Премия Рунета-2020
Челябинск
+17°
Boom metrics
Общество27 июня 2024 16:00

Образование — инвестиции в будущее: Виталий Литке рассказал о планах по строительству школ и новых выплатах для молодых учителей

В Челябинской области в этом году откроют две новые школы и шесть детских садов
Министр образования и науки Челябинской области в эфире радио «КП-Челябинск»

Министр образования и науки Челябинской области в эфире радио «КП-Челябинск»

Фото: Дарья ЧУВАТКИНА. Перейти в Фотобанк КП

В Челябинской области за последние пять лет построили и реконструировали 15 школ. Еще 10 строятся на данный момент. Такие данные привел губернатор Челябинской области Алексей Текслер во время своего ежегодного обращения к областному парламенту. Также прозвучало заявление о введении региональной выплаты для молодых педагогов. О новой мере поддержки и где появятся новые школы, в эфире радио «Комсомольская правда — Челябинск» (95.3 FM) рассказал министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке.

Новые районы обрастают школами

— Во время своего выступления губернатор отметил, что многие годы в регионе не строили школы и детские сады. И это одна из ключевых проблем, которую нужно было решить. Как изменилась ситуация за последние пять лет?

— Вопрос строительства школ и в целом вопрос образования на всех уровнях — это приоритетное направление. Образование — это инвестиции в будущее. Та инфраструктура, которую мы сейчас создаем, нужна для того, чтобы ребята учились в качественных, современных условиях. С 2019-го уже построено и реконструировано 15 школ. На текущий момент находятся в стройке еще 10. Это я говорю не о региональном центре, это еще и по территориям, муниципалитетам. В этом году мы планируем завершить две школы. Одна из них — это город Челябинск, другая — в Каслях. Кроме того, будем инициировать новые стройки, потому что мы понимаем, что есть густонаселенные районы, где высока потребность в строительстве новых школ. Наша задача — сделать так, чтобы все эти объекты возводились максимально быстро.

— Дефицит школ возник в Челябинске, когда отстроили новые микрорайоны, но не открыли ни одной школы — Академ, Тополинка, Чурилово. Насколько эта проблема сегодня уже решена?

— Проблема, безусловно, есть. Сейчас мы активными темпами работаем над тем, чтобы у нас появилось в этом году в кратчайшие сроки школа в 34-м микрорайоне. В этом году будет заход на стройплощадку в Чурилово. И в следующем году планируется Курчатовский район, микрорайон «Парковый».

— Для строительства школ в Челябинской области начали использовать не только бюджетные деньги, но и кредитные. Какие сегодня есть возможности?

— Челябинская область стала участником проекта по созданию концессионных школ. Как раз школа в 34-ом микрорайоне — это концессионная школа, где большое количество участников проекта. Это и со стороны федерации, и структуры ВЭБ.РФ, и местные подрядчики, и Челябинская область в лице Министерства образования и науки выступила концессионером в создании этих школ. Получается, привлечение и федеральных источников финансирования, и областных, и частного заемного финансирования.

— Это школа на Тополиной аллее? Ее откроют к 1 сентября?

— Да, мы планируем ее открыть в этом году.

— У этой школы будет какая-то направленность, специализация?

— В данном случае, конечно, наша задача основная — решить вопрос в целом с общим образованием для того, чтобы ребята могли пойти учиться. Но при этом те проекты, которые мы реализуем, например, «Точка роста», мы, конечно, будем смотреть, чтобы в новой школе с новым оборудованием появилась профилизация.

— Какая готовность школы в Каслях?

— В Каслях планируем открыть школу как раз к 1 сентября. Параллельно занимаемся сейчас приобретением оборудования, потому что школа сдается не просто как здание, оно должно быть оснащено.

— Какая потребность остается в новых школах в небольших городах, селах? Там другая проблема — старые здания, которые приходится отстраивать заново.

— Вопрос капитальных ремонтов тоже сейчас актуальный. Мы стараемся заходить в федеральный проект по реализации капитальных ремонтов. В этом году у нас таких школ шесть. В следующем году продолжим ремонтировать и плюсом заходить на дополнительный отбор на федеральное финансирование. Это важно, потому что действующие здания тоже требуют к себе особого внимания и привлечения соответствующих ресурсов. На данный момент у нас порядка 119 школ требует капитального ремонта, поэтому наша задача сейчас — определить приоритеты. Понятно, что за один год мы не сможем решить эту задачу комплексно, но будем стараться как раз сделать так, чтобы самые остро нуждающиеся школы по всему региону попадали в первую очередь.

