Премия Рунета-2020
Челябинск
+3°
Boom metrics
Общество4 марта 2018 9:00

Как уроженец Берлина стал начальником ГАИ Челябинской области

Десять фактов о легендарном полковнике Парубочем, который отучил водителей спорить с гаишниками
Вячеслав Парубочий, начальник Челябинской областной ГАИ в 1995-2002-ом годах.

Вячеслав Парубочий, начальник Челябинской областной ГАИ в 1995-2002-ом годах.

Как-то на юбилее мэра Челябинска Вячеслава Тарасова начальник областной ГАИ Вячеслав Парубочий вручил ему шуточные права, в которые была вклеена фотография полковника: мол, градоначальника не каждый милиционер знает, а начальник ГАИ известен всем…

С Вячеслава Карповича Парубочего «Комсомольская правда» — Челябинск открывает рубрику «Герои вчерашних дней». Мы будем рассказывать о людях, бывших на слуху в бурные 90-е и штилевые «нулевые» — о мэрах, губернаторах, чиновниках, политиках, о героях и антигероях, которые остались в народной памяти, хотя и исчезли с горизонта.

Вручает мэру шуточные права: на документе - имя Тарасова, а фото Парубочего.

Вручает мэру шуточные права: на документе - имя Тарасова, а фото Парубочего.

РОДИЛСЯ В БЕРЛИНЕ

Родился Вячеслав Карпович в деревне, отец был безграмотным. Пришлось сыну родителя грамоте обучать. Научил.

— Пишет мне как-то отец письмо в армию, — рассказывает Вячеслав Карпович корреспонденту газеты «Комсомольская правда» — Челябинск», — начинает, как это было принято, что все живы и здоровы. А рядом, как я предполагаю, стояла матушка, дергала его за руку и просила упомянуть главную новость — теленок сдох. И отец пишет примерно такой текст: все живы и здоровы, теленок сдох, чего и тебе желаем!

А деревенька, в которой родился будущий милиционер, называлась весьма интересно — Берлин. Когда он рассказывал сослуживцам, что родился в Берлине и в молодости работал трактористом, никто не верил. Забивались на спор. Парубочий показывал документы и получал приз — бутылку хорошего коньяка. К слову сказать, с юмором у полковника милиции был полный порядок.

ПОПАЛ НА ОБЕД К МИНИСТРУ ОБОРОНЫ

Как-то в Чебаркульскую дивизию приехал министр обороны Павел Грачев. На встречу с министром к нему поехал губернатор Челябинской области Вадим Соловьев, который взял с собой начальника областной ГАИ. Пока высокое начальство какими-то делами занималось, Парубочий ждал в машине. И вдруг бежит гонец от Павла Грачева.

— Где тут полковник Парубочий? К министру!

После министерских разборок в дивизии, как полагается, состоялся обед. И тут, как выяснилось, губернатору стало неудобно, что он притащил с собой человека, а тот должен голодный его на улице ждать. И попросил министра обороны разрешить пригласить на обед полковника милиции. Министр разрешил.

На обеде были военные в высоких чинах, был даже генерал-полковник. А на улице толпились генералы чином пониже, человек 30-40.

Во время визита Алексия II в Челябинск.

Во время визита Алексия II в Челябинск.

— Выхожу на улицу, — рассказывает Парубочий, — подбегает ко мне генерал, интересуется, что это за полковник такой, не будущий ли фаворит? Я уже был чуть веселенький, и отвечаю, что мне предложили должность командующего военным округом, но я отказался.

— Это почему? — удивился генерал.

— Да опыта не хватает…

— Соглашайтесь, мы поможем!

Со времен светлейшего князя Потемкина в ту пору в армии мало что изменилось.

ДРУЖИЛ С СОЛОВЬЕВЫМ

Кстати, к губернатору Вячеслав Карпович относился с уважением. Не корысти ради, не по должности, а за дело.

— Вадим Павлович быстро вникал в проблемы, слово свое держал. Назначит прием, допустим, на девять часов утра, ни секунды себя ждать не заставит. Встретит возле дверей, обнимет за плечи… Часто сам ездил за рулем, без охраны.

При поддержке областного руководства было построено новое здание областной ГАИ. Количество автомобилей росло на 12% в год, нужны были условия для работы. В Челябинске появился прекрасный экзаменационный зал, второй (после Ленинграда) по оснащенности в России. С финансами было туго, но деньги нашли. Все — ради безопасности движения. Жизнь-то она цены не имеет.

ВЫБРОСИЛ МУНДИР

За время работы Парубочего в областной ГАИ в Челябинской области произошло две знаковые крупнейших аварии — в районе Новосинеглазово и в Октябрьском районе. В первом случае водитель «Урала» был пьян, погибло 17 человек, 37 было ранено. Во втором случае водитель нагнулся, чтобы поднять упавший предмет, на мгновение потерял контроль за дорогой, вылез на встречку сантиметров на 20-30. Это было достаточно, чтобы произошло столкновение, погибло девять детей.

Вячеславу Карповичу, который исследовал аварию, пришлось выбросить свой мундир — он был пропитан кровью, да так, что стирать одежду не было смысла.

ЧУТЬ НЕ ПОГИБ В АРГУНЕ

В 2000-ом году полковник мог погибнуть сам. Его направили в Чечню, чтобы помочь в организации работы в райотделе милиции в Аргуне. В командировку поехали на машине с полковником Александром Михайловичем Молчановым.

Командировка в Чечню была смертельно опасной.

Командировка в Чечню была смертельно опасной.

В Волгограде с Аргуном пропала всяческая связь. Оказалось, что на территорию отдела ворвался грузовик террориста, в котором было 200-300 килограммов тротила. Взрыв был чудовищной силы, погибло 24 человека, 57 было ранено. На месте взрыва осталась воронка глубиной 5,5 метра и диаметром в 11,5 метров. Некоторых милиционеров разорвало на мелкие части. Приехал бы Парубочий на сутки раньше …

Домой челябинский полковник поехал, когда ему удалось восстановить работу отдела милиции.

ОТУЧИЛ ВОДИТЕЛЕЙ СПОРИТЬ С ГАИШНИКАМИ

В советские времена гаишники были похожи на хронометристов — скорость движения автомобилей они определяли с помощью прибора, сделанного на основе секундомера! Назывался этот прибор скоростеметр и был довольно несовершенен.

Водители, а особенно, таксисты, решения милиционеров старались оспорить. Жалоб на ГАИ поступало много, и Вячеслав Карпович, который работал в отделе ДПС, тратил на это значительное время. Что делать?

Обратился в НИИ измерительной техники челябинского радиозавода, где выпускали приборы для авиации. Сделали оборонщики прибор, который размещался в чемоданчике и стоил 50 рублей. С этим прибором спорить было уже бесполезно.

И корреспондент газеты «Правда» Виталий Черепанов, который попался за превышение скорости, спорить не стал, а написал об этом в главной на тот момент газете страны. В главке мгновенно прореагировали, и снабдили прибором всех гаишников Советского Союза.

На пенсии, конечно, хорошо: никаких ночных звонков!

На пенсии, конечно, хорошо: никаких ночных звонков!

Фото: Сергей СМИРНОВ

ЗАЩИТИЛ СЕРЖАНТОВ ОТ ПРОИЗВОЛА ЧИНОВНИКОВ

Такого количества «мажоров», как сейчас, конечно, не было, но были люди, облеченные властью, которые считали, что им все сойдет с рук.

Как-то два сержанта из Карабаша тормознули чиновника, который был пьян, да еще без прав. Парубочий за подчиненных вступился. Пытались с его мягко, но настойчиво убедить, что дело нужно замять. Парубочий, тогда он был еще майором, уперся. Тогда один старый партийный чиновник спросил его:

— На сколько ты уверен, что прав?

— На 120 процентов.

— Мало. Нужно на 150!

— Да я хоть на 200 процентов подпишусь.

— Ну, тогда действуй!

Вячеслав Карпович прошел четыре суда. И что? Правда оказалась на его стороне.

На охоте.

На охоте.

ПОЛУЧИЛ РУЧКУ ОТ ЕЛЬЦИНА

В обкоме КПСС стояла «Чайка», на которой возили высокое московское начальство, когда оно приезжало с визитом в Челябинск. «Членовоз» стоял в отдельном боксе за решеткой. В ночь перед приездом в машине ночевали два сотрудника КГБ. Перед выходом машины в рейс Парубочий лично подписывал акт, что с машиной все в порядке.

— Это было обычное дело, хотя и ответственное, — говорит Вячеслав Карпович, — у нас была своя задача, у комитета госбезопасности — своя. Приходилось сопровождать и Ельцина, и Путина. Ельцин уезжал из Челябинска довольно веселенький, и подарил нам с начальником челябинской ГАИ Михаилом Анисимовичем Шимко по авторучке со своим автографом. На, посмотри. Правда, она давно уже не пишет…

Впрочем, есть у Вячеслава Карповича и другая награда — именной пистолет от министра МВД. А так же орден «Знак Почета» и несколько званий заслуженного работника. Как считают друзья, не хватает только звания почетного гражданина города. Ну, а грамот — полный шкаф.

С ДОРОГИ ВОЗНЕССЯ В НЕБО

В милиции Вячеслав Карпович переслужил четыре года. Ушел, когда ему было 59 лет и два месяца. Почему так четко помнит эту дату? Да потому, что каждый день службы проходил напряженно и четко оставался в памяти. А тут лафа — никаких тебе ночных звонков.

Правда, дома сидеть полковник не стал и вознеся с дороги на небо — несколько лет был директором агентства воздушных сообщений. Надо думать, что ненадежных людей туда на работу не приглашают.

Именной!

Именной!

Фото: Сергей СМИРНОВ

СТАЛ «ЗОЛОТЫМ»

Вячеслав Карпович — золотой человек. Вот тут не надо читать между строк. Полковник милиции Парубочий попал в «Золотую книга ГАИ». Здесь написано, что служба областной автоинспекции прошла московскую проверку с оценкой «отлично». Этот случай стал вторым за всю историю МВД.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сообщайте нам свои новости, присылайте фото и видео

Почта: kpravda@ya.ru

SMS: 8-902-616-06-06