Премия Рунета-2020
Челябинск
+11°
Boom metrics
Общество1 июля 2017 22:00

В Челябинске кризисный центр готов принять жертв домашнего насилия

На радио «Комсомольская правда» (95.3 FM) священник, психолог и журналист говорили о том, как создать идеальную семью и куда обращаться за помощью в безвыходной ситуации
Фото: Евгения ГУСЕВА.

Фото: Евгения ГУСЕВА.

Бьет — значит любит? Или... любит бить? Тему домашнего насилия в прямом эфире обсуждали корреспондент газеты «Челябинский металлург» Ирина Богданова, психолог Наталия Барашкова и протоиерей Борис Кривоногов.

— По статистике 70 процентов женщин в России страдает от этой проблемы или сталкивались с нею. Каждые 63 минуты одна россиянка гибнет от рук мужа или партнера, — говорит Ирина Богданова.

Ее публикация «Бьешь жену? Значит, сядешь!» удостоена награды на всероссийском конкурсе Центра защиты прав СМИ как лучший материал по теме «Права женщин». Журналистка много лет пишет на эту тему.

— Надеюсь, наши усилия не напрасны, — говорит Ирина. — По моим личным наблюдениям нынешние девушки рассуждают не так, как лет 20 назад рассуждали некоторые женщины: дескать, вышла замуж — надо терпеть...

БРАК — ЭТО НЕ СВОБОДА

Настоятель храма Александра Невского отец Борис Кривоногов поставил вопрос ребром:

— Свобода от чего и от кого?

— От битья-то уж точно!

— Когда два человека соединяются, и происходит таинство венчания, их венчают «в плоть единую». Тогда о какой свободе мы говорим! Если два человека любят друг друга, как они могут быть свободными?

Что касается битья, надо задаться вопросом: кто бьет, за что и почему? Рассматривать явление без взаимосвязи с событиями абсурдно.

Семья — тот институт, где каждый должен другому уступать. Насилие противозаконно, оно должно быть наказуемо. Но нельзя провоцировать друг друга. Как член общественного совета при ГУВД Челябинской области могу привести такую статистику: 78% инцидентов в семье происходят в состоянии алкогольной интоксикации...

— Вывод напрашивается сам собой: государство должно бороться с алкоголизацией населения?

— В том числе...

МУЖЧИНЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

— Корни насилия ведь не только в пьянстве члена семьи?

Наталия Барашкова:

— Любое напряжение выливается в агрессию. Когда снаружи семья «припудрена», миру демонстрирует одну картинку, а проблемы замалчиваются, это тоже рождает напряжение. Там, где его накапливается много, происходит взрыв агрессии. На кого он направлен? На слабого.

Протоиерей Борис:

— Не все женщины слабы. Посмотрите на современную семью. Бывает, что доминирует женщина и в плане заработка, и управления. Может и мужчина пострадать. Помните мультфильм «Каникулы в Простоквашино»? Кто там муж и кто жена? Стереотипы надо иногда из жизни убирать. Я видел мужчин с синяками под глазами...

Ирина Богданова:

— Один из героев моих публикаций не получал от жены тумаков. Но она на него давила, упрекала в том, что он не смог удержать свой бизнес и разорился. С этого у них начались разлады. Дошло до развода.

— Чаще мужчины считают себя главными в семейной стае: контролируют переписку и перемещения жены. А в основе лежит знаменитое «Жена да убоится мужа своего».

Свадьба это всегда весело. А потом - семейная жизнь. Где каждый должен помогать друг другу. Фото: Рамиль Гали

Свадьба это всегда весело. А потом - семейная жизнь. Где каждый должен помогать друг другу. Фото: Рамиль Гали

Протоиерей Борис:

— Надо правильно читать Священное писание. «Жена да боится своего мужа» — это апостол Павел, I век. А смысл этих слов таков: пусть жена боится оскорбить своего мужа. В силу развращенности наших нравов мы принимаем это за животный страх перед тем, что муж тебя ударит. Но там говорится о боязни обидеть любимого человека даже словом. Это высота отношений, а не боязнь, когда человек готов надеть шлем, ожидая, что его скалкой ударят.

ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

— Отец Борис, жена не должна оскорблять своего мужа. А мужу все дозволено что ли?

— Минуточку. Я продолжу цитату из Священного писания: «Мужья должны любить своих жен, как сами себя любят».

— Идеальная формула… Так должно быть. Но бывает ли?

— Я в браке 25 лет. У меня три сына и дочь. Да, видимо у меня формула идеальная. Мы отлично живем.

— Благодаря вам или жене?

— Благодаря обоим. Когда есть такт, есть любовь с обеих сторон, тогда и многие проблемы решаются по-иному. Надо смотреть, за кого выходишь замуж или женишься. Отделять страсть от полового влечения. Любовь и семья — это разные явления. Семья — это жертва, самоотдача.

Исходя из этого, я бы посоветовал будущим возлюбленным посмотреть, прежде всего, на проблемы с алкоголем. Из алкоголика никогда не будет нормального мужа и нормальной жены. Рано или поздно это обязательно полыхнет.

«НЕ ХОЧУ БЫТЬ РАЗВЕДЕНКОЙ»

Ирина Богданова:

— Часто женщины пишут заявления о побоях и тирании, а вскоре приходят: «Ой, я передумала, у нас все хорошо, верните мое заявление». Мне стражи порядка об этом часто говорят.

Наталия Барашкова:

— Мне в полиции рассказывали, почему в тюрьмах много женщин, убивших своих мужей. Супруг избивал свою половину, а она либо вообще не подавала заявления в полицию, либо подаст-заберет, подаст-заберет. А однажды не выдержала и пырнула его.