Новые школы открываются по всей области. Фото: пресс-служба губернатора.

Новые школы открываются по всей области. Фото: пресс-служба губернатора.

— Капитальный ремонт — тоже наша застарелая проблема, как до этого проводили ремонты?

— Мы проводили точечный ремонт за счет областного бюджета, но с появлением федерального финансирования начался комплексный капитальный ремонт. Поэтому задача поставлена губернатором заходить в федеральные проекты, чтобы мы не просто, грубо говоря, подлатали дыры, а чтобы в итоге получали практически новую школу.

— Переоснащение тоже входит в капитальный ремонт?

— В том числе подбираются дополнительные источники ресурсного обеспечения, чтобы у нас получилось синхронизировать и новые стены, и новое оборудование. Решаем эту задачу совместно с муниципалитетами.

— Губернатор сделал акцент на том, что мы начинаем капитальные ремонты детских садов. До этого как-то все больше внимания было школам. Насколько эта проблема у нас масштабна?

— В этом году федеральное Министерство просвещения анонсировало подобную программу для детских садов. И мы в эту программу также планируем заходить. Муниципалитеты получили областное финансирование для подготовки необходимой проектно-сметной документации. А это важно для того, чтобы можно было зайти на конкурсный отбор на федеральные деньги. Сегодня готовим заявки.

При этом продолжается и строительство. В этом году планируем завершить стройки четырех детских садов, будет еще два выкупных детских сада. В совокупности это шесть новых учреждений. Это в Челябинске в Курчатовском районе, в Копейске, Аргаяше и Сосновском муниципальном районе.

Молодые педагоги получат доплаты

— Со зданиями и оборудованием в школах у нас более ли менее наладилось, а как регион решает проблему с педагогическими кадрами? Во время обращения губернатор Алексей Текслер заявил о новой выплате для молодых педагогов. Расскажите, что это будет за помощь?

— На сегодняшний момент у нас укомплектованность порядка 90% в школах. Есть особо дефицитные направления — это естественный научный цикл: физика, математика, информатика. Мы предложили проработать вопрос по поддержке учителей, которые приходят после окончания соответствующей специальности в школы. Эту идею Алексей Леонидович, безусловно, поддержал. Он сказал, что это хороший вариант для того, чтобы мы усилили приток молодых кадров. По поручению губернатора сейчас прорабатываем механизм этой поддержки. Планируем, что такая поддержка будет оказываться в течение трех лет с момента прихода в образовательную организацию, для того, чтобы молодой педагог за это время уже смог получить и квалификационную категорию, и соответствующую выплату за стаж работы. Как раз эта мера поддержки направлена на то, чтобы учитель работал с достойным уровнем заработной платы с первого дня нахождения в образовательной организации.

— А до этого были какие-то стимулирующие выплаты?

— Выплаты были сформированы на уровне муниципалитета, либо в конкретной образовательной организации. Теперь вопрос будет решаться на уровне региона.

— Понятна ли сумма самой выплаты, есть ли бюджет?

— Более детальную информацию мы представим к началу учебного года, когда такие выплаты планируется начать.

— Какие сегодня в регионе есть программы для привлечения учителей? Самый известный проект — «Земский учитель».

— С момента запуска «Земского учителя» удалось привлечь 212 учителей, программа продолжает работать. В 2024 году мы планируем привлечь еще 27 учителей в малые населенные пункты, где высокая востребованность. Мы эту программу планируем расширять. Сегодня по поручению губернатора мы прорабатываем вопрос такой программы на уровне региона, чтобы усилить те инициативы, которые есть на федеральном уровне.

— Сегодня достаточно сильно меняется в школах система дополнительного образования. Губернатор лично продвигает IT-кубы и «Точки роста». Насколько у нас развита эта система?

