Премия Рунета-2020
Челябинск
+3°
Boom metrics
Общество24 февраля 2018 4:29

Сухой закон в Челябинске: водку на свадьбе пили в ванной из чайника

Четыре факта о том, как комсомольцы боролись с пьянством
Вот такой дрын изъяли милиционеры у хулиганов во время драки у винного магазина. Архивное фото. На снимке - автор этого материала.

Вот такой дрын изъяли милиционеры у хулиганов во время драки у винного магазина. Архивное фото. На снимке - автор этого материала.

В этом году комсомол празднует 100 лет. В честь этого события мы публикуем воспоминания о жизни челябинских комсомольцев. Сегодня рассказ корреспондента газеты «Комсомольская правда» — Челябинск» Сергея Смирнова.

1. ГОТОВИТЬСЯ К «СУХОМУ ЗАКОНУ» СТАЛИ ЗАРАНЕЕ

Некоторые люди становятся ярыми борцами за нравственность, когда самим грешить уже нет никакой возможности. Как, например, Лев Николаевич Толстой в пожилые годы.

Во время туристической поездки в Румынию я подхватил гепатит. Печень надо было беречь, и выпивкой предстояло завязать, как минимум, на два года. В сознании произошел коренной перелом, мозги заклинило.

Вот тут я и развернулся! Стал я писать в газете, что пить вредно и аморально. Для молодого человека недурной внешности это, надо сказать, было как-то дико. На меня обратили внимание.

Я был членом бюро горкома комсомола, а тут еще двинули меня в комиссию горисполкома по борьбе с пьянством. Вызывает меня как-то в кабинет красавец-мужчина, магнитогорский Ален Делон, он же — редактор газеты «Магнитогорский рабочий» Валерий Кучер.

— Есть точные сведения, — сказал Валерий Николаевич, и показал пальцем в потолок, — что в ЦК КПСС готовится документ по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Не будем ждать указаний от партии, подготовим свою программу. А кому, как не члену бюро горкома и молодому коммунисту, взяться за это дело? Ну, успехов!

2. ЗА ПЬЯНКУ ЛИШАЮТ ЗАРПЛАТЫ

Когда Валерий Николаевич принял под свое широкое крыло газету, наследство ему досталось незавидное. Предыдущий редактор с пьянством сотрудников справится, ну никак не мог. Добрейший был человек!

На повестке первого партийного собрания, на котором мне пришлось присутствовать, стояло аж четыре персональных вопроса:

1. Двухнедельный запой и прогул заместителя редактора.

2. Пьянство и утеря партийного билета, а так же утеря верней одежды (штанов) заместителя ответственного секретаря.

3. Систематическое пьянство заведующего отделом информации.

4. Внебрачные связи заведующей отделом писем.

За утерю партбилета товарищу вкатили строгий выговор, остальных, после долгого обсуждения и раскаяния, простили. А что? Каждый из нас мог оказаться на их месте. Вошли в положение.

К выпивке относились довольно снисходительно. Поэтому Указ прозвучал как выстрел «Авроры»! С первого дня милиция, дружинники и комсомольские оперативные отряды начали зверствовать.

На людей с запахом «Плодов осени» или портвейна «777» составляли протоколы. А протокол или попадание в вытрезвитель — этой прощай тринадцатая зарплата (была такая премия), отпуск летом и откат на несколько позиций в очереди на квартиру!

Сельская свадьба с ряжеными: как тут не выпить?

Сельская свадьба с ряжеными: как тут не выпить?

Людям из номенклатуры, подвернувшимся под горячую руку, доставалось по полной. Как-то второго секретаря пригласили на встречу одноклассников. Встречу, на всякий случай, решили провести за городом. Сам он туда не поехал, но помог друзьям с автобусом. Кто-то стукнул. Товарища обвинили в организации коллективной пьянки, и перевели на какую-то незавидную хозяйственную должность.

3. ВОДКУ НА СВАДЬБЕ ПИЛИ ИЗ ЧАЙНИКА

Молодежи нужно было подавать примеры. Вот тут и придумали комсомольские безалкогольные свадьбы. Но кто на это согласиться? Стали уговаривать молодую пару строителей. Молодые уперлись рогом:

— Да у нас родственники приедут из деревни! Что их, морсом поить, или квасом! Да не поймет нас народ…

Молодых пробивали на сознательность, но удалось уговорить только после того, как пообещали ключи от квартиры.

На свадьбу пришел первый секретарь райкома. Свадьба шла вяло, гости подозрительно часто ходили в совмещенный с ванной туалет. Там стоял эмалированный чайник, а в чайнике был, конечно, не квас.

А это городская комсомольская свадьба. Пока все чинно...

А это городская комсомольская свадьба. Пока все чинно...

Секретарь посидел для приличия полчаса и свалил. Вот тут свадьба и началась! Правда, потом был скандал: молодые рассчитывали на «двушку», а им дали «полуторку». Пришлось снова выпить. Теперь уже с горя.

4. ЗАОДНО БРОСАЛИ КУРИТЬ

Как-то приехал в Челябинск секретарь ЦК ВЛКСМ Николай Пальцев. Сидим с ним в гостинице, разговариваем о современных задачах комсомола, и вдруг спрашивает меня:

— Слушай, неужели в обкоме не пьют? Даже ни разу не намекнули. Просто не верится, насколько устойчивый у вас комсомол.

— Не пьют, Николай Иванович, — отвечаю секретарю ЦК, — ужас. Они не только пить, но и курить решили бросить. И по этому поводу даже документ какой-то приняли.

Решение не курить, видимо, принимали те, кто и так не курил. А куда курильщикам деваться? Пришлось бегать в подсобку к завхозу. Завхоз как раз и не курил. Жаловался, что голова от дыма болит!

Выпивали, конечно, но только втихушку. Один из секретарей обкома дал интервью какому-то журналу, где велась пропаганда за здоровый образ жизни, и сказал, что даже на Новый год не поднимает бокал с шампанским.

А мне о нем рассказал секретарь одного из сельских райкомов. Наш трезвенник приезжал к нему по выходным, они забирались в глухомань, в охотничью избушку и там квасили. Все было шито-крыто. Правда, секретарь сельского райкома комсомола потом перешел на службу в… КГБ. Вот так.

Послесловие…

Ну, а потом руководству страны стало не до борьбы с пьянством. Политическая ситуация потихоньку накалялась, народу захотелось свободы. И страх начал проходить. Позвонили как-то ребята из обкома накануне Нового года:

— Мясо нужно? Заходи!

Время было уже не очень сытное, и брикет мяса килограммов на пять — просто счастье! Кто завез мясо в обком, не помню, видимо, оно входило в праздничные продуктовые наборы. Ну, как мясо не обмыть? Короче, закончилось все танцами на столе под музыку группу «Любэ»:

— Атас, веселись рабочий класс!

Поехал я домой на трамвае, и заснул, прижимая к себе брикет мяса. Трамвай доехал до вокзала, развернулся и… вышел Я. Смотрю едет БТР! Голосую.

— Тебе куда?

— В район вокзала.

— Три рубля.

— Заметано.

Утром я проснулся в ужасе: не забыл ли положить мясо в холодильник? Бегу на кухню. Мясо в морозильнике. Выпивку к празднику придется еще поискать, а вот закуска уже есть. Вот оно счастье... А откуда на ночной улице был БТР, я так и не понял...

На работе пили из "замаскированной" тары.

На работе пили из "замаскированной" тары.

… Кстати, Валерий Кучер сказал мне, что я далеко пойду. Но пошел он — стал народным депутатом РФ, редактором «Российских вестей», советником президента. Но и меня судьба не забыла. Перешел в орган ЦК ВЛКСМ — газету «Комсомольская правда», собственным корреспондентом по Челябинской и Курганской областям.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сообщайте нам свои новости, присылайте фото и видео

Почта: kpravda@ya.ru

SMS 8-902-616-06-06

WhatsApp и Viber 8 908 0 953 953