Однако, работая в кризисном центре, столкнулась с тем, что 90 процентов попадающих туда женщин не пытаются менять жизнь. Отсиделись, успокоились и возвращаются домой в те же условия.

— И чем они это объясняют?

Наталия Барашкова:

— Страхом одиночества, неспособностью вести самостоятельную жизнь. Говорят: «Хочу, чтобы у детей был отец». Или: «Хочу сохранить семью, отношения». «Не хочу быть разведенкой». При этом я часто слышу от уже взрослых людей: «До сих пор не могу простить маму за то, что она не ушла от отца-тирана».

У многих женщин такое представление: этот жестокий мужчина и есть настоящий мужик. Им добрый мальчик из параллельного класса неинтересен. А вот хулиган — это круто… Нужно детям с детства объяснять, что белое, а что черное.

НЕ СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ВЫБОР

— Как в человеке вовремя разглядеть домашнего деспота?

Наталия Барашкова:

— Недаром на Руси и даже еще в СССР в XX веке было принято сватовство. Тщательно смотрели: из какого рода-племени невеста или жених. В своей практике, наблюдая за семейными перипетиями, не встречала исключения, чтобы яблоко от яблони далеко упало.

Если вы встретили прекрасного парня, но узнали, что в его семье, в отношениях родителей что-то не так, задумайтесь! Не исключено, что сын может пойти по такому же сценарию. Если мужчина был женат и бил первую жену, велика вероятность, что он сорвется и на второй.

Обратная сторона тирании — гиперопека. Это выглядит так: «Он невероятно заботливый. Все сам. Меня от всего освободил. Никуда не пускает. Я даже не знаю, что сколько стоит». Через несколько лет эта опека превращается в клетку.

Отец Борис:

— Замуж надо выходить не за ЧТО, а за КОГО. Не за его имущественные права, не за «БМВ» седьмой серии, а за конкретного человека с его достоинствами или недостатками. Ужасно, когда 18-летняя девочка выходит за 50-летнего «папика». Поверьте — из этого брака не будет ничего хорошего.

КОГДА ДАВЯТ НА ПСИХИКУ

Ирина Богданова:

— Насилие может быть и психологическим. Моя знакомая окончила ЧелГУ с красным дипломом. Писала стихи. Воздушная, романтичная. Вышла замуж за мужчину старше на 10 лет из разряда «новых русских». Она была второй женой, с первой он расстался очень плохо, но Марию это не остановило. Сначала все шло замечательно. «Не работай, занимайся собой. У тебя будет все, что пожелаешь», — сказал он ей.

Родился ребенок. И вдруг муж стал Машу стал унижать, мучать оскорблениями. Кончилось тем, что выставил ее за дверь вместе с дочкой, сказав, что у него появилась другая. Нашел другую «игрушку»…

Рис: Катерина Мартинович.

Рис: Катерина Мартинович.

Наталия Барашкова:

— Одна из форм психологического насилия — манипуляция. Манипулируют чувством вины, детьми, которые растут в атмосфере раздора, когда один из родителей почему-то все время ощущает себя виноватым или взрослые дети испытывают вину перед пожилыми и живущими отдельно родителями. Такого насилия у нас очень много.

— Можно ли излечиться от психологического насилия?

— Это личная ответственность. Женщина сама должна принимать решение: терпеть ей мужа-тирана или уходить.

КОМУ-ТО ХРАМ, А КОМУ-ТО ТЮРЬМА

На радио позвонила слушательница по имени Елена:

— Мне почти сорок. Несколько лет назад я вышла замуж. Когда родился ребенок, решили с мужем приобрести квартиру в ипотеку. Кредит и все документы оформили на него. И вдруг он стал грубить мне, а потом и руку поднял. И нас с 4-летней дочерью выгнал из дома: «Квартира моя, вам здесь делать нечего». Нам пришлось поселиться в кризисном центре. Я ходила к нему, пыталась говорить, выяснять отношения. Но он в очередной раз меня избил... Но бояться тирана не надо ни в коем случае. Надо бояться за жизнь свою и детей. И искать выход.

Отец Борис:

— Если разлады в семье носят системный характер, надо, не стесняясь, обращаться к участковому и писать заявление. Это остановит хулигана. Драчуну найдут применение в других местах. Кстати, статистика ГУВД области говорит о том, что за пять месяцев текущего года на 20% сократилось бытовое насилие. Не все так плохо. Слава Богу, мы начинаем выздоравливать как нация.

У нас в Челябинске 34 храма, при Епархии существует центр материнства. Если какие-то проблемы в семье случились — милости просим. Священники выслушают. Поможем чем можем.

Ирина Богданова:

— Бьет — это не значит любит. Это значит, что деспоту грозят наказания по статьям Уголовного кодекса: 115-я «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», 116- «Побои», 117-я «Истязания», 130- «Оскорбления». Вплоть до тюремного заключения.

Жертвам семейного насилия хотелось бы дать советы. Нужно заранее обдумать уход, приготовить документы, подыскать жилье. И уходить непременно в отсутствие тирана. А потом оформлять развод.

В Российской Федерации 90 регионов вместе с Крымом. И только в 30 городах России есть кризисные центры для жертв семейного насилия. Большое достижение, что в Челябинске он тоже есть. Там можно находиться до трех месяцев.

Адрес кризисного центра

ул. Мира, д.13, тел. 735-02.18 (Металлургический р-н); кризисная квартира: ул. Советская, 36 (Центральный р-н).

Беседу вели Лидия Садчикова и Роман Грачев.