2018-06-04T13:09:35+03:00

Как в Челябинске устроили флэшмоб, чтобы построить самый передовой завод мира

Сегодня символу города - ЧТЗ - исполнилось 85 лет
Поделиться:
Комментарии: comments6
На стройке работали 40 тысяч человек. Фото из архива музея ЧТЗНа стройке работали 40 тысяч человек. Фото из архива музея ЧТЗ
Изменить размер текста:

В Тракторозаводском районе кого ни спроси, обязательно расскажет историю, связанную с ЧТЗ. Ведь на заводе в разное время работали более ста тысяч человек...

1. СТРОИЛИ В ЧИСТОМ ПОЛЕ

Осваивать Урал советская власть постановила в 1928 году. Тракторов тогда в Союзе не выпускали. Нужна была машина, которая своим мощным движком потянет за собой сверхдержаву. В план строек первой пятилетки попал Челябинский тракторный. В то время в Челябинске жило 60 тысяч жителей. Это население Паркового сегодня.

На месте завода было чистое поле. Грязная разбитая дорога, редкая гряда одиноких березок. В один момент сюда пришло 40 тысяч деревенского люда. На ногах лапти, косматые бороды развивал степной ветер. Девушки в неприглядных сарафанах. Читать умел только каждый десятый. Жили в палатках, потом в землянках, затем появились бараки.

Простые люди совершили мировой промышленный подвиг. Фото из архива музея ЧТЗ

Простые люди совершили мировой промышленный подвиг. Фото из архива музея ЧТЗ

— Конечно, они в раз не выстроились в шеренгу и давай требовать работы на благо страны советов. Кто-то пришел водку пить, кто-то поспать. И здесь свою роль сыграл комсомол. Сейчас имя организации любят посыпать пеплом, дескать комсомольские рабы, безвольные люди. Это не так. Свою главную задачу — учить людей, комсомольцы выполнили. Учить не только профессии, но и жизни, — рассказывает директор музея ЧТЗ Надежда Дида.

Как отличается время! Сейчас люди устраивают танцевальные флешмобы, а тогда звали не раскрепощаться в танце в людных местах, а идти учиться работать.

— Парни, пошли научу работать на кране и мешать бетон, — бодрым голосом созывали вчерашних крестьян активисты-комсомольцы.

В руки дали киянки, ломы. Инструмент еще тот, но дело спорилось и поляну, по которой тысячи лет бродили дикие звери, превратилась в символ эпохи.

2. ПО НОЧАМ НА СТРОЙКЕ ИГРАЛ ОРКЕСТР

— В кандалах никто не ходил, рабы не могли построить промышленного гиганта. Они возводили сакральное место — свой завод. Как храм, но вместо прихожан — рабочие, вместо пастыря — главные инженеры и начальники цеха, — объясняет Надежда Артемьевна.

Тем временем в бараках открывали школы и учили грамоте. «Мама! Я работаю!» — царапали на бумаге мужики. Обучением занимались комсомольцы. Появилось литобъединение. Учили писать стихи. Строился театр ЧТЗ, где появился первый звуковой кинотеатр на Урале.

Иностранный траншеекопатель фирмы "Остин". Фото из архива музея ЧТЗ

Иностранный траншеекопатель фирмы "Остин". Фото из архива музея ЧТЗ

Приехали чудо смотреть европейские коммунисты. Среди них был писатель Луи Арагон. Не второсортный беллетрист, а член Гонкуровской академии — главного литературного общества Европы. Он посвятил ЧТЗ стихотворение «Вальс Тракторостроя» и описал «бетонные вечера» на стройке.

— По вечерам и даже ближе к ночи замешивали бетон. Чтобы рабочие не клевали носом, на стройку привозили оркестр, который играл энергичные вальсы, чаще всего Штрауса. Поэтому и «Вальс Тракторостроя», — объясняет директор музея.

3. ПЛАТИЛИ ЗОЛОТОМ АМЕРИКАНЦАМ

Пока шла стройка, первый директор ЧТЗ Казимир Ловин был в США. Видел трактор «Катерпиллер». Встретился с владельцем завода — обсудить сотрудничество.

— Я строю на Урале завод, который станет выпускать 40 тысяч тракторов в год.

— Я промышленный гигант выпускаю только 5 тысяч в год, а ты собрался в восемь раз больше? — возразил магнат.

Ловину американец отказал — увидел конкурента.

Единственный экскаватор на стройке. Фото из архива музея ЧТЗ

Единственный экскаватор на стройке. Фото из архива музея ЧТЗ

Проект завода разработали в Ленинграде. Но Ловин понимал, что у наших нет опыта строительства предприятий. Поэтому помощи пришлось попросить у американцев. За их работу платили золотом.

— Собрал 40 советских инженеров и повез в Детройт. Сняли офис на 14 этаже и сделали проектное бюро. Туда приглашали американских консультантов. Они подсказали важную деталь. По Ленинградскому проекту у нас было больше 20 цехов. Западные инженеры предложили объединить мелкие операции друг с другом и сделать четыре цеха. Проект удешевился в разы, — рассказывает Дида.

Трудились днем и ночью. Фото из архива музея ЧТЗ

Трудились днем и ночью. Фото из архива музея ЧТЗ

Нельзя было слизать американский трактор. Чертежи были, но ведь мало перевести американский дюйм в наш сантиметр включить станок. На каком-то из этапов обязательно бы произошел сбой, и качественная машина бы не родилась.

Простой пример. Американцы и мы по-разному представляем себе шестеренку. Количество зубчиков, состав металла, прочность… Поэтому выход один: создать свое детище. Что и сделали советские инженеры.

4. ЖЕНЩИНА СЕЛА ЗА РУЛЬ 13-ГО ТРАКТОРА

— Мы учились у американцев, но никогда не списывали, не воровали. Чтобы запустить завод, пришлось собрать оборудование по 120 заводам мира. Тогда у нас не было станкостроения. Первые 13 тракторов из механосборочного комплекса выехали 1 июня 1933 года. Дюжина была по плану, а один — сверх нормы, комсомольский. За рулем была девушка — символ. Она в этой новой жизни на равных с мужчинами.

Чтобы делать цемент, построили целый завод. Фото из архива музея ЧТЗ

Чтобы делать цемент, построили целый завод. Фото из архива музея ЧТЗ

5. СТАЛИ ЛУЧШИМИ НА ВЫСТАВКЕ В ПАРИЖЕ

Спустя три года в Париже прошла всемирная техническая выставка. Наши трактора были выкрашены в вишневый цвет. По итогам выставки гран-при взяли наши машины. Мир понял, где делают лучшую технику. Молодая держава, которой еще два десятилетия назад не было на карте, сделала прорыв.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему музей ЧТЗ — это лучший музей Челябинска

Пять фактов, на основании которых в сможете сделать вывод, действительно ли это лучший музей мегаполиса. (читать далее)

Личные враги Гитлера и костры под танками

Рассказываем десять коротких легенд Танкограда, которых не поведает модный Инстаграм. Узнать>>>

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также