— Конечно, дополнительное образование — важный компонент системы образования с точки зрения и профориентационной работы, раскрытия талантов детей. Губернатор это поддерживает, это в том числе, важная стратегическая инвестиция в будущее нашей страны. У нас на сегодняшний момент действует уже восемь IT-кубов по региону. Это в Миассе, Южноуральске, Сатке, Кыштыме, Магнитогорске и Челябинске, в Трехгорном. В этом году мы планируем открыть еще три центра «IT-куб». Ставим себе задачу, чтобы такие центры появлялись не только в крупных городах, но и в тех муниципалитетах, в которых это тоже важно сделать, чтобы у ребят была возможность максимально раскрыть свой потенциал. Также открываются технопарки, «Кванториумы», и эти проекты мы продолжаем реализовывать. В текущем году дополнительно к имеющимся мы откроем еще три школьных технопарка в Миассе, Магнитогорске и Верхнеуфалейском городском округе. Также у нас действует мобильный технопарк. Важно, что эти ребята получают первые знания в технических профессиях, формируют для нас инженерный потенциал будущего.

Одним из первых центр цифрового образования детей открылся в Трехгорном. Фото: пресс-служба губернатора.

Одним из первых центр цифрового образования детей открылся в Трехгорном. Фото: пресс-служба губернатора.

— Здесь ведь тоже очень важен кадровый вопрос. Где вы берете таких специалистов, особенно в небольших городах?

— У нас есть разные варианты, например, это привлечение реального сектора экономики — наших работодателей, чтобы, например, IT-куб был наполнен содержанием. Такая работа ведется в Миассе с компанией «Папилон». В других городах мы работаем с другими уровнями образования, привлекаем молодых креативных ребят. Здесь формируются интересные условия не только для того, чтобы работать в качестве преподавателя, но и для саморазвития, поэтому молодые ребята тоже идут, в том числе, и студенты старших курсов. Важно отметить, что меры поддержки, которые мы готовим для молодых педагогов, должны распространяться и на этот уровень образования.

Выпускники выбирают «Профессионалитет»

— После школы дети все чаще стали получать среднее специальное образование. Губернатор приводил такие данные — если раньше у нас шли в основном в 10 и 11 класс, то сейчас 60% идут в колледжи и техникумы. Сейчас объявили набор на новый курс по программе «Профессионалитет». Как развивается это федеральный проект?

— Челябинская область — лидер этого проекта на сегодняшний день. Это случилось благодаря поддержке губернатора, потому что с самого старта проекта, когда еще многие регионы только оценивали его для себя, Алексей Текслер сразу же осознал стратегический потенциал и поставил нам задачу заходить и делать. Среднее профессиональное образование и то кадровое обеспечение, которое оно дает, — это важнейший ресурс для нашей промышленности, потому что промышленность сегодня нуждается в кадрах как никогда. Благодаря такому стратегическому видению и решению мы зашли в проект самыми первыми среди всех субъектов Российской Федерации.

Все больше предприятий приходят в техникумы по программе "Профессионалитет". Фото: пресс-служба губернатора.

Все больше предприятий приходят в техникумы по программе "Профессионалитет". Фото: пресс-служба губернатора.

Сегодня продолжаем удерживать лидерскую позицию. Недавно были подведены итоги очередного отбора, и у нас дополнительно появляются еще четыре кластера при поддержке губернатора. Таким образом, общее количество кластеров «Профессионалитета» достигнет 17. Это мощнейший задел для того, чтобы каждая профорганизация получила современное оборудование. Инвестиции в каждый кластер со стороны федерального бюджета — 100 млн рублей, плюс областное софинансирование, которое выделяет губернатор, плюс средства работодателей. Если посчитать совокупно, то мы уже превысим по этим 17 кластерам объем инвестиций, который придет в наши колледжи, 3 млрд рублей.

— Средства ведь возвращаются компаниям, насколько я понимаю?

— Для работодателей есть вычет, который тоже сделал регион, чтобы у компаний был максимальный интерес. Но важно, что здесь на совершенно на ином уровне начинается вестись подготовка профессионалов, которые приходят на наши современные предприятия.

Проект охватил практически все ключевые отрасли нашего региона. Это машиностроение, металлургия, атомная отрасль, энергетика, электроника, информационные технологии, горнодобывающая отрасль, даже медицина. У нас есть все для того, чтобы готовить ребят на самом современном оборудовании, максимально быстро их приводить на предприятия.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм