Премия Рунета-2020
Челябинск
+27°
Boom metrics
Звезды26 мая 2022 12:40

«Показываем историю человечества»: дирижер из Мексики готовится исполнить самую «страшную» симфонию Шостаковича

В Челябинске состоится всероссийская премьера сюиты «Ночь майя» мексиканского композитора
Эдуардо Гарсиа Барриоса стал гостем Белого бала "Комсомольской правды" и вручил награду юному барабанщику Рудольфу

Эдуардо Гарсиа Барриоса стал гостем Белого бала "Комсомольской правды" и вручил награду юному барабанщику Рудольфу

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

26 мая в Челябинске состоится всероссийская премьера сюиты «Ночь майя» мексиканского композитора Сильвестре Ревуэльтаса. Ее исполнит симфонический оркестр Челябинской области под управлением дирижера из Мексики Эдуардо Гарсиа Барриоса. Мы поговорили с музыкантом о роли музыки в истории цивилизации, запрете русских композиторов и актуальности самой «страшной» симфонии Шостаковича.

- Почему выбрали именно «Ночь майя» для челябинской публики?

- Сильвестр Ревуэльтас жил в первой половине 20 века. Он умер рано, в 40 лет, но сочинил много музыки для ансамблей. Когда-то я делал концерты в консерватории имени Чайковского, исполняли другие произведения, но тоже очень интересные. Молодежь была в восторге от этой музыки. Жалко, что ее редко исполняют, хотя даже Стравинский очень хвалил Ревуэльтаса.

«Ночь майя» была написана для фильма. Это романтическая история про инженера, который приезжает из Мехико в Юкатан, где сосредоточена культура майя, и влюбляется в девушку. Там такие кипят страсти, и Ревуэльтас сумел это очень хорошо передать. Потом сделали сюиту, которую мы исполним.

- Что представляет собой музыка майя?

- Мы не знаем, почему исчезла цивилизация майя, но это очень интересная культура. В «Ночи майя» показана грандиозность человечества. Она передается через особую музыку. Конечно, мы не знаем наверняка, как исполняли и на чем играли древние люди, но есть исторические находки – музыкальный инструмент сделанный из большой ракушки, подобие небольшой гитары и так далее. Как они звучали, мы можем только догадываться.

В сюите показана и романтика, и экспрессия. Есть и жесткие моменты, в которых угадываются интонации драматической борьба индейцев. Есть элементы ритуала. Он показан с помощью 13 ударных инструментов. Они повторяют один и тот же ритм. Это некий транс. А в конце повторяется начало – и в нем угадывается Чичен-Ица с пирамидами (Пирамида Кукулькан признана одним из семи чудес света). То есть музыка, как живопись, она создает атмосферу, а у слушателей в воображении рождаются картинки из жизни майя.

- Как работали с нашими музыкантами, чтобы передать мексиканский колорит?

- Я хочу похвалить симфонический оркестр Челябинской области, отдача от музыкантов полная. Все-таки программа трудная.

В первом отделении будет звучать русская музыка – увертюра «Ромео и Джульетта» со всей экспрессией Чайковского, затем «Гамлет», эта музыка была написана к фильму со Смоктуновским. Это считается «русский Гамлет».

Все первое отделение посвящено трагедийной музыке. Это то, что есть темное в душе человека.

Во втором отделении прозвучит «Ночь майя». И будет еще подарок для зрителей. Это мамбо – оригинальная музыка кубинского композитора - быстрая, тропическая. Скажу честно, весь оркестр кайфует от нее. В какой-то момент музыканты даже начинают петь!

Это будет позитивная точка, потому что я сам оптимист по жизни.

- Эдуардо, вы учились в СССР. Расскажите, как так получилось, что из Мексики оказались в нашей стране?

- В 70-х годах был договор между Мексикой и СССР. К нам приехала преподаватель из Москвы. Я тогда играл на альте, фортепьяно. Ирина Александровна открыла для меня другой мир музыки – не только технику, но и ее эмоциональность и философию. Она же и дала рекомендацию для того, чтобы меня отправили на учебу в Москву. Я прекрасно помню, как приехал. Это было 25 августа 1982 года.

- Как прошла учеба для музыканта из Мексики? Не было депрессии от нашей русской зимы и суровости?

- Это было лучшее время. Мы жили в общежитии, ели картошку с луком и иногда мясо. Некоторые студенты получали посылки из дома с продуктами. В такие дни для всех был праздник.

И конечно, учеба в училище, а затем в консерватории дала мне очень много. Я вживую слушал Святослава Рихтера. В училище он раз в год давал концерт для студентов. Интересно, что никто не знал, когда он придет. О его появлении узнавали за два часа, зал тут же забивался людьми. Однажды со сцены он увидел, что мест нет и попросил меня подняться. Я сел рядом с ним, он играл гениально, а я даже боялся дышать.

- Сегодня в Европе звучат призывы к тому, чтобы запретить изучение русских писателей, композиторов, отменять концерты.

- Во время Второй мировой войны ленинградская филармония играла Бетховена, великого немецкого композитора. Не мне обсуждать то, что происходит. Но я знаю одно – искусство должно быть для всех. Я играю сейчас русскую музыку, в июне Адик Абдурахманов, руководитель вашего оркестра, приедет в Мексику, чтобы представить музыку Римского-Корсакова.

Я приехал не просто как дирижер, а как представитель Мексики. Билет мне купило наше министерство культуры, чтобы я больше рассказывал о нашей жизни и традициях. Я уже побывал в детской филармонии Челябинска. Показывал слайды о Мексике, пирамидах, одежде, блюдах. Ребята такие маленькие, но с большим интересом слушали. Потом общался со студентами-музыкантами. Говорили о музыкальном образовании в Мексике, музыкальных трендах. Такой обмен очень важен, он двигает культуру вперед.

- Вы работаете сейчас над четвертой симфонией Шостаковича. Почему интерес именно к ней?

- Это невероятная, страшная музыка. Делаю это специально, чтобы через музыку люди почувствовали темную сторону нашей жизни.

Симфония создана в 36 году и не была исполнена. Сталин не одобрил музыку Шостаковича в «Леди Макбет» и на композитора начались гонения. Это исторический факт. При том, что Шостакович - гений, он не то, чтобы искал новый язык, он находил новые средства выражения. Он чувствовал атмосферу, поэтому в шестой симфонии музыка страшная – это до мажор, как нож просто. А потом до минор, как космос, холод, без всякой надежды. И это тоже природа человека. Актуальна ли сейчас симфония? Актуальна как никогда.

- Когда готовы представить симфонию?

- Планируем сделать это в сентябре в Мексике. Ваш симфонический оркестр может ее достойно исполнить. Но нужны еще музыканты, потому что для исполнения симфонии требуется очень большой оркестр. Дополнят молодые музыканты из Мексики. Они уже приступили к изучению материала.

Есть история. Шостакович долго отказывался от того, чтобы эту симфонию исполняли, под предлогом доработки третьей части. Через 25 лет он заявил: «Я не хочу, чтобы меняли хоть одну ноту». Когда дирижер Юджин Орманди написал письмо Шостаковичу с вопросом, можно ли играть симфонию не шестью флейтами, а четырьмя, композитор ответил резко: «Что ручкой написано, Бог не стирает», мол, нет, должно быть только шесть флейт.

Такие произведения заставляют задуматься. Я верю, что человечество найдет форму, как спасаться и спасать планету. Это обязательно произойдет через искусство и науку.

СПРАВКА

Эдуардо Гарсиа Барриос родился в 1960 году, окончил Национальную консерваторию музыки в Мексике. Образование продолжил в СССР и в 1990 году как дирижер симфонического и оперного оркестра с отличием окончил Московскую консерваторию имени Чайковского. Большое влияние на его творческое становление оказал главный дирижер Московской филармонии Дмитрий Китаенко. Во время пребывания в Москве Барриос основал оркестр «Московская симфониетта». В 1990-м году, вернувшись в Мексику, совместно с группой русских музыкантов создал еще один симфонический коллектив — Оркестр Нижней Калифорнии, которым руководил до 1998 года.

С 1998 по 2002 годы работал главным дирижером в Филармонии Университета города Лима в Перу, главным дирижером Симфонического оркестра Национальной консерватории Мексики, главным дирижером Симфонического оркестра Карлоса Чавеса (ныне — Оркестровая школа Карлоса Чавеса) и дирижером Техасского симфонического оркестра в Сан-Антонио.