Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Богатый, известный челябинский купец Василий Колбин задумал этот энергетический проект в 1902 году. Подал в городскую думу прошение «об организации электрического освещения». Без лишней бюрократической волокиты оно было одобрено.
И уже в 1905 году станция (ныне по улице Труда, 66-а), работающая на двух импортных дизель-генераторах общей мощностью 50 кВт, была запущена. Под аплодисменты восторженных горожан электрический свет «врубили» на трех центральных улицах Челябинска — Сибирской (ныне — улица Труда), Уфимской (Кирова) и Большой (Цвилинга). С тех пор «дом электричества» некоторые стали называть «Храмом солнца».
В архивных документах указывается, что Колбин подписал с думой договор на уличное освещение — 40 ламп по 25 ампер. За каждую лампу город платил купцу по 110 рублей в год…
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН С ВОСТОЧНЫМ КОЛОРИТОМ
К слову, Василий Михайлович Колбин отстроил в городе несколько крупных зданий, имеющих общественное значение, открыл в Челябинске первую телефонную станцию, начал организацию трамвайного движения. Такому размаху можно и сегодня от души позавидовать. На улице Труда нынче размещена памятная доска с его барельефом и надписью: «личный Почетный гражданин Челябинска, меценат, общественный деятель».
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
В 1911 году после смерти Колбина его семья решает продать эту недвижимость с землей и надворными постройками. Через пару лет все это хозяйство выкупает муниципалитет, сразу же проводит капитальный ремонт здания и «заселяет» сюда депутатов городской Думы (электростанция располагалась позади в примыкающем строении). Парламентарии заседали здесь вплоть до революции 1917 года. А до этого городские власти сделали еще одно доброе дело, — снесли здание старой небольшой теплоэлектростанции, построили новое (оно сохранилось до нашего времени) и в 1916 году запустили электростанцию с паровой машиной и двумя немецкими генераторами общей мощностью уже 250 кВт. Топливом, как и прежде, служили дрова и местный бурый уголь. Кстати, переоборудованием и строительством станции в годы Первой мировой войны занималось российское представительство компании «Сименс-Шуккер», вложившее в этот проект, по архивным данным 47 тысяч рублей.
Специалисты определяют архитектурный стиль здания, как национальный вариант элегантного изящного Северного модерна. Такие веяния пришли к нам из Скандинавии, и прижились, в основном, в Санкт-Петербурге. Здания такого «романтического модерна» массивны и свободны от мелкого декора, оконные проемы выполняются в различных стилях и напоминают и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения. Такой стиль несет в себе готические и восточные черты. Египетские обелиски — сужающиеся к верху монументы взяты из архитектуры Древнего Египта, где они служили символами Солнца. Вероятно, этот факт также подтолкнул некоторых горожан к мысли окрестить станцию «Храмом солнца».
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Любопытен и стилизованный символ на фасаде — диск с отходящими контурами, похожими на крылья. Архитекторы видят в них индустриальный образ — изображение рессор. Кстати, подобные памятники в европейских странах капитально реставрируют, превращая их в культурные объекты с сохранением исторических особенностей.
ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС
До конца 20-х годов прошлого века станция оставалась единственным в городе источником электричества. Уже позже, с начала 30-х годов, в Челябинске одну за другой запускают турбины ЧГРЭС. Мощность станции по тем временам более, чем высокая — целых 150 МВт. Разумеется, старую электростанцию за ненадобностью закрыли.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Однако, идеи Колбина запустить в городе электрический трамвай воплотились в жизнь в 1932 году. Именно в здании электростанции расположили тяговую подстанцию для обслуживания трамвайного движения, и здесь же оборудуют временное трамвайное депо на шесть вагономест. Позже достраивают второй этаж, делают новый фронтон… В 1938 году было построено трамвайное депо по улице Первой Пятилетки, и все трамвайное хозяйство переехало по этому адресу…
Однако здание бывшей электростанции так и осталось у трамвайщиков, — оно и сегодня принадлежит Гортрансу. Как и прежде, здесь тяговая подстанция, цех по перемотке электродвигателей буфет для водителей междугородних автобусов, а площадка перед зданием используется как стоянка для автобусов.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
Такие исторические памятники принято относить к промышленной архитектуре, сохранившей свою подлинность, аутентичность и самобытность.
Организатор проекта
Партнеры