Общество26 ноября 2021 6:33

Владимир Муравьёв: «Безопасность на федеральных дорогах — дело общее»

Исполняющий обязанности начальника федерального казенного учреждения Управление дорог «Южный Урал» — о ситуации на подведомственных трассах, аварийности и внедряемых технических новшествах.
Зиму подрядные организации ФКУ Упрдор "Южный Урал" встречают во всеоружии. Фото: uural.rosavtodor.ru

Зиму подрядные организации ФКУ Упрдор "Южный Урал" встречают во всеоружии. Фото: uural.rosavtodor.ru

С приходом зимы на дорогах Челябинской области осложнилась ситуация. О мерах, предпринимаемых для безопасности на федеральных трассах, в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал исполняющий обязанности начальника федерального казённого учреждения Управление автомобильных дорог «Южный Урал» Владимир Муравьёв.

— Можно ли говорить о сезонности в вопросе ДТП?

— Дорожно-транспортные происшествия случаются круглогодично. Для выявления рисков аварийности мы проводим серьезную статистическую и аналитическую работу вместе с сотрудниками ГИБДД, определяем цикличности и закономерности.

Рост ДТП на 5-7% фиксируется в августе, это связано с сезоном отпусков и большим количеством автомобилей, передвигающихся с севера в сторону наших южных курортов, многие выбирают такой способ путешествий. К сожалению, мы отмечаем рост аварийности с легковым транзитным транспортом.

Накладывают определенный отпечаток и январские праздники, когда большое количество людей отправляется в путь, чтобы провести каникулы с родными и близкими.

На уровень аварийности влияет очень большое число различных факторов в системе дорога-транспорт-пешеход: сезонные колебания интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, погодно-климатические условия, продолжительность светового времени суток, качество дорожно-транспортной инфраструктуры, техническое состояние транспортных средств и т.п.

БЕЗАЛАБЕРНОСТЬ КАК ТЯЖКИЙ ФАКТОР ДТП

— Отношение автомобилистов к важнейшему аспекту безопасности дорожного движения сейчас какое? Складывается впечатление, что многие пребывают в крайне расслабленном состоянии. Пренебрегают правилами, грубо их нарушают.

— К сожалению, вы правы. За последние 10 лет много сделано для приведения дорог в нормативное состояние. Сейчас при поездке по федеральной дороге уже потенциально не оцениваешь риск попасть колесом в какую-то яму, зная, что качество покрытия такое, что можно ехать быстрее.

Но ехать быстрее, чем прописано в правилах, нельзя. Мы фиксируем очень много нарушений, связанных с превышением скоростного режима, и, прежде всего, это влияет на тяжесть последствий ДТП. Потому что при лобовом столкновении уже при скорости в 90 км/ч, чаще всего, последствия наступают фатальные.

Только техническими средствами организации дорожного движения предотвратить все ДТП мы не можем. Должна быть, прежде всего, ответственность каждого автолюбителя. И не только перед собой, перед своей семьёй, но и перед каждым участником дорожного движения.

— Какие самые распространенные ДТП на федеральных трассах?

— Для автомобильных дорог федерального значения наиболее характерны столкновения — с попутными транспортными средствами и идущими навстречу, со стоящим на обочине транспортом. На их долю пришлось 59% от общего числа автоаварий.

Вторым по частоте видом являются съезды с дороги — 18%; наезды на препятствие — 7%; наезды на пешеходов — 6%. Доля остальных видов ДТП составляет менее 5%.

Исполняющий обязанности начальника федерального казенного учреждения Управление дорог «Южный Урал»

Исполняющий обязанности начальника федерального казенного учреждения Управление дорог «Южный Урал»

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Южный Урал» находится 1351,6 км дорог федерального значения. Что предпринимается со стороны Управления для повышения уровня безопасности на трассах?

