Знаменитый руководитель центра народной музыки «Гармонь» Виталий Вольфович в программе «Бизнес-ланч на радио «Комсомольская правда»
Фото: Андрей АБРАМОВ
— Виталий Абрамович, вы в Челябинской области и за ее пределами очень известны. Три десятилетия народ тянется к вашему проекту. В чем секрет успеха?
— Для меня важно, что я стал продолжателем дела братьев Заволокиных. Когда началась перестройка, эти два великих русских сибирских мужика вернули людям народную музыку.
В советское время все было унифицировано. Песни, даже самые хорошие, грешили единообразием: «От Москвы до самых до окраин», «Хлеб — всему голова». Так легче было управлять, следить за свободным временем населения. Заволокины придумали телепрограмму «Играй, гармонь!» Стали ездить по селам и городам, находили самородков. А для людей наших вот это и есть самое главное: встретиться с талантом, который поет или играет не как все и души так волнует, что слушатели плачут и смеются. Выяснилось, что все мы очень разные. В этой разности — смысл народного искусства.
В Челябинске мы с энтузиастами народной музыки создали клуб «Гармонь». Стали проводить концерты и фестивали под трендом «Играй, гармонь уральская!» Но я же не просто музыкант, хотя сам тоже на гармошке играю и песни пою. И не просто представитель академической и народной музыки. Мне, руководителю клуба, нужно быть и психологом, и социологом, и фольклористом, Учитывая, насколько у нас сейчас насыщено жизненное пространство, в том числе и звуковое, надо бороться за народное искусство, популяризировать его. Для этого пришлось освоить профессию журналиста и писателя. В общем, стал многостаночником. По-другому ничего не получится.
БАЯН НЕЗАМЕНИМ
— А бизнесменом вас можно назвать?
— Нет. Для этого нужны особые качества. Не буду прибедняться. Я много работаю, вполне обеспечен. Но заниматься бизнесом — редкий талант, им, как говорят ученые, обладают всего четыре процента населения. А я доверчивый, наивный. Меня бы обманули двадцать раз. Меня устраивает моя жизнь. И работа интересная, и на еду хватает.
— Вы долгие годы преподавали в академии культуры. На баяне играли не «Калину красную», а музыку Баха, Моцарта, Чайковского.
— Я с нею и не расстанусь никогда. Баян ведь очень интересный инструмент. Он универсальный. В советское время был еще и тружеником культурно-просветительного фронта. Сегодня, кстати, баянистов очень не хватает. А в ту эпоху все пели, плясали, танцевали. Баян был незаменим. Рояль ведь не потащишь по сельским клубам.
Фото: Андрей АБРАМОВ
— Баян помогал вам зарабатывать на жизнь?
— Еще как! Я этим вовсю занимался до середины 90-х годов, пока не стал, благодаря народной музыке, известным человеком. Помню, лет 20 назад меня, так сказать, наняли выступать на юбилее одной большой начальницы. Я играл на гармошке, гости веселились, поднимали тосты за именинницу. Разгорячившись, переключили внимание на меня. Я стал главным героем торжества. У меня просили автографы, задавали вопросы, просили сфотографироваться. Мне было стыдно перед юбиляршей. Гонорар свой я получил, но сказал себе: «Все, парень, надо с этим заканчивать. История будет повторяться. Нехорошо нарушать чужой сценарий».
— Состоятельные люди приглашают на свои праздники звезд шоу-бизнеса. «Мы, — говорят, — за ценой не постоим, но пусть нам споет Киркоров или Розенбаум».
— Наших тоже приглашают. Сам я, как уже объяснил, отказываюсь. А артистов клуба «Гармонь» подгоняю. Это нормально. Своего рода элемент популяризации — пусть люди слушают народников. В новогодних торжествах клуб обычно не участвует. Нас ждут на других праздниках: День Победы, День матери, День пожилого человека. Новый год отведем в семейном кругу и снова начнем выходить на сцену. Помните, как в песне: «Пой, гармоника, вьюге назло».
ВОПРЕКИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ФАНАБЕРИИ
— Дома гармонь берете в руки?
— Не часто. Работа накладывает отпечаток. Там так наиграешься и напоешься, что хочется тишины, покоя. Рахманинова, например, послушать или на симфонический концерт сходить. А с проектом «Играй, гармонь уральская» мы Южный Урал проехали вдоль и поперек, и ни по разу.
— Какой у нас в области самый поющий город?
— Везде по-разному относятся и к нам, и к народной музыке. Знаете, куда мы любим приезжать? На первом месте — Нагайбакский район. Удивительный край! А нагайбаки — это крещеные православные татары — потрясающие люди. Музыкальные, творческие, гостеприимные, обаятельные. Я всегда говорю: нагайбаки все лучшее взяли у русских и татар.
Фото: Андрей АБРАМОВ
Очень интересна Горнозаводская зона и прежде всего Усть-Катав. Там невероятно много талантов. Не знаю, с чем это связано. Городки и деревеньки маленькие, народу живет не много, но все звезды областного клуба «Гармонь» оттуда.
В Пластовском районе отличный глава Александр Васильевич Неклюдов. Он рулит еще с советского времени. Единственный такой в области. Всей душой и он, и пластовчане расположены к народному искусству. Но сталкиваемся и с высокомерием в некоторых районах. Я их называю столицами провинциальной фанаберии. Есть столичная, в пределах Садового кольца, но провинциальная хуже столичной, когда корчат из себя Бог знает кого.
«ЛЮДИ ХОТЯТ ВАС ПОТРОГАТЬ»
— Экс-мэр Тарасов очень помогал клубу «Гармонь».
— Вячеслав Михайлович уникальный человек. Такого, как он, главы не было и больше не будет. Мы с ним дружим. Он по сей день живет жизнью города. Знает Челябинск от «а» до «я». Люди ценят его заслуги. На нынешних губернаторских выборах меня включили в штаб Бориса Александровича Дубровского. Я там встретился с нашим прославленным тренером Александром Миллером, воспитавшем много чемпионов. Он меня спрашивает: «Вы ведь общаетесь с Вячеславом Михайловичем, не могли бы дать его телефон? Хочу поговорить, поблагодарить за все, что он сделал для города».
В 1996 году Тарасов сам пришел к нам в «Гармонь». Мы тогда не были знакомы. В кинотеатре «Победа» у нас был концерт. Бежит ко мне контролер: «На входе мэр, он с бабушками разговаривает. Идите встречайте». Он меня увидел и говорит: «Привет, Вольфович. Слушай, мне твоей «Гармонью» все уши прожужжали. Но я хочу сам посмотреть». Это краеугольный камень его отношения к должности: самому во всем убедиться.
Фото: Андрей АБРАМОВ
Благодаря Вячеславу Михайловичу, я узнал, что в Челябинске более 50 поселков. Мы их все объехали со специальной программой «Поселковая гармонь», и она была очень правильной. В этих поселках много ветеранов, им с окраин в центр города ездить несподручно. А мы сами приезжали. Где нет клуба, выступали в школе.
— Если вас позвали в штаб Дубровского, значит власти Вольфовича не забывают!
— Никак не ожидал, что Борис Александрович включит меня в список пятнадцати лидеров на основе общественного мнения жителей Челябинской области. Когда нас 15 мая собрали в резиденции губернатора, я пришел с большим волнением представлять культуру и искусство. Слово дали только четверым. Когда очередь дошла до меня, Борис Александрович говорит: «Виталий Абрамович, сколько можно на вас смотреть по телевизору! Люди хотят вас потрогать, сфотографироваться с вами. Вас надо с миссией по области отправить». Я готовился к официальной речи, а он задал неформальный живой тон. Общение с ним меня впечатлило. И когда в штабе попросили сделать ролик, причем экспромтом, по принципу «Скажите пару слов», я нашел эти слова и в финале сказал: «Надеюсь, Борис Александрович станет лучшим губернатором нашей страны». Мне очень хочется в это верить. Я совершенно искренний его агитатор. Когда в день выборов он поздно ночью приехал в штаб, и уже были известны предварительные результаты, подошел ко мне со словами: «Виталий Абрамович, если бы вы пошли на выборы, эти проценты были бы у вас. Народ вас очень любит».
ЗВЕЗДЫ РОЖДАЮТСЯ В ГЛУБИНКЕ
— Вам, наверное, не раз предлагали выдвигаться в депутаты?
— Предлагали. Но я легко отбивался. Уже давно определил, чем должен заниматься. Трудный момент был, когда в 1999 году Вячеслав Михайлович Тарасов вдруг предложил мне должность начальника городского управления культуры. Я лихорадочно думал, как ответить «нет»? Но нашел аргументы. Дескать, у меня успехи в том деле, которым занимаюсь, а кто даст гарантии, что я стану хорошим начальником? И сам я их дать не могу. Он со мной согласился.
В будущем году исполнится десять лет моей авторской телепрограмме «Искры камина». По меркам телевидения программа уже старая, но она рейтинговая. Письма со всей страны приходят мешками. За годы у меня наработался слуховой опыт. Я знаю, что нужно людям, какая песня растрогает человека до слез.
В последней передаче у меня был потрясающий дедушка Валентин Матвеевич Бубенчиков из села Миасское, ему 80 лет. Он с восторгом вспоминал свое военное детство, как они пели песню «Священная война». Вот что людям надо! Вы же помните нашего местного «Пиросмани» — Ивана Антоновича Плешивцева. Как возьмет гармошку да запоет свою «Калину», весь зал рыдает. Казалось бы, это так просто. А вот попробуй повтори! Надо искать такие таланты, которые могут волновать души. Надо давать им дорогу. Чем мы и занимаемся.
— И находите?
— Конечно. Наша новая звезда Виктор Холин живет в Орловке, это Катав-Ивановский район. 300 километров от Челябинска. Гармонист и певец. Молодой еще, ему 40 лет. Башковитый, рукастый крестьянин. За что ни возьмется, все у него получается. При этом современный мужик. В своей далекой глухой деревне живет словно в центре Вселенной. У него в избе свои студия, не надо никуда ехать. Они с женой уже 15 дисков выпустили — целое песенное собрание сочинений.
— Что пожелаете землякам в Новом году?
— Все по-разному отвечают на вопрос, что такое счастье. А я как-то услышал: счастье — это когда нет несчастья. И мне это особенно понравилось. Счастливых дней всегда больше. Я думаю, что и кризис мы переживем. Будет песня — будет и хлеб, будет хлеб — будет и песня. Давайте двигаться дальше!
ДОСЬЕ «КП»
Виталий Абрамович Вольфович — заслуженный работник культуры РФ, профессор, руководитель областного центра народной музыки «Гармонь».
Талантливый музыкант и педагог, 36 лет работал на кафедре народных инструментов исполнительского факультета ЧГАКИ.
Известен как пропагандист и исследователь народного инструментального искусства Южного Урала. Организатор концертных программ «Играй, гармонь, уральская!» Автор серии радио- и телепередач, посвященных культуре Челябинска, в том числе цикла «Искры камина» на телеканале «ОТВ».
Написал и издал более сотни статей и 15 книг о традициях русской народной музыки и истории музыкальной культуры Челябинска.