Премия Рунета-2020
Челябинск
-2°
Boom metrics
Экономика29 сентября 2015 7:00

Челябинская область создала инструкцию по развитию туризма

Южный Урал намерен сломать стереотипы о своей только индустриальной мощи
Горный парк им. Бажова — уникальное место отдыха.

Горный парк им. Бажова — уникальное место отдыха.

Златоуст встретил гостей золотыми осенними лесами, синим воздухом и теплым солнцем. Площадка для межрегионального форума «Внутренний туризм: инструкция по применению» выбрана как нельзя лучше. Златоуст с его богатой историей и перспективным настоящим — одна из жемчужин Южного Урала.

Многие участники форума на Южном Урале впервые.

— Представление о Челябинской области я меняю, — говорит Елена Шарипова из Республики Коми. — Если раньше знала только о заводах, то теперь я очарована вашей природой. Златоуст стоит на горах. Это так красиво, особенно сейчас, осенью! Вам есть что показать и чем гордиться. Берегите это богатство!

Название форума точно отражает его суть: развить сферу внутреннего туризма до такой степени, чтобы он стал если не конкурентом выездному, то его хорошей альтернативой. Это тренд не только южноуральский — общероссийский. Секретами успеха в продвижении с участниками дискуссионных площадок делились асы — брендирования и продвижения, организации туристических маршрутов.

Знаковым событием форума стало заключение Соглашения между Федеральным агентством по туризму и правительством Челябинской области. Подписи в документе поставили глава Ростуризма Олег Сафонов и губернатор Борис Дубровский. Для бизнеса, который планирует участвовать в развитии регионального туризма, зажжен зеленый свет.

Межрегионального форум «Внутренний туризм: инструкция по применению» прошел в Златоусте.

Межрегионального форум «Внутренний туризм: инструкция по применению» прошел в Златоусте.

По предварительным подсчетам, за несколько лет в эту сферу будет вложено 400 млн рублей из областного бюджета и до двух миллиардов составят инвестиции. Соглашение позволит войти туристическим проектам Южного Урала в федеральную программу и претендовать на софинансирование из федерального бюджета. А там ставка высокая — миллиард рублей на развитие регионального туризма в Челябинской области.

— Название для форума выбрано точно, — сказал Сафонов. — Нам нужно развивать и внутренний, и въездной туризм. В федеральной программе развития туризма участвует 25 регионов. Надеемся на активное включение Челябинской области.

Цифра

Внутренний туризм в России вырос по итогам 2014 г. на 30%.

Как сообщил руководитель Ростуризма Олег Сафонов, по родной стране путешествовало более 41 млн сограждан.

По словам Сафонова, рост туризма обеспечил отрасли такой плюс, какого не дала ни одна отрасль экономики. В страну активно едут зарубежные гости. В прошлом году Россию посетило 32,4 млн человек, что на 5% больше, чем в 2013 году.

— Это не сырьевой экспорт услуг, — отметил Сафонов. — И въездной, и внутренний туризм — это сразу рост экономики на месте. Турист нуждается в обязательном наборе услуг: проживании, питании, экскурсионном обслуживании. Так или иначе, он приобретает сувениры, литературу. Турист создает спрос. Туризм имеет огромное культурно-познавательное, воспитательное, идеологическое значение. У нас огромная прекрасная страна, а мы ее плохо знаем! Последние 20 лет для россиян туризм воспринимался как выездной: все считали почетным долгом посетить ряд стран, во многих бывали не по разу. Конечно, ничего дурного в этом нет, но как быть со своей страной? Многие ли побывали на Алтае или на Камчатке, в Калининграде или в Мещерах?

По мнению Сафонова, внутренний туризм — серьезнейшая часть идеологии. Путешествуя по родной стране, понимаешь ее величие и масштаб.

— Туризм многогранен. Наша задача — понять, чем та или иная территория интересна, — заявил Сафонов. — Отнеситесь критически к имеющемуся, чтобы вычленить главное и идти вперед. На базе ярких особенностей региона нужно создавать полноценный туристический продукт, продавать и продвигать его. Перед Челябинской областью стоит задача — развивать экономику через развитие внутреннего туризма. Нужно работать с малым и средним бизнесом, создавать новые рабочие места.

Сафонов заверил, что регионы, занимающиеся развитием туристической отрасли, получат всяческую поддержку федерального агентства.

— Соглашение с Челябинской областью позволит нам активно сотрудничать. От региона мы ждем проекты туристических кластеров, и они будут включены в федеральную программу развития внутреннего туризма с соответствующим финансированием. Ждем от региона ясных конкретных предложений.

Губернатор вместе с гостями побывал на загадочном острове Веры.

Губернатор вместе с гостями побывал на загадочном острове Веры.

Разработкой соответствующего направления Челябинская область занимается с 2006 года. Появился уже узнаваемый бренд и слоган «Южный Урал — край, где сбываются мечты». Кстати, за формулировку «Южный Урал» высказались сами жители. Термин «Челябинская область» вызывает ассоциации с индустриальной мощью, экологическими проблемами Карабаша и Магнитогорска. Тогда как «Южный Урал» — с лесами, озерами, путешествиями.

В 2014 году губернатор Борис Дубровский поручил разработать Стратегию развития туризма, и, по словам министра культуры Алексея Бетехтина, сейчас документ полностью подготовлен. Область готова всемерно поддерживать частных инвесторов,

— Активно развивается туризм там, где вектор задает руководитель территории, — отметил Олег Сафонов. — Без понимания стратегического значения ничего не получится. Челябинская область — край уникальной природы, удивительных археологических находок.

«ГОРНЫЙ ПОЯС ЮЖНОГО УРАЛА»

Туристический кластер Южного Урала — одна из основных тем форума. Разные по содержанию, но связанные воедино достопримечательности нашего края объединятся так, чтобы турист при желании, к примеру, мог не только активно отдохнуть на горнолыжном курорте, но и побывать в музеях и заповедниках, сплавиться по чистейшим горным рекам. Границы кластера очертят по территории Миасского, Златоустовского, Трехгорного, Кыштымского городских округов, а также Катав-Ивановского и Кусинского районов, замкнув территорию в своеобразное кольцо. Название проекта — «Горный пояс Южного Урала».

На карте кластера есть уже хорошо известные бренды — Национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай», горнолыжный курорт «Солнечная долина», клуб-отель «Золотой пляж», инженерный памятник «Пороги».

Некоторые точки будущего кластера уже сейчас активно развиваются. Огромным спросом и у южноуральцев, и у жителей соседних территорий пользуется, к примеру, горнолыжный курорт «Солнечная долина». Несколько последних лет здесь проводятся чемпионаты Европы и мира по зимним видам спорта; перед Сочинской олимпиадой в «Солнечной долине» тренировалась российская сборная. Курорт популярен и у профессионалов, и у любителей.

Не менее популярны клуб-отель «Золотой пляж» на Тургояке, Национальный парк «Таганай», уникальный музей под открытым небом «Аркаим».

Глава Ростуризма Олег Сафонов и губернатор Борис Дубровский.

Глава Ростуризма Олег Сафонов и губернатор Борис Дубровский.

Прямая речь

Алексей Яковлев, генеральный директор Национального парка «Таганай»:

— В 2014 году особо охраняемые природные территории в России посетили почти 10,5 тысячи человек. Таганай в 2014 году посетило 88 тысяч человек. С декабря 2014 года по сей день — 115 тысяч человек, что на 35% больше, чем в прошлом году. Парк удобно расположен, компактен, у нас есть много ярких достопримечательностей: Каменная река, Откликной гребень. По Таганаю проходит граница Европы и Азии.

Я рад, что на Южном Урале охране и развитию таких объектов, как наш Таганай, уделяется большое внимание.

Компетентное мнение

Генеральный директор московской консалтинговой компании «Конкретика» Надежда МАКАТРОВА:

"Для Южного Урала главная задача — переломить негативный стереотип территории с неблагополучной экологической ситуацией"

— Потенциал региона оцениваю высоко. Много природных красот, удобная логистика — регион расположен удачно от центра России, где сосредоточена большая часть платежеспособного населения. В туризме логистика — один из ключевых факторов. Нужно объяснять, что такое Южный Урал, нужно больше рассказывать о том, что турист получит, побывав в этих краях. Потому что сегодня очень силен имидж Челябинской области как промышленного региона с неблагополучной экологической ситуацией. Переломить этот стереотип — ваша главная задача. Турист едет на конкретный «продукт», будь то горнолыжный курорт, сплав по реке. Значит, нужно оттачивать содержание маршрутов, заниматься их брендированием. Как, например, маршрут «Золотое кольцо России», известный на всю страну. Когда мы ехали в Златоуст из Челябинска, восхищались красотами природы. Вам есть чем гордиться.

КОГДА ПРИБЫЛЬ ВКЛАДЫВАЕШЬ В «СОЦИАЛКУ»

Пример частных инвестиций в развитие территории — горный парк им. Павла Петровича Бажова, строящийся близ микрорайона «Красная горка» в Златоусте. Инициатива принадлежит компании «Стройтехника». Стремясь создать уникальное место отдыха и достопримечательность родного города, бизнесмены решили использовать сказы Бажова, посвященные удивительному Златоусту. Территорию парка украсили первые скульптуры героев сказов — Огневушка-поскакушка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной Горы. Каменный холм, по которому журчат струи воды… А вершине возвышенности — Дерево жизни, выкованное кузнецами-мастерами. Мощный ствол и корни, резные дубовые листья — глаз не оторвать! С холма открывается потрясающий вид на Златоуст и окрестности — Таганай, Уреньгинский хребет.

— Мы — участники туристического горного кластера Челябинской области. В этом году сдали первую очередь Горного парка имени Бажова, — говорит первый заместитель генерального директора ГП «Стройтехника» Алексей Трубченинов. — Открыли галерею минералов, запустили зал «Хронограф», посвященный традиционным промыслам и ремеслам Златоуста. Все это сделано на средства предприятия, мы ни на кого не оглядываемся, все инвестиции — это часть прибыли. Это место отдыха как для работников коллектива, так и для горожан. Комплекс в течение трех лет оценивается в 60 млн рублей. Это не коммерческий объект, срока отдачи вложений мы не определяем. Единственная просьба к властям — определить тарифы на электроэнергию как для социального объекта. Прибыли мы не извлекаем. Посмотрите — на спортивной площадке парка всегда есть народ, люди специально приезжают сюда отдохнуть.

Горный парк открылся 1 июня 2015 года, и поток туристов только возрастает. По мнению Трубченинова, главная задача участников туристического кластера — донести до гостей Южного Урала мысль, что провинция жива, она развивается и может быть интересна.

— Запущена первая очередь Горного парка, и мы продолжим развитие, — поясняет Трубченинов. — В планах — устройство цветомузыкального фонтана. У нас полно идей на ближайшие пять лет. Если будет организован ретропоезд Екатеринбург — Златоуст, туристы смогут добираться и в Национальный парк «Таганай», и в Горный парк им. Бажова, и на ГЛЦ «Солнечная долина». Этот «треугольничек» будет всесезонный.

ИНТЕРАКТИВ И ЯСНОСТЬ МАРШРУТОВ

Активный участник разработки туристических маршрутов — оружейная компания «АиР». Один из ее проектов — международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров». В нынешнем году компания заняла второе место по Приволжскому и Уральскому округам в номинации «Лучшее событие по популяризации народных традиций и промыслов» конкурса Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» и вышла во всероссийский финал. Он состоится в октябре в Казани.

Авторский проект компании — оружейная слобода «АиРовка», открывшаяся в сентябре 2015 года. Увлекательное путешествие в мир огня, раскаленного железа и звона кузнечных молотов. Кузня стоит на берегу говорливой речушки. Один из молотов приводится в движение старинным водяным колесом.

— Любой гость слободы сможет увидеть красоту древнейшего искусства работы с металлом — от поиска и добычи железной руды до гравировки и золочения готового ножа, сабли, шашки. Не только увидеть, но и попробовать себя в древнем ремесле кузнеца. Аналогов нашему туристическому объекту нет нигде в России. Туристов много, и мы должны соответствовать спросу, — рассказывает заместитель генерального директора компании «АиР» Владимир Герасимов. — Наша слобода — уникальный интерактивный проект, побывавшие здесь, не раз вернутся и еще привезут с собой друзей. Человек едет в наш город посмотреть оружие. Потому важно быть не в стороне, а во включении в туристический маршрут. Наша компания разработала маршрутную карту оружейных компаний Златоуста — начиная от краеведческого музея и заканчивая мастерскими наших коллег. Купить карту тиражом в 10 тысяч можно свободно.

По мнению Герасимова, в разработке кластера особое внимание нужно уделить логистике. Турист должен получить ясный и удобный маршрут: до гостиницы, до музеев, до курортов. Дороги и транспорт — это очень важно.

— Я благодарен губернатору за то, что в Челябинской области принято стратегическое решение о развитии внутреннего и въездного туризма, — сказал руководитель Ростуризма. — Большой потенциал необходимо превратить в туристический продукт. Наше соглашение носит практический характер. Мы видим здесь интересные проекты государственно-частного партнерства — в частности, в Златоусте эта работа очень активно идет. Потенциал действительно гигантский, и наша совместная задача с правительством региона — раскрыть возможности Южного Урала для туристов из России и из-за рубежа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Губернатор Борис Дубровский о целях, которые преследовала область, подписывая соглашение:

— Мы должны дать ясный сигнал инвесторам, которые задумываются, входить в этот бизнес на Южном Урале или нет, что мы будем поддерживать все проекты, которые будут направлены на развитие туризма. В Челябинской области есть потенциал, подчеркну, что не более чем потенциал. Мы должны трезво оценивать те задачи, которые должны решить, чтоб стать регионом, интересным жителям страны и способным гостеприимно принимать туристов. Документ дает перспективы, ведь, кроме вложений предпринимателей и поддержки области мы ожидаем получить и федеральное финансирование, чтобы соответствовать тем задачам и стратегии, которая выстроена федеральным центром. Наши возможности надо коммерциализировать.