Общество14 марта 2013 2:00

Как я пыталась стать Интернет-миллионершей

Корреспондент «КП-Челябинск» проникла на «кухню», где готовятся обучающие продукты, попыталась стать бизнес-тренером и заработать большие деньги
В сетях можно не только развлекаться, но и обучаться

В сетях можно не только развлекаться, но и обучаться

В сети нас готовы научить чему угодно — от выращивания огурцов до инвестирования в недвижимость. Реклама видеокурсов, тренингов и вебинаров падает на электронную почту, агрессивно атакует с ярких баннеров, заманивает сладкими обещаниями. «Три тайные техники привлечения мужчин», «Секреты больших продаж», «Как заработать миллион, работая по 2 часа»…

ЭТО НЕ КРИМИНАЛ, А — ИНФОБИЗНЕС

Все началось с письма в электронном ящике. Неизвестный мне Вадим Александров писал:

«Когда мой друг — скромный менеджер по продажам — купил автомобиль за полтора миллиона рублей, я начал подозревать его в связях с криминалом. Когда он приобрел крутой особняк, я предложил встретиться. «Никакой уголовщины», — посмеялся друг в ответ на мой встревоженный вопрос. Оказывается, он и еще тысячи умных ребят зарабатывают серьезные деньги, продавая полезную информацию в Интернете. Друг раскрыл мне некоторые секреты инфобизнеса. После этого разговора я создал он-лайн тренинг, который отлично продается в сети, выпустил видеокурс, создал три обучающих курса на DVD. Теперь я не привязан к Челябинску и могу работать из любой точки земного шара. Хоть на Сейшелах. Ведь все, что мне нужно для работы — это доступ в Интернет. Инфобизнесом может заниматься каждый. Вам не нужен ни стартовый капитал, ни специальное образование. Вы сможете выйти на доход в 30 тысяч в месяц уже через 30 дней. А через полгода — на 300 тысяч в месяц. Не верите? Приходите на мой бесплатный семинар в субботу».

Нас — желающих зарабатывать по 300 тысяч, расслабляясь на Сейшелах, — собралось 25 человек. В основном студенты и женщины предпенсионного возраста. Вадим — обаятельный красавчик лет 35, в костюме, галстуке и с улыбкой начал сразу с главного:

— К вам кто-нибудь когда-нибудь обращался за консультацией — на любую тему? Как настроить гитару? Как нарисовать картинку в компьютерной программе? Как создать сайт? Как сварить борщ? — добавил Вадим, покосившись на первые ряды, где сидели дамы.

Народ согласно закивал.

— Значит, для кого-то вы являетесь экспертом! — радостно объявил Вадим. — И ту информацию, которую вы раздаете бесплатно, вы можете продавать в Интернете.

— Но ведь рецепты борща есть на бесплатных сайтах. — робко спросила моя соседка.

— А вы продавайте не обычный рецепт борща! — из Вадима посыпался креатив. — А, к примеру, «Секретный семейный рецепт волшебного борща, который в строгой тайне передавался от бабушки к внучке в 20 поколениях». Или «Тайный женский секрет: попробовав борщ, сваренный по этому рецепту, 92% мужчин женились на той, которая его сварила». Или сделайте сборник «200 лучших рецептов борща». Многим людям некогда по крупицам собирать информацию в Интернете. Они предпочитают купить в структурированном виде.

Татьяна была в шаге от миллиона. Но не решилась обманывать людей

Татьяна была в шаге от миллиона. Но не решилась обманывать людей

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— Борщ, конечно, сомнительная тема для инфобизнеса, — подумав, признался Вадим. — Сейчас лучше и дороже всего продается то, что помогает зарабатывать или экономить деньги. Скажем, если вы программист, напишите понятную инструкцию о том, как создать коммерческий сайт за один день. Еще хорошо продается информация на тему хобби: игра на гитаре, йога и т.п.

МЫШКИ, СТАНЬТЕ ЕЖИКАМИ!

