Премия Рунета-2020
Челябинск
+26°
Boom metrics
Общество12 июня 2022 0:00

«На нем сидел Хрущев»: челябинский коллекционер восстанавливает редкие мотоциклы для уникального мотомузея

В коллекции владельца музея сотни мотоциклов и мопедов
Мотоциклы Николай собирает по винтику.

Мотоциклы Николай собирает по винтику.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Челябинец Николай Авдеев с детства «горит» мототехникой. На одном из первых фото его еще двухлетнего держит на руках возле старенького мотороллера бабушка, а сам он что-то внимательно изучает на руле. С того момента прошло почти 60 лет и сегодня в коллекции у мужчины несчетное количество мопедов, мотоциклов, велосипедов и прочего двухколесного транспорта. Для него Николай даже открыл музей «МотоЭпоха», многие экспонаты которого своими руками доводил от ржавого куска железа до мотоцикла мечты. Коллекционер рассказал КП-Челябинск, как собирал уникальную экспозицию, которая стоила ему миллионы рублей и тысячи часов жизни.

«С 7 лет собираю мотоциклы»

Читать Николай научился лет в 5, но привлекали его не сказки, а инструкции к мотоциклам и соответствующая техническая литература. Он мог часами разглядывать чужие мотороллеры и расспрашивать взрослых о том, как они устроены. Кикстартер, поршень и карбюратор не были для него словами из непонятного языка.

На восстановление техники уходят сотни и тысячи часов работы.

На восстановление техники уходят сотни и тысячи часов работы.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

– Лет в семь мне дедушка-ветеран, дядя Ваня – контуженый танкист, подарил свой мотовелосипед «В-902». Он постоянно ломался, а у дедушки не было сил его чинить. Но я его быстро поставил на ход, – вспоминает Николай.

На «дедовом» мопеде Николай проездил недолго, тот ему казался некрасивым. Поэтому его он сменил на «Рига-5», который довел до совершенства по журналу «Юный техник». Но «поднятый» ребенком транспорт уничтожил взрослый мужик – взял покататься, вмазался в забор и погнул колесо. Тогда мотовундеркинд пересел на взрослый «Урал». Лет в 10 он уже помогал чинить технику всей родной деревне.

Часы с логотипом музея

Часы с логотипом музея

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Этот мотоцикл ждет своего часа около двух лет.

Этот мотоцикл ждет своего часа около двух лет.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

– Была мечта – хотелось иметь несколько разных мотоциклов. Но семья позволить себе этого не могла, поэтому личным у меня был только мопед. Частенько пользовался родительскими мотоциклами, но иногда это приводило к скандалам, – делится мужчина.

«В гараже около 250 мотоциклов стояло»

Потом Николай увлекся мотокроссом - занимался в секции. В армии был распределен в мотовзвод. Отучился, правда, не на механика, а на радиотехника. Со временем мужчина открыл успешную точку техосмотра, одну из самых известных в городе. Мотоциклы тогда энтузиаст собирал, но для души. Даже привозил экземпляры из заграничных коллекций.

Николай при реставрации обращает внимание на каждую деталь.

Николай при реставрации обращает внимание на каждую деталь.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Так выглядит первый вариант музея.

Так выглядит первый вариант музея.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

– Ко мне в 2007 году приехали друзья из Краснодара, которых я прокатил на всех имевшихся тогда у меня мотоциклах, и они подтолкнули меня к идее создания мотомузея, тогда я и начал работать в этом направлении, – рассказывает коллекционер.

Для будущего музея Николай построил специальный ангар. Пока простенький, напоминающий длинный контейнер. Его он начал наполнять мотоциклами, мопедами и даже велосипедам, как отечественными, так и из Италии, Польши, Японии и других стран. Стену украшал стеллажами с атрибутикой из прошлого. Название коллекция тоже получила в честь ушедших времен СССР – «МотоЭпоха».

В музее нашлось место и трехколесным велосипедам....

В музее нашлось место и трехколесным велосипедам....

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Экземпляры для своего музея Николаю часто приходится восстанавливать буквально по крупицам. Что-то он покупает из-за границы, что-то в России. Иногда будущий мотоцикл в начале восстановления – это ржавая рама из пункта приема металлолома. И заставить ее поехать может только настоящий мастер. Впереди – сотни часов сложного и кропотливого труда. Но Николай от этих хлопот получает удовольствие.

....И даже коню педальному

....И даже коню педальному

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

– Иногда восстановление занимает до двух лет. Мы сами восстанавливаем детали, что-то приходится заказывать из-за границы, что-то созданием с помощниками на станках , некоторые элементы даже печатаем на 3D принтере. Главное – аутентичность, – объясняет Николай.

Такие коляски выпускали для инвалидов после войны.

Такие коляски выпускали для инвалидов после войны.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Так и росла его коллекция. Но спустя шесть лет Николай решил – пора расширяться. Зимой в ангаре было холодно, рассматривать технику не очень удобно. Тогда Николай приступил к подготовке нового ангара, который сразу был продуман как полноценный музей.

«Потратил миллионы рублей»

Сейчас Николай признается, что точно не знает, сколько у него сейчас мотоциклов. Часть из них ждут своего часа во внутреннем дворике у музея, часть еще в старом помещении. Самые «козырные» уже в новом выставочном ангаре. Еще несколько ждут своего часа в мастерской. И о каждом из них мужчина знает, кажется, все. Прогуливаясь по музею, мотознаток захватывающе рассказывает о каждом экземпляре.

– Эту «Малютку» выставляли в ВДНХ в 1961 году, именно на ней сидел Хрущев. Таких было выпущено всего около 50 штук. За нее мне коллекционеры готовы предложить новенькую «Гранту», – показывает один из экземпляров мужчина.

Бутылки в авоське добавляют шарма.

Бутылки в авоське добавляют шарма.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Советский ГАИшник.

Советский ГАИшник.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Мотоциклы на войне.

Мотоциклы на войне.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Оценку экспонатам Николай дать не берется. Говорит, что многие из них сейчас сохранились в единичных экземплярах. Одно коллекционер может сказать точно – на свое детище он потратил миллионы рублей. И об этом он ни капли не жалеет.

– Это очень редкий экземпляр: Мотоколяска «К1В». Их специально для инвалидов собирали после войны, все сделано так, чтобы человек буквально одной рукой мог управлять, – показывает Николай на видавший жизнь мопед с тележкой.

Здесь даже часы - мотоцикл.

Здесь даже часы - мотоцикл.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

На этой «Малютке» сидел Хрущев.

На этой «Малютке» сидел Хрущев.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Отдельный интерес у Николая к истории, особенно Советского Союза и Великой Отечественной войны. К Победе у коллекционера особенно трепетное уважение. Есть в его «арсенале» и транспорт – свидетель боев.

– Это Австрийский мотоцикл «Puch» 1937 года, реквизированный у гражданских. Это видно по его окрасу. И он мне достался от товарища, который проводил раскопки. На нем шел в бой нацист, на нем он, возможно, погиб – здесь дыры, сиденье, похоже, тоже снарядом пробито. Потом он 60 лет в земле пролежал, – демонстрирует немецкий мотоцикл Николай.

Каждый экземпляр - торжество эстетики.

Каждый экземпляр - торжество эстетики.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Дыры от пуль.

Дыры от пуль.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Еще в музее стоят спортивные байки. Здесь у Николая тоже истории. Сам он фанат мотокросса. Поэтому и к мотоциклам для него относится с почтением. Еще от коллекционера я узнал о необычном спорте – мотоболе. Это как футбол, но на байках, пара которых стоит в почетном углу рядом с манекеном в форме и спортивными вымпелами.

Отдельное достижение – у Николая самая большая коллекция если не в мире, то в России точно минибайков. Это настоящие мотоциклы, основная цель которых – быть компактными. Выглядит забавно, но мощь реальная. Особенно преуспели в их создании Японцы и Итальянцы.

Стены музея украшены тематическими журналами.

Стены музея украшены тематическими журналами.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Любимый спорт Николая - мотокросс.

Любимый спорт Николая - мотокросс.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

«Восстанавливаем больше двух лет»

Сейчас Николай собрал все мотоциклы и мопеды, созданные на территории СССР. Но был еще и соцлагерь в который входили ГДР и Польша. Здесь уже сложнее – почти все детали придется заказывать из-за границы. Кроме того, в мастерской ждут своего часа и другие модели. Например, мотоцикл Adler, изготовленный в 37 году в Германии, который собирается почти с нуля.

Иногда реставрация занимает больше времени, чем обычно. Мотоцикл AWO Simson из ГДР Николай с помощниками восстанавливают больше двух лет . Проблемы в инструкции. Комплектующие не подходят к другим деталям, а двигатели в свое время быстро сгорали и теперь не выпускаются.

«Через два года поедет!»

«Через два года поедет!»

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Что для одних - железо, то для коллекционеров - редкие детали.

Что для одних - железо, то для коллекционеров - редкие детали.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Николай признается, что из-за политической обстановки сейчас получать заграничные детали будет труднее. Но план у коллекционера расписан на годы и работать есть над чем.

В музее он планирует открыть экспозицию, посвященную СССР. Для этого в отдельной комнате у него хранятся тысячи предметов атрибутики: фотоаппараты, приемники, каслинское литье и множество других вещей из советского быта.

Как монетизировать свое увлечение коллекционер не знает. И не очень хочет. Признается, что брать 100 – 200 рублей со школьников за экскурсию желания нет. И потрачено слишком много средства, отбить их в Челябинске почти невозможно.

– Я мог бы коллекцию перевезти в Сочи, показывать мотоциклы мужикам с пивом. Но зачем, – задает риторический вопрос Николай.

После открытия коллекционер планирует проводить экскурсии для детей и взрослых, делиться с ними своими мотознаниями. Поддерживает его супруга и маленький сын. Ему вместе с уважением к прошлому и страстью к байкам планирует однажды передать «МотоЭпоху» Николай. Пока мальчишка учится кататься на детском байке и полностью разделяет отцовские интересы.

Николай планирует обустроить Советскую комнату.

Николай планирует обустроить Советскую комнату.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Николай с большим почтением относится к СССР.

Николай с большим почтением относится к СССР.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

За такой мопед современный хипстер продал бы душу.

За такой мопед современный хипстер продал бы душу.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

У Николая огромная коллекция минимотоциклов.

У Николая огромная коллекция минимотоциклов.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

На похожем самокате гоняли ровесники Николая в детстве.

На похожем самокате гоняли ровесники Николая в детстве.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Мотобольные мотоциклы и мяч для игры.

Мотобольные мотоциклы и мяч для игры.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Мотра - это монстр из «Годзиллы» и военный мотороллер.

Мотра - это монстр из «Годзиллы» и военный мотороллер.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru