Премия Рунета-2020
Челябинск
+22°
Boom metrics
Общество24 апреля 2024 2:00

«Сейчас езжай по правилам, а потом будешь как все»: я окончил автошколу и понял, почему на дорогах так много идиотов

И почему сдать экзамен в автошколе — не равно научиться водить
Машинку с буквой «У» на дорогах уважают далеко не все. Фото: Мария ЛЕНЦ / Архив КП

Машинку с буквой «У» на дорогах уважают далеко не все. Фото: Мария ЛЕНЦ / Архив КП

Хоть дороги в России с каждым годом и становятся лучше, дураков на них никто не отменял. Но с пешеходного тротуара или заднего сиденья такси этого особо не замечаешь. Ну, ездят машинки и ездят. Разве что маршрутчики постоянно кого-то подрезают и рвутся на красный свет.

Так думал журналист КП-Челябинск, пока не захотел получить водительские права. Буквально с первых уроков пришло осознание: как же много идиотов на дороге! А следом и вопрос: неужели я один из них?

«Всем дано водить, надо просто научиться»

Мне 27 лет, так что желание пойти в автошколу и купить машину пришло осознанно. Хотя в группе со мной учились в основном вчерашние школьники, которым батёк пообещал подарить новую «Гранту» на совершеннолетие.

С инструктором по теории очень сильно повезло. Попался харизматичный веселый мужичок с Ленинского района, вы таких точно встречали. Ведет занятия чаще всего в спортивках и выражается максимально понятно для публики: никаких «транспортных средств», «сотрудников ГИБДД» и прочих душных терминов. Только «тачка», «менты», «таксёрик» — в общем, все как у людей.

— Вот эти фразы, якобы кому-то дано водить, а кому-то не дано — полный бред. Практика и опыт решают. Отточите навыки и со временем вы все научитесь ездить, — подбадривал инструктор.

Фото: Мария ЛЕНЦ / Архив КП

Фото: Мария ЛЕНЦ / Архив КП

Автомат для слабаков

Изучая теорию, я понял, что большую часть правил и так знаю. Скорее хотелось уже за руль. Для обучения я выбрал автоматическую коробку передач. Просто потому, что не планирую покупать машину на механике. (Здесь бывалые водители могут сделать паузу, вздохнуть и написать комментарий, какой я дурак).

Да, я заметил, что опытные водилы вообще не считают за людей тех, кто учится на автомате. Каждый раз, когда я вызывал такси до автошколы, на меня сразу нападали с вопросами:

— Учишься? Механика или автомат?

И понеслась... Поток непрошенных советов, благодаря которым я понял, что слушать не надо вообще никого. Каждый таксист лучше всех знает, как правильно.

— Автомат — это несерьезно, ты сначала на механике научись, — советует один.

— Правильно выбрал, лучше на автомате научиться и не париться, — говорит другой.

— Да у нас в автошколах сейчас одни бездари работают. Инструктор хоть мужчина? — кого что волнует.

— Автошкола только деньги высасывает. Если хочешь водить научиться — иди на курсы экстремального вождения, — просто гениально.

Получается, как бы я ни поступил — будет неправильно. Все эти возмущения автоматическими КПП напоминают мне нравоучения старой бабки, которая услышала, что кто-то заказывает еду, а не готовит ее дома. Мол, что ты эту картошку готовую покупаешь, за эти деньги можно три килограмма пожарить! А я просто хочу комфортный автомобиль с комфортной для себя коробкой передач. Если вам нравится механика или чистить картошку после работы, готовить и мыть посуду — ради бога.

Еще один аргумент у таких умников: «Вот надо будет тебе на машину друга пересесть, а у него механика! И что делать будешь?» А может мне тогда сразу на все категории отучиться? А то вдруг дальнобойщику на трассе плохо станет, а я его фуру даже до ближайшей кафешки не докачу.

Вот бы и на дорогах просто конусы стояли... Фото: Алексей БУЛАТОВ / Архив КП

Вот бы и на дорогах просто конусы стояли... Фото: Алексей БУЛАТОВ / Архив КП

«Тебе либо дано, либо не дано»

К слову, езду на механике я осваивал с детства. Отец давал порулить, когда ездили в деревню, потом катался на машине друга, когда приезжал погостить в родной городок. Какое-никакое понимание присутствует. Да у многих так. Нам пацанам автошкола нужна, только чтоб подтянуть навык и легализоваться в правах, так ведь?

Мои умения оценил и инструктор по вождению. В первое же занятие он сказал:

— Я считаю: человеку либо дано водить, либо не дано. Потому что приходят, учатся месяцами, и все бестолку. А кто-то сел сразу и поехал нормально.

Даже не знаю теперь, кому из инструкторов верить: теоретику или практику? Наверное, обоим. В теории ведь все у нас ездоки, а на практике — шиш.

«Меня здесь учат сдавать экзамен»

С автодромом у меня проблем не возникло, на автомате-то ничего не заглохнет. Смотришь в зеркала и спокойно себе паркуешься да разворачиваешься, иногда нажимая тормоз. А вот вождение в городе уже поинтересней. Слышал, что у многих новичков присутствует страх езды. Для меня это не проблема. Проблема и страх — окружающие тебя водители, от которых неизвестно, чего ожидать.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Основной сложностью для меня стали повороты налево и разовороты на крупных перекрестках. Там, где проложены трамвайные пути. Приходится вымерять траекторию, останавливаться посреди перекрестка. И черт бы с ним, но все вокруг делают это не по правилам. Вот стоит передо мной легковушка. Я вижу, что криво, траектория реально лежит на встречке. Думаю: блин, встану правильно — как дурак буду. Еще и встречной машине упрусь в капот... Из-за этого кажется, что делаю что-то не так. Но инструктор успокаивает:

— Все правильно делаешь, на других не смотри. Ты учись по правилам, чтобы экзамен сдать, а потом будешь как все ездить.

Это был ключевой момент, который я усвоил в процессе обучения. Меня здесь не учат ездить, меня здесь учат сдавать экзамен. А уже со своей машиной буду практиковаться и двигаться как все, видимо. По неправильным, но общепринятым траекториям.

Большие города и хамская езда

Когда мы поехали в центр города, там вообще начался ужас. Дорога широкая, и все куда-то торопятся. Про соблюдение скоростного режима никто не слышал. В городе ограничение 60 км/ч, но если превысить на 20 — штрафа не будет. Так что все считают, что можно смело ездить под 80.

Взаимным уважением вообще не пахнет. Включаешь поворотник и пытаешься перестроиться в надежде, что тебе позволят это сделать — ничего не получится. Надо дерзко вклиниваться и подрезать — вот что такое центр Челябинска. Или это просто проклятье буквы «У» на заднем стекле?

Фото: Мария ЛЕНЦ / Архив КП

Фото: Мария ЛЕНЦ / Архив КП

А еще заметил, как тяжело смотреть по сторонам на перекрестках. Все завешано рекламой. Какие-то щиты, где-то сияют светящиеся экраны. Все это держится на столбах, которые тоже ограничивают видимость, висит куча проводов... А тут еще и на тебе — незаконный ларек с шаурмой. И откуда тут взяться безопасному вождению?

Недавно мой друг вернулся из Махачкалы. Говорит, там все ездят как попало, и это норма. Дороги узкие, все друг друга подрезают и даже не сигналят. Надо тебе повернуть налево с правой полосы — чеши прямо через весь перекресток. Припарковаться посреди дороги, потому что тут вход в магазин — делай! И плевать, что теперь здесь люди не смогут проехать. Подождут, пока ты отоваришься. А что в Индии творится. Вам же попадались эти видео с хаосом на дорогах, где десятки мопедов сигналят друг в друга.

В общем, культура вождения везде своя. И от этого я призадумался, кто же все-таки идиот: все кругом или один-единственный, в зеркале?

Все зависит от твоей «ездячести»

Как бы то ни было, автошкола подготовила меня хорошо, и внутренний экзамен я сдал буквально за пять минут. Проехался по автодрому, выехал в город, повернул, развернулся, остановился — зачтено. Как мне говорит инструктор: «Ты ездячий, и это сразу видно». Скоро у меня экзамен в ГИБДД. Надеюсь, и там инспектор оценит мою «ездячесть».

Кстати, если водитель становится виновником ДТП в первый год вождения, в автошколу приходит письмо. И руководители должны дать объяснение, как это так обучали своего курсанта, еще и зачет ему поставили, а он вон что учудил. Интересно, пишут ли в ответ: «Так мы учили его экзамен сдавать, дальше он сам не научился».

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru