Премия Рунета-2020
Челябинск
+11°
Boom metrics
Общество13 апреля 2022 4:22

«Классиков продолжат читать»: профессор из Британии рассказал, как относятся к русской культуре в Европе

КП-Челябинск пообщались с ученым и узнали, продолжат ли снимать фильмы по Толстому
В Челябинск Дэвид приехал, чтобы выступить на конференции. Фото: медиацентр ЧелГУ

В Челябинск Дэвид приехал, чтобы выступить на конференции. Фото: медиацентр ЧелГУ

В Челябинске выступил профессор из Великобритании Дэвид Гиллеспи. В ЧелГУ он прочел лекцию о том, как снимают за границей фильмы по русской литературе. КП-Челябинск пообщались с живущим в Москве доктором филологических наук о будущем культуры, грядущих изменениях в уже не однополярном мире и узнали, почему лучшие экранизации русских классиков снял японец.

Дэвид Гиллеспи знает о русской культуре не понаслышке. Язык он изучает с 13 лет, студентом ездил на практику в СССР. 31 год работал в университете Бат, в Британии. С 2016 года живет в России, сейчас преподает лингво-страноведение в Московском городском педагогическом университете. Поэтому и на происходящие сейчас исторические процессы профессор смотрит и как россиянин, и как британец.

– Сейчас на западе «отменяют» русскую культуру и людей. Произведения наших писателей исключают из образовательных программ. Как вы к этому относитесь?

– Я не думаю, что широко распространено. Слышал о единичных случаях. По-моему, Достоевского в Чехии исключили. Но есть большая реакция против этого. В первую очередь от самих учителей, преподавателей. Насколько мне известно, ни одна кафедра русского языка и литературы в западных университетах не находится под угрозой.

У многих есть понимание, что русская культура – это не русская политика. Это другое. И ее нельзя дискриминировать, как и людей.

Мой сын – наполовину русский. Ему 16 лет, он учится в школе в Великобритании. У него фамилия матери «Смирнов». И к нему подходили в школе, спрашивали: «Русский, что ты об этом думаешь?». Он отвечал: «Не твое дело!». И это было без агрессии. Похожая ситуация была во время брексита. Тогда его и других иностранцев некоторые спрашивали, почему бы им не покинуть страну и не поехать домой. То есть, такие настроения есть в обществе.

Но большинство людей понимают, что это неправильно. Они осознают, что нельзя быть против русских, их литературы, культуры. Что это глупо и не приведет ни к чему хорошему.

– Многие компании тоже сейчас картинно уходят из России и даже перестают продавать свои товары россиянам.

– Это уже политика компаний, фирм. Макдональдса, авиакомпаний, которые перестали летать над Россией. Это их ответ на всю ситуацию и личный деловой выбор. Конечно, он сделан под политическим влиянием и даже давлением со стороны властей. Да, это есть.

Подобное я помню еще после дефолта 98 года, когда многие компании закрыли бизнес и ушли из России. Потом вернулись. Когда будет стабильная ситуация, они и теперь вернутся. Не будет как раньше, но будет что-то подобное.

Со сцены профессор рассказал о зарубежных экранизациях произведений русских классиков. Фото: Медиацентр ЧелГУ

Со сцены профессор рассказал о зарубежных экранизациях произведений русских классиков. Фото: Медиацентр ЧелГУ

– Нормально проживем?

– Нормально будет и без Макдональдса.

– В Челябинске он, кстати, не закрывался.

– В Томске тоже!

– В любом случае, мир меняется. Считаете ли вы, что сейчас его центр «переезжает» из Европы в Азию или Латинскую Америку?

– Спорный вопрос. Я, конечно, не политик, но я про нее читаю многих экспертов. Есть политологи, которые считают, что центробежная сила сейчас на востоке, особенно в Китае. Но я думаю, что ситуация в мире сейчас нестабильна и возможны разные варианты.

Вполне возможно, что Европа не так важна, как раньше. Америка, конечно, навсегда останется на мировой сцене со своей военной мощью. Но, говорят, что Китай – новый серьезный игрок.

– То есть, организации ШОС, БРИКС скоро станут конкурентами ЕС?

– Да! Но тут будут решать финансы. Все зависит от ВВП стран, экономического оборота, профиля каждой страны. Но я уверен, что Европа не упадет. Грубо говоря, люди всегда будут покупать немецкие автомобили.

– Многие специалисты сейчас говорят, что Европа сталкивается с тяжелейшим кризисом со Второй мировой войны. Как вы думаете, в текущем виде она справится с огромным количеством мигрантов, продовольственными проблемами, финансовыми сложностями?

– Тут я могу выделить два момента: есть Европа, а есть моя страна, которая уже не часть ЕС. И я знаю, что Великобритания уже столкнулась с существенными проблемами. Особенно, с экономикой, повышением стоимости жизни. Растут цены на продукты, газ, отопление, бензин. Но пока непонятно, ухудшение это – последствия брексита или ковида. Мы еще даже не знаем, где корень прошлых проблем.

СССР Дэвид запомнил очень читающей страной

СССР Дэвид запомнил очень читающей страной

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Но я точно знаю, что Европа не так страдает. В Европе все равно есть общий внутренний рынок, он свободный, нет границ для движения товаров и людей. И я знаю, что благодаря этому экономика в ЕС гораздо сильнее, чем в Великобритании. Поэтому я думаю, что в Европе недостаток продовольствия и топлива проще увидеть и как-то решить. Даже в условиях санкций.

– К вопросу о санкциях. Сейчас многие кинокомпании не выпускают в прокат свои фильмы, издательства не переводят книги. Как вы думаете, пойдет ли это русской культуре на пользу?

– Да, да, я уверен. Но это тоже уже было. В 70-ые годы я был на стажировке в Москве и Ленинграде. Это был невероятно читающий город. На русский язык из зарубежного мало что переводилось, но все равно люди читали книги. Тогда даже говорили, что Россия – самая читающая в мире страна. Ехал в метро и все вокруг меня с книгами. Теперь, правда, все в телефонах.

Читать люди гораздо меньше стали. В основном в телефонах сидят. Но интерес к литературе меньше не станет. Читать будут в телефонах и планшетах. И за границей тоже будут русских писателей читать. Я показывал в лекции, как зарубежные режиссеры снимают фильмы по их мотивам, даже сейчас.

– То есть, Толстого экранизировать продолжат?

– Не только Толстого, но и Достоевского, и Горького, и писателей XX века.

– А все же, я правильно понял вас, что лучше всех почувствовал русскую литературу в своих фильмах не американский или европейский, а японский режиссер Акира Куросава?

– По моему мнению – да. Он лучше всех понял тонкую суть «Идиота» Достоевского и «На дне» Горького. Хоть он и перенес действие в Японию, он дал зрителю и сюжет, и философию, и психологизм русских писателей. Так уловить суть произведений не смог больше никто.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru