Общество23 июля 2014 2:00

Челябинцы могут отремонтировать затопленное жилье за счет коммунальщиков

Пять наивных вопросов о том, как действовать пострадавшим
Челябинские квартиры превратились в бассейны.

Челябинские квартиры превратились в бассейны.

Фото: KP.RU - Челябинск

Залило как новехонькие многоэтажки, так и старые, устоявшиеся, дома. У одних межпанельные швы плохо промазаны, у других — старая кровля. Коммунальный омбудсмен Анатолий Вершинин второй день не отрывается от телефона. На трубках висят и его помощники — сюда стекаются звонки со всей Челябинской области. Люди просят совета и помощи.

— За два дня ливней мы приняли, наверное, тысячи звонков, — рассказывает правозащитник. — Заявляют о двух проблемах: либо жилье затопило, либо во дворе дерево упало на машину.

Вместе с омбудсменом Анатолием Вершининым и адвокатом Александром Щербининым мы постарались ответить на пять наивных вопросов о том, что же теперь делать пострадавшим.

1. Как собрать доказательства о протечке?

Сделать детальные фото и подробный видеоролик, где видны подтеки, вода на полу или в тазике. Снимая «кино», озвучьте дату, время и ваш адрес. Зовите в свидетели соседей и составляйте в их присутствии акт, который они потом подпишут. Документ заполняется в свободной форме, где вы указываете место протечки и что в квартире повреждено. Пусть бумагу подпишет и председатель совета дома — бабушки-соседки наверняка знают, где его найти.

2. У кого требовать ремонт?

В управляющей компании. Телефонного звонка недостаточно, отправляйтесь лично с папкой собранных доказательств. Там пишите в двух экземплярах заявку с требованием провести ремонт и устранить последствия коммунальной аварии. Проследите, чтобы заявлению дали входящий номер. В кратчайшие сроки коммунальщики должны прийти к вам домой и составить свой акт. Проверьте его, убедитесь, что отражен ущерб имуществу.

3. Кому жаловаться, если ЖЭК не реагирует?

— государственная жилищная инспекция. Адрес: ул. Елькина, 79, 5-й этаж. Телефоны: (351) 263-96-60, 237-63-78.

— прокуратура Челябинской области. Адрес: ул. Елькина, 11. Телефоны: (351) 239-20-20, 239-21-63.

4. Что делать, если не возмещают ущерб?

ЖЭКи всегда стараются устранять нарушения и поломки без привлечения судов. А вот причиненный коммунальным бедствием ущерб возмещают редко, находя тысячу причин. Например, управляющая компания в новостройке может ответить так: «А вы когда квартиру принимали, почему все не проверили? Зато акт подписали, сами виноваты». В общем, практика такова, что компенсацию придется получать через суд: доказательства у вас есть, осталось составить иск.

Правильно оформить его помогут в любой бесплатной юридической консультации, которые часто открывают депутаты при своих приемных. А вот представлять ваши интересы в суде придется либо самому, либо частному юристу. Разбег цен за подобные услуги очень большой, в зависимости от сложности. Но средняя и адекватная сумма — около 20 тысяч рублей. При этом стоит составить с юристом соглашение, где вы укажете его «оклад» за работу и только в случае выигрыша — премиальную часть.

5. Можно ли застраховать свое жилье от потопа?

— Можно, но в случае стихийных бедствий вряд ли клиент получит выплату, — рассказывает Надежда Першина, специалист по страхованию и кредитованию. — Ливень — это из категории форс-мажора. Я знаю только несколько крупных страховых компаний, которые после падения метеорита вставили своим клиентам окна. Они пошли на это вопреки договору, чтобы не портить имидж. Часто страховщики отказываются оформлять полисы для квартир первых и последних этажей, либо делают приличные наценки. Для примера, страховка стандартной «двушки» с ремонтом будет стоить от двух тысяч рублей и выше, в зависимости от деталей.