибки — они в политике неизбежны. Но ошибки тех, кто пользуется доверием населения, легко прощаются и даже забываются.

Самое главное, новой команде удалось остановить волну нетерпения, когда все проблемы хотелось решить теперь и сейчас. Мне кажется, во многом это заслуга харизматической личности Сумина как политика. Он демонстрировал спокойствие и уверенность. Его убедительный тон, его авторитет среди народа позволили стабилизировать ситуацию и начать процесс восстановления экономического потенциала региона.

— Любую команду делает лидер. Что можно было бы написать о Петре Сумине в учебнике по новейшей истории?

— Политический лидер обычно решает три задачи. Формулирует цель, которую поддерживает большинство. Определяет средства ее достижения. И активизирует людей, чиновников, элиту на достижение этой цели.

За первые десять лет своего губернаторства Сумин сумел правильно сформулировать цель — идти по серединному пути. Если в период правления Ельцина он находился в умеренной оппозиции к федеральному центру, адаптируя его решения под наш регион, то после прихода Путина Петр Сумин стал активным участником политического курса президента. Это курс на стабилизацию экономического состояния российского общества.

Кроме того, Сумину удалось сформулировать уверенность в тех политических ресурсах, которые давали ему возможность постепенно решать социальные и экономические проблемы региона. Благодаря своему авторитету он смог объединить интересы и элиты и регионального сообщества. Он уравновесил аппетиты тех, кто богател, и тех, кто беднел. Сумел продемонстрировать бедным, что они не останутся без внимания и поддержки региональной власти. И показать богатым, что, работая на себя, они должны работать на область тоже.

Вообще, оценка вклада политика заключается не столько в том, что ему удалось сделать. А в том, в каком виде его хозяйство достанется другим. Сумин не только успешно решал насущные проблемы, он создавал институты, которые смогут решать их после него. Он создал региональный механизм власти, который работает в более или менее автономном режиме и не требует ручного управления, без которого нельзя было обойтись в 1996 году.