Политика1 июля 2015 1:00

Туннели челябинского метро нужно переделать под скоростной трамвай

Об этом на радио «Комсомольская правда» говорил политолог Александр Подопригора

Фото: Андрей АБРАМОВ

ПРО ВСТРЕЧУ С ДУБРОВСКИМ

— Более двух часов длилась встреча нашего экспертного клуба «15.01» с Борисом Алекандровичем, его замом Вадимом Евдокимовым, и министром экономразвития Татьяной Кузнецовой. Наше сообщество отличается от экспертного совета губернатора. Каждый из нас — авторитетный специалист в какой-то из сфер. При этом никто не работает на власть. Думаю, губернатора привлекла возможность пообщаться со специалистами, которым можно по-человечески доверять и которые не являются носителями ведомственных интересов.

Обсуждали угрозы экономике области. Министр экономразвития — очень неравнодушный человек. Видит, что идет падение в промышленности. Говорит, что особенно третий квартал может стать провальным. Поэтому не нужно занимать позицию страуса и прятать голову от проблем. Тут можно вспомнить анекдотичный случай из политической жизни Челябинска. В 99-ом были выборы. Чернобровин тогда боролся с молодым Юревичем за место в гордуме. Накануне голосования социолог Сергей Зырянов положил Чернобровину на стол не очень хорошие для кандидата результаты опроса. Политик вздохнул и сказал:

— Ну вот Сережа, я думал ты мне друг...

ГЛАВНОЕ НАУЧИТЬ ЮЖНОУРАЛЬЦЕВ ДОВЕРИЮ

— Обсудили с Дубровским проблему: региональная власть не может всерьез повлиять на экономику. Ведь многие процессы происходят по всему миру и не зависят от губернатора. Да и крупный бизнес не зависит от главы региона. Борис Александрович признался, что во время работы директором ММК он не интересовался областным правительством. У них были свои заботы. Теперь глава региона понимает, что нужно выстраивать отношения социальной ответственности с бизнесом. Губернатор не может всерьез повлиять на корпорации, но может повлиять на доверие внутри региона. Для этого все проблемы должны честно и открыто обсуждаться. Пришли к выводу, что показатель доверия — один из главных. Там где люди доверяют власти — есть инвестиции, развивается бизнес, в казну идут налоги. А у нас южноуральцы не верят никому. Доверие есть лишь к личности президента.

ПРО МЕТРО В ЧЕЛЯБИНСКЕ

— Долго обсуждали проблему метро. Суть даже не в самом долгострое. В проблеме, как в капле воды, отразились все противоречия управленческого процесса и экономики в Челябинской области. Губернатор искренне говорил, что у него нет готового решения. Он хочет, чтобы метро было. Ведь это шаг к новому качеству жизни мегаполиса. Но сейчас банально нет денег. К тому же, во время строительства было много коррупции. Из-за этого у нас километр метро в разы дороже, чем в Москве. Эксперты считают, что когда в области было много денег, стройка была выгодна. Деньги бесконечно осваивали, просто меняя цифры в документах.

Некоторые верят в сказки, что появится частный инвестор и вложит 75 миллиардов рублей в метро. Это почти что годовой бюджет всей области. В мире 150 лет строят подземку и никогда бизнесмены не вкладывались в такие стройки. Ведь это не выгодно. Сейчас в месяц тратят 25 миллионов на поддержание вырытых туннелей. Серьезно стоит вопрос: может быть закопать метро? Решение радикальное, поэтому его нужно много обсуждать. Сейчас ветки прокладывают там, где уже не нужно. Когда-то на ЧТЗ работало 50 тысяч людей и связка с центром была необходима. Сегодня там почти никто не работает, а значит линия никому не нужна. Вот если бы строили из центра на северо-запад — другое дело.

Есть мнение экспертов, что существующие туннели можно использовать для маршрута скоростного трамвая. Электричка бы ныряла под землю, а кое-где выходила на поверхность. Это дешевле и эффективнее метро. В итоге сошлись на том, что нужна масштабная дискуссия по поводу строительства. Решение проблемы остается за губернатором.

Полную версию эфира можно послушать здесь>>>

Слушайте программу «Тема Дня» с Александром Подопригорой каждый вторник на радио «Комсомольская Правда — Челябинск» (FM 95,3) в 13:05. А также в интернете на сайте www.kp.ru/radio.