— Основное направление работы, выбранное для снижения количества ДТП и их последствий — это разделение транспортных потоков. Без этого, к сожалению, не получается добиться кратного снижения аварий и погибших в них. Эта стратегия принята и на уровне Минтранса, чтобы как можно большее количество дорог переводить в четырехполосное исполнение с разделением барьерным ограждением по оси проезжей части.

Практически полностью исключается риск встречного столкновения и крайне положительно влияет на статистику.

Но мы понимаем, что не все дороги можно перевести в четырехполосное исполнение. Потому совместно с ГИБДД проводится анализ аварийно-опасных участков и мест концентрации ДТП. Если уже в одном и том же месте системно случаются одни и те же виды дорожно-транспортных происшествий, разрабатывается программа по устранению очага аварийности. Где необходимо, устраивается искусственное наружное освещение, дополнительные элементы барьерного ограждения. О приближении водителя к опасному участку водителя предупреждают шумовые полосы.

Еще одна мера, без которой, по моему мнению, мнению моих коллег, невозможно стабилизировать и улучшить ситуацию с ДТП, — это контроль скоростного режима. Пословица «Какой русский не любит быстрой езды», к сожалению, не теряет актуальности. Езда становится только быстрее с улучшением качества нашей дорожной сети. Поэтому установка комплексов фото- и видеофиксации продолжится. Без этого пока не получается воздействовать на пользователей автомобильных дорог.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, ИЛИ 5 АВАРИЙНО ОПАСНЫХ УЧАСТКОВ

— Если говорить о местах концентрации ДТП на федеральных трассах Челябинской и Курганской областей, можно ли выделить такие точки на карте?

— По итогам прошлого года (анализ ситуации проводится по итогам предшествующего года), в Челябинской и Курганской областях выделено 5 мест концентрации ДТП.

Челябинская область:

1. М-5 «Урал» (подъезд к Екатеринбургу) 14 км, в районе разворотной площадки на п. Ново-Казанцево.

Для ликвидации места концентрации в нынешнем году перенесены дорожные знаки «Начало населенного пункта» на границу жилой застройки. Кроме того, на подходе к опасному участку устроены шумовые полосы;

2. А-310 Челябинск — Троицк — граница с Республикой Казахстан 87 км, в районе перекрестка ул. Лучистая — а/д А-310 (в границах г. Южноуральск). В этом году мы завершим установку светофорного объекта, который полностью поможет контролировать ситуацию;

3. А-310 Челябинск — Троицк — граница с Республикой Казахстан 54-55 км, в районе перекрестка на п. Кленовка. На данном участке дорога обустроена световозвращающими элементами.

Курганская область:

1. Р-254 «Иртыш» 92 км, в районе перекрестка Щучье-Чумляк. Здесь будет построена линия стационарного электрического освещения. Кроме того, на подходах к перекрёстку ограничена максимальная скорость — до 50 км/ч и устроены шумовые полосы. Установлены дорожные знаки на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой жёлто-зеленого цвета.

На второстепенных дорогах устроены искусственные неровности. Дорожные знаки «Уступи дорогу» заменены на «Движение без остановки запрещено». Нарушения правил дорожного движения фиксирует автоматический комплекс.

2. Р-254 «Иртыш» 264 км, в районе пешеходного перехода у кафе-трактир «Охотник». Здесь пешеходный переход будет обустроен комплексно, чтобы повысить информированность водителей о возможности выхода пешеходов на этом участке дороги.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что для ликвидации очагов аварийности и повышения уровня безопасности дорожного движения в прошлом году реализованы следующие мероприятия:

1. Установка транспортного светофорного объекта на перекрестке.

2. Установка металлического барьерного ограждения.

3. Комплексное обустройство наземных пешеходных переходов.

5. Установка оптико-волоконных дорожных знаков 1.34.1/1.34.2 с динамической визуализацией направления поворота.

6. Обустройство световозвращающими элементами КД-3 с автономными источниками питания.

7. Поставка и установка интеллектуальных транспортных систем.

8. Установка модульных надземных пешