Премия Рунета-2020
Челябинск
+10°
Boom metrics
Звезды28 февраля 2015 22:00

Владимир Хомяков сыграет на органе «Дип Перпл» и «Пинк Флойд»

Знаменитый челябинский музыкант накануне своего 55-летия стал гостем программы «Бизнес-ланч на радио «Комсомольская правда» [95.3 FM]

Фото: Андрей АБРАМОВ

Народный артист России, человек, без которого трудно представить историю челябинского органа, бессменным хранителем и настройщиком которого он является уже почти три десятка лет, рассказал, что его «лечит» от депрессии, почему новый зал «Родина» напоминает ему храм и как он получил музыкальный опыт на танцплощадках в Крыму.

Владимир Викторович, которому 2 марта исполнится 55 лет, признался, что в последние годы не относится к своему дню рождения как к важному событию. В далеком прошлом остались эмоциональные моменты, когда радовался тортику «Наполеон», испеченному сначала мамой, потом женой. Однако в ответ на вопрос, воспринимает ли он обновленный орган как подарок, ответил:

— Да, это подарок судьбы. Я счастлив с той минуты, когда в сентября 2014 года начал звучать наш инструмент. Все получилось очень даже неплохо. И я уже другой человек. Не тот, каким был еще год назад.

— Имеете в виду переживания, сомнения?

— Понимаете, некий негативный фон в отношении органа, его места в храме, существовал начиная с 1991 года. Меня волновала неопределенность перспектив. И было неприятно осознавать, что часть горожан относится к этому залу со знаком «минус». Некоторые мои близкие друзья, когда у них в голове что-то изменилось по отношению к русской православной церкви, перестали ходить на концерты. Не могу сказать, что меня это обрадовало. Сейчас будущему ничто не угрожает. Я доволен.

«СЕЙЧАС У НАС ПЕРЕАНШЛАГИ»

— После переезда побаивались подходить к инструменту?

— Нет, что вы! Это же не то, что я пришел с улицы, и мне сказали: «Вот мы тебе сделали орган». Я же присутствовал при монтаже, при интонировке, когда каждый регистр рождался на новом месте заново. Я был свидетелем этих моментов. Звук замечательный! В принципе, все изменения в органе, так называемая «модернизация», проведены сделаны с моей подачи. И все сделано на совесть. Коллеги из других городов и стран восхищаются и акустикой, и инструментом. Наш орган изначально был выдающимся на территории всего Советского Союза, его многие ценили, с тревогой следили за всеми перипетиями и довольны счастливым результатом.

Солистом-органистом и органным мастером Челябинской филармонии Владимир работает с 1987 года. Фото: из архива В. Хомякова.

Солистом-органистом и органным мастером Челябинской филармонии Владимир работает с 1987 года. Фото: из архива В. Хомякова.

— В «Родине» аншлаги. Может, люди потянулись ради любопытства?

— Безусловно. Также было в старом зале. Первые три года народ шел, как говорится, «на слона». Любопытство двигало. Потом остались люди, у которых есть потребность в такой музыке. Их гораздо меньше, чем просто любопытных. А сейчас у нас переаншлаги и огромное количество концертов.

В «РОДИНЕ» КАК НА КОРАБЛЕ

— Алое поле вы в одном интервью сравнили с островом. Вы к храму дорогу не забыли?

— Действительно, это для меня было знаковое место. Бывший органный зал, а ныне храм Александра Невского удивительно расположен. В центре города, но как бы особняком, за зеленью, словно на острове. Слушатель шел туда не по оживленной улице, а через парк, попадал в необычную для себя атмосферу, начинал настраиваться и был готов не просто внимать сложной, духовной музыке, а размышлять, работать душой. Я боялся, что в новом зале этого не будет, что придется менять репертуар. Слава Богу, мои опасения были напрасны. Есть в «Родине» эта атмосфера. Можно играть музыку, которая звучала на Алом поле.

Что касается архитектуры «Родины», у меня четкие ассоциации с храмом. Не только относительно внутреннего пространства, но и по форме здания, к которому в процессе реконструкции добавилось два пристроя. Получилась форма креста. А именно в виде креста сделаны все храмы. Храм -корабль, это известный символ. «Родина» на корабль очень похожа, даже есть некий капитанский мостик. Часто вспоминаются некоторые европейские не готические церкви с плоскими потолками, где очень похожая акустика.

Бессменным хранитель и настройщик челябинского органа считает его обновление подарком судьбы.

Бессменным хранитель и настройщик челябинского органа считает его обновление подарком судьбы.

Фото: Андрей АБРАМОВ

«МОЕ СЕРДЦЕ В КРЫМУ»

— Что вам, кроме профессии, интересно?

— Все интересно. Слежу за жизнью через Интернет. Телевизор давно не смотрю. А Интернетом пользуюсь активно и в курсе всего, что обсуждается в стране.

— Вы всегда такой серьезный. Не подумаешь, что когда-то играли на танцплощадке в Феодосии.

— Моя серьезность — это уже какая-то маска. Глубоко в душе я крайне несерьезный человек. Очень люблю юмор, считаю себя неплохим карикатуристом. Да, в Феодосии на центральной танцплощадке мы играли «Дип Перпл», «Пинк Флойд», «Битлз». Кстати, сейчас собираюсь исполнить эту музыку на своем юбилейном концерте. Наверное, это ностальгии. С этой музыкой связана масса воспоминаний о моей юности, о школьном ансамбле.

— Как вы стали южноуральцем?

Можно сказать, что я на Урале с 1984 года, со времени службы военным музыкантом в Чебаркульской учебной дивизии. В Челябинск приехал работать в апреле 1987 года, за две недели до появления немецких специалистов. Горжусь, что не без моего участия был смонтирован орган фирмы «Германн Ойле».

— Было время, когда вы уезжали в Калининград.

— Уезжал навсегда. В середине «нулевых» почти год работал главным органистом и хранителем органа Кафедрального собора. Хотел остаток своей жизни провести там. Но не срослось. Мы с Калининградом не поняли друг друга. Ощущаю ли себя челябинцем? Пожалуй, да. Хотя не скрою: мое сердце в Крыму, где прошла юность.

БАХ И ДЖАЗ ТАК ПОХОЖИ

— В Интернете прочитала: «Хомяков что бы ни играл, у него всегда получается джаз».

— Это написал Миша Корнеев, органный мастер из Калининградской филармонии. Не знаю, что он имел в виду. Но уверяю вас: между музыкой Баха и джазом гораздо больше объединяющих ниточек, чем кажется. Очень много джаз взял из барочной музыки. Откуда взялся так называемый walking bass — шагающий бас? Оттуда. Или запись музыки не нотами, а символами. Также много общего в степени условности и самой нотной записи, в наличии «неровных» нот. Своего рода «барочный свинг». Можно много таких примеров привести.

Владимир Хомяков (справа) в четвертый раз собрал в Челябинске друзей и коллег на международный фестиваль «Джаз на большом органе».

Владимир Хомяков (справа) в четвертый раз собрал в Челябинске друзей и коллег на международный фестиваль «Джаз на большом органе».

Фото: Надежда Пелымская

— Недавно в «Родине» завершился IV международный фестиваль «Джаз на большом органе».

— Идея создать этот проект возникла, когда я участвовал в Ганноверском конкурсе «Джаз на церковном органе». Я победил там неожиданно для себя. Форум строился как раз по той схеме, по которой я стал проводить свой фестиваль. Кстати, он по-прежнему остается в этом формате единственным в мире. Нынешний наш фестиваль считаю успешным. Все выкладывались по максимуму. Мне это очень понравилось. Ну, и благодаря участию этно-оркестра «Alpha & Co» Виталия Владимирова из Екатеринбурга, музыканты которого умеют «заводить» публику с пол-оборота, удалось создать именно ту атмосферу, которая нужна для такого фестиваля.

КОНЦЕРТЫ НЕ СЧИТАЮ, АФИШИ ХРАНЮ

— Чем занят Владимир Хомяков-младший?

— Володя уже несколько лет учится вдалеке от нас в Южно-Калифорнийском университете, это в Лос-Анджелесе. С сыном видимся в основном по скайпу. Приезжает к нам погостить. Он уже заканчивает учебу и работает ассистентом у очень известного американского пианиста Даниэля Поллака.

Семье я стал в последние годы больше внимания уделять, видимо понимать стал больше. Стараюсь больше времени проводить дома. Мой первый советчик, человек, который скажет мне правду, и скажет вовремя — это моя жена Ольга.

— Ведете ли вы подсчет своих концертов?

— Нет. А вот афиши храню. Это хороший антидепрессант. Когда кажется, что все плохо, надо достать свои афиши (а их целая куча), посмотреть и сказать себе: «Ух ты, как много!» Оказывается, я и это играл, и то. Настроение поднимается.

«Глубоко в душе я крайне несерьезный человек. Очень люблю юмор, считаю себя неплохим карикатуристом».

«Глубоко в душе я крайне несерьезный человек. Очень люблю юмор, считаю себя неплохим карикатуристом».

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Увлечение карикатурой — тоже антидепрессант?

— Это потребность в иного рода творчестве. Скорее не карикатура, а графика, я в юности ею сильно увлекался. У меня есть серия «История органа в картинках», которую я сделал специально на десятилетие нашего органа. Могу похвастаться, что на сегодняшний день это самая популярная серия рисунков на органную тематику, которая существует вообще, не только у нас в стране.

— Где картинки можно увидеть?

— Где угодно. Их часто используют. Можете зайти в класс Казанской консерватории, там они на стенке висят в рамочках…

P.S. 3 марта свой 55-летний юбилей Владимир Хомяков отметит на сцене зала «Родина». В программе: органные произведения И.С. Баха, классика рока, авторские композиции и импровизации. Начало в 18.30

КСТАТИ

В Челябинске уже был орган

Орган рижской фирмы «Мартин и сыновья» размещался в костеле на нынешнем перекрестке ул. Свободы и пр. Ленина. Здание, видно, мешало сделать проспект шире, и его взорвали. Инструмент погиб.

ДОСЬЕ «КП»

Владимир Хомяков родился 2 марта 1960 году в Москве. В 1979 окончил Симферопольское музыкальное училище. В 1984-м — Одесскую консерваторию по классам фортепиано и органа. В 1986-м изучал искусство органостроения в Риге. В 1987 участвовал в монтаже Челябинского органа. С этого года работает солистом-органистом и органным мастером Челябинской филармонии. С 1992 года — артистический директор челябинских органных фестивалей. Один из основателей российской ассоциации «Новое органное движение». Инициатор и активный участник успешных экспериментальных проектов: «Картины музыкального пространства», «Органные опыты», «Джаз на большом органе», фестиваль авангардной музыки «Organissimo. Выступал с сольными концертами в большинстве органных залов бывшего СССР, а также в Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Дании, Финляндии и США.