Премия Рунета-2020
Челябинск
+24°
Boom metrics
Общество5 августа 2011 12:55

Челябинские цыгане требуют землю и паспорта

В гости к ромалэ отправился правозащитник Алексей Севастьянов [фото]
Челябинские цыгане по-прежнему требуют землю и паспорта

Челябинские цыгане по-прежнему требуют землю и паспорта

Фанерный поселок в Шаголе и сегодня живее всех живых. Из крохотных печных труб вырывается дымок, на растянутых веревках сушится детское бельишко и разноцветные длиннющие юбки. По жирной раскисшей грязи между хибарами носятся чумазые дети. На завалинках пыхтят сигаретами женщины — беременные и не очень. Журналисты осматриваются с опаской — многие, как и Уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов, здесь впервые.

Последний раз чиновники вспоминали про цыган полгода назад, когда те сетовали на отсутствие паспортов. Из 250 человек, составляющих табор, документ есть только у 50. Остальных, вроде бы как, и нет. Дети рождаются, идут в школу, а из личных бумаг у них только справки из роддома, свидетельствующие о факте появления на свет. За полгода паспорта получили лишь три цыгана.

Многие женщины табора вообще не имеют документов или живут по советским паспортам.

Многие женщины табора вообще не имеют документов или живут по советским паспортам.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— А без документов нас на нормальную работу не берут, — кипятятся ромалэ.

— Табор на этой земле живет 15 лет, — говорит старший. — Когда-то участки принадлежали нам, но пять лет назад их перекупили тайком, потому что мы бумаг не оформили. Сейчас живем на птичьих правах. Просим выделить нам землю, чтобы мы могли нормально жить. Нас здесь около 300 человек, половина — дети.

А женщины мечтают о школьном автобусе. Цыганская ребятня учится в школе п. Шагол. В одном классе все — и малыши-семилетки, и пятнадцатилетние подростки.

— Дорогу у нашего поселка построили большую, ваши водители носятся, как сумасшедшие, — говорит Лола Иваносова. — Прошлой осенью мою семилетнюю внучку сбил автомобиль. Два месяца я с ней по больницам мыкалась, на правом бедре шрам огромный остался. Мы боимся отпускать детей в школу. Помогите нам. Детей много — в школу ходит 30 человек.

Дома снаружи страшные...

Дома снаружи страшные...

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Зато внутри - прекрасные... В доме барона.

Зато внутри - прекрасные... В доме барона.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— Я приехал, чтобы убедиться, что люди здесь живут нормальные, работают, учатся, — говорит правозащитник Алексей Севастьянов. — Нужно оформлять документы — паспорта, свидетельства о рождении. Мой советник, Надежда Кутепова, уже полгода общается с табором, многим помогла — люди юридически безграмотные. 12 августа у нас, кстати, первый суд по имени ребенка, которое неправильно было вписано в справку из роддома, далее тоже писалось с искажениями. Это — первый суд, и уже подготовлено 10 исков по паспортам, по именам. Два-три прецедента, и этого будет достаточно для того, чтобы они быстрее оформляли документы. Самое главное — паспорта. Сейчас приняли закон о выделении земельных участков многодетным семьям. Почти все семьи табора такие. И процесс шел бы быстро, ведь никаких аукционов не требуется. Вся загвоздка — в подтверждении статуса. Для этого и нужен паспорт. Будет он — будет и материнский капитал, которого хватит на начало строительства.

— За 15 лет в поселке не было ни одного серьезного преступления, взрослые работают, дети ходят в школу, — продолжает омбудсмен. — Задача судов и госорганов, — не акцентироваться на формальных недочетах, а помогать людям. Для этого и нужны судебные прецеденты. Глава Курчатовского района активно участвует в этом непростом деле. У меня есть письменные подтверждения о том, чтобы застройщики, которые собираются осваивать здесь территорию, выделили цыганам землю. Но это пока переговоры, не окончательное решение. Но уже сейчас мы составили реестр всего табора, чтобы потом вдруг не появились «лишние» люди. Все цыгане участвовали в переписи населения, кстати. И это хорошо, ведь важно понимать, что происходит с цыганами во всей области. Ведь этот поселок не единственный.

Цыганский барон и омбудсмен Алексей Севастьянов.

Цыганский барон и омбудсмен Алексей Севастьянов.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Встречал делегацию местный барон Маноль Гранчевич.

— Статус барона определяется смыслом слова «баро», что значит «старший», — говорит он. — Есть зам барона по режиму. Он отвечает за молодежь. Чтобы наши парни и девчата не шатались с пивом, как некоторые. Он контролирует табор. Хулиганства у нас нет, наши дети на танцы не ходят. В 23.00 все дети уже дома.

С режимом, конечно, все замечательно. Но грязно-то как в таборе…

— А мы не отрицаем. Да, грязно. Но для этого при каждом нашем доме есть сарай. Там хранится одежда и обувь. Внутрь с немытыми ногами мы не пустим никого! Нас с землей обманули. А как создавать для себя условия? На нас орут все. Мы хотим жить в Челябинске — это наш город.

Табор ждет перемен.

Табор ждет перемен.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

http://kp.ru/f/3/image/59/31/1393159.jpg?0.741711178169684

http://kp.ru/f/3/image/59/31/1393159.jpg?0.741711178169684