— И сколько можно заработать? — одновременно спросили двое.

— Сначала даришь человеку бесплатный продукт — электронную книгу или участие семинаре по интернету. Хитрость в том, что здесь вы только приоткроете тему. Надо загрузить человека интересными сведениями, но так, чтобы было непонятно, что с этой информацией делать. В общем, дайте инструкцию типа «Мышки, станьте ежиками». «А как стать ежиками?» — спросят вас. «А вот об этом я расскажу на платном семинаре». Небольшой семинар — от 500 руб. с человека. Полноценный тренинг или обучающий видеокурс — от 2000 до 15000 руб. и даже больше. Если ваши продукты полезные, найдутся люди, которые согласятся на персональный тренинг — это еще от 10 до 100 тысяч рублей.

В зале стало тихо. Казалось, слышно, как в головах будущих инфобизнесменов щелкают калькуляторы. Вадим сделал эффектную паузу, чтобы мы глубже прониклись своими финансовыми перспективами.

— Для этого нужно выбрать тему, создать сайт, запустить контекстную рекламу, организовать группы в соцсетях, — Вадим перешел с пафосного тона на деловой.- Но везде есть тонкости. Я их знаю. И расскажу. Сейчас все желающие стать богатыми сдадут мне по 4 тысячи рублей. Каждый день вы будете получать от меня инструкции по Интернету. Раз в неделю — встреча здесь. За месяц вы с моей помощью создадите инфобизнес и начнете зарабатывать.

Половина группы предпочла по-тихому ретироваться. 12 человек достали кошельки. Шуршащие бумажки перекочевали в карман тренера. Пример Вадима, который срубил 48 тысяч за два часа, впечатлил. Мы с нетерпением стали ждать первого урока.

ХОЧЕШЬ СТАТЬ ГУРУ КОПИРАЙТИНГА?

— Сначала надо определиться с нишей, — перешел к конкретике тренер Вадим. — Подумайте о том, в какой области вы являетесь экспертом. Например, лучше всех выращиваете драцены.

— А я вот худеть пытаюсь, — отозвалась Кристина — блондинка лет 40. Кучу книг прочитала. Правда, пока ничего не сбросила…

— Ну, это не страшно, — успокоил Вадим. — Фотографии на сайте можно скорректировать в фотошопе. А инфопродукт на тему похудания получится на основе тех книг, которые вы прочитали. Надо собрать оттуда все самое ценное.

Мы обескуражено переглянулись.

— А вы думали, авторы с нуля свои курсы придумывают? — хмыкнул Вадим. — Вы в институте курсовые писали? Находишь информацию по теме, убираешь воду, оставляешь «пользуху», добавляешь немного от себя — и готово. 90 процентов инфопродуктов так и пишутся… Всем задание на дом: определитесь с темой. И готовьте лопату для денег!

Дома я начала ломать голову, в чем же я эксперт. Драцены выращивать не умею. Играть на гитаре — тоже. Хорошо леплю зверей из пластилина и статьи в «Комсомолку» пишу...

— Детская тема вряд ли пойдет, этим добром мамашки на форумах бесплатно делятся, — отозвался по скайпу Вадим. — А вот статьи — это тема. Хочешь стать гуру копирайтинга? Будешь учить начинающих авторов писать продающие тексты. Почитай книги, поучаствуй в вебинарах, скопируй, придумай свои фишки. Еще нужны отзывы благодарных клиентов. Многие с этим не парятся: подставляют фотографии приятелей и пишут отзывы сами.

На следующий день я грохнула 2000 руб. на тренинг у модного копирайтера и на две книги. И не пожалела: получила больше полезной информации о рекламных текстах, чем за пять лет в университете.

Тем временем Вадим бомбардировал нас инструкциями и заданиями. Нам предстояло создать сайт, чтобы продвигать там свои инфопродукты. Я проковырялась за компьютером всю ночь. Несмотря на подробные инструкции в стиле «жмем вот на эту кнопочку сверху», к утру сайт выглядел так, будто там порезвились пьяные хакеры.

— Не выходит каменный цветок? — хмыкнул Вадим. — Студенты вам в помощь. Они рублей за 500 все поправят.

КНИГА ЗА ДВА ДНЯ

— Готова провести тренинг в следующие выходные? — огорошил меня Вадим. — Пока бесплатно.

На мой первый тренинг пришли пять человек. Я вещала, приводила примеры, рисовала схемы. И изо всех сил старалась не думать о том, что обо всех этих хитрых копирайтерских приемах сама узнала буквально позавчера... Когда я иссякла, народ открыл бумажники. В карман предприимчивому Вадиму ушуршало по 500 руб. с человека.

— Кстати, я им еще бонусом электронную книгу страниц двадцать от тебя пообещал, — бросил на прощание Вадим. — Напиши и вышли всем, кто сегодня был…

В сети оказалась тьма инструкций о том, как быстро написать книгу. Например: «Главная цель книги в инфобизнесе — ваш статус эксперта. Когда люди видят, что вы написали книгу, в их глазах это выглядит очень сильно: «Ага, значит, он разбирается в этом». Спешим разочаровать тех, кто думает, будто книга пишется годами. В инфобизнесе она рождается за несколько часов…»

Далее следовала инструкция о том, как собрать информацию, придумать название.

С оформлением тоже нет проблем. В Интернете есть недорогие сервисы, которые создают красивые обложки в 3D. Высылаешь название — и получаешь картинку.

Через два дня я стала автором книги о продающих текстах. Гордости не было. Было муторное ощущение, что я оказалась маленьким звеном в цепочке большого лохотрона.

…За месяц тренинга заработать на инфобизнесе не удалось никому из нашей группы.

«Если вы готовы двигаться дальше, вас ждут подводные камни, — написал нам на прощание Вадим. — Я готов провести вас через них. Стоимость персонального тренинга — 15 тысяч рублей»…

СОВЕТЫ

Как стартовать в инфобизнесе

— Создать сайт. Для этого нужно зарегистрировать домен (адрес сайта), подключить хостинг (то есть разместить сайт в Интернете). Затраты на скромный сайт для начинающего составят от 80 руб. в месяц. При наличии свободного времени можно смастерить сайт самостоятельно. Программисты-фрилансеры возьмут за такую услугу от 1000 руб., Интернет-студии — от 5000 руб. Продвигать сайт можно бесплатно (например, через социальные сети). Но обычно нужна еще контекстная реклама (от 30 коп. за клик) и покупка ссылок с других сайтов (цена — по договоренности).

— Инфопродукты — это как живые семинары и тренинги, так и удаленные, по интернету. Также это видеокурсы, электронные книги и т.п. Все они создаются с помощью стандартных компьютерных программ. Пригодится еще недорогая видеокамера и микрофон.

— Провести пробный вебинар можно на бесплатных площадках. Те, кто организуют вебинары регулярно, предпочитают платные сервисы (они удобнее) — от 1500 руб. в год.

— Опытные инфобизнесмены обычно регистрируют ИП или ООО и платят налоги (хотя львиную часть доходов стараются скрывать). Из начинающих инфобизесменов почти никто этого не делает. Пока в стране нет контроля за электронными кошельками, контролирующим органам сложно доказать факт продажи. А значит, и ответственности никакой.

Бди!

«Татьяна, поздравляем, вас наградили!»

Существуют приемы, которыми пользуются маркетологи и копирайтеры, склоняя нас к покупке. Эти же хитрости применяют инфобизнесмены при продаже своих книг и тренингов.

— Если вы подписаны на рассылку (например, магазина, блога и т.п.), в теме электронного письма часто указывается ваше имя: «Татьяна, это предложение специально для вас!» А если еще и в самом письме к тебе пару раз обратятся по имени, то (доказано маркетологами) это обеспечивает покупательскую лояльность и рост продаж. Несмотря на то, что многие знают: текст письма общий для всех, а имя впечатывают не люди, а бездушные программы.

— Часто тема в рекламном электронном письме имитирует личное сообщение (чтобы вы гарантированно его открыли): «Как вы могли забыть!», «Не смог до вас дозвониться», «Поздравляем, вас наградили», «Спасибо, вы нам очень помогли» и т.п.

— Слова «бесплатно» и «бонус» волшебным образом действуют на наше подсознание. Даже если вы продаете автомобиль за миллион и дарите к нему копеечный коврик, это повышает продажи. Если реальный подарок делать не хочется, можно выставить в качестве бонуса то, что покупатель и так получил бы бесплатно. К примеру, при заказе пластиковых окон выезд замерщика и регулировка фурнитуры — в подарок.

В инфобизнесе вам могут предложить платный тренинг, а к нему бонусом — пять видеокурсов. Скорее всего, эти курсы изначально были бесплатными. Либо их не покупают, и потому авторы решили «слить» их для стимулирования продаж.

— Фирма, продающая, к примеру, айфоны, выставляет самую низкую цену в городе на модную модель. Это привлекает море клиентов. Правда, выясняется, что по этой цене айфон можно приобрести только самовывозом и то не всегда. Скажем, в четверг с 10 до 14 часов. Неудобно? Тогда для вас есть другой вариант: айфон обойдется дороже, зато доставим на дом в любое время.

— Заезженный (но работающий!) прием: старая цена, перечеркнутая красной линией и рядом — новая, в 2-3 раза ниже. В действительности «старая» цена — раздутая, вторая — реальная.

— Чтобы убедить вас, что цена не особенно высока, ее сравнивают с вашими привычными тратами. Например, «книга по цене гамбургера» или «уникальный тренинг по цене бака бензина». Еще один прием — дробление цены. Например, баночка крема для лица за 2000 рублей — это недешево. А вот «сияющая кожа всего за 20 рублей в день» — это уже копейки.

— Есть приемы, которые стимулируют вас к немедленной покупке. Например, поэтапное повышение цены. Если вы вносите деньги за участие в тренинге сегодня, платите 2000 руб., завтра — 3500, а послезавтра — уже 5000 руб. Хорошо работают и фразы типа «Приглашаем на тренинг, осталось три места», «Распродажа — только один день», «Купите книгу сегодня — и получите наш секретный подарок» и т.п.

— Иногда авторы инфопродуктов обещают вернуть деньги, если обучающий курс разочарует покупателя. Такая гарантия повышает продажи в разы! Многие инфобизнесмены действительно возвращают деньги. Но, судя по свидетельствам обманутых покупателей, свои обещания выполняют далеко не все.

Мнения

ЗА

Это альтернатива вузам

Вузы берут огромные деньги и годами грузят никому не нужной теорией. А в инфобизнесе можно найти учителей-практиков и действительно полезные вещи. Думаю, за инфобизнесом будущее.

Мошенников в инфобизнесе полно. Но есть и очень достойные тренеры! Прежде чем покупать курс, убедитесь, что автор действительно эксперт. Лучшим доказательством квалификации является портфолио — реальные результаты его труда. Скачайте бесплатную версию инфопродукта. Послушайте голос, посмотрите слайды. Оцените материал. Все приличные авторы давно уже делают бесплатные мини-курсы, мини-книги и т.д. (Прочитано в блогах).

ПРОТИВ

Это продажа воздуха

— Я не был бы против, если бы продукты изготавливали исключительно профессионалы. Но вы присмотритесь, кто эти инфобизнесмены. Там полно 15-летних пацанов, которые с умным видом учат жизни, а сами пишут с ошибками. Их продукты — сделанные на коленке конспекты. Лохотрон чистой воды! А есть в сети и откровенные мошенники, которые собирают деньги за инфопродукт и ничего не высылают. (Прочитано в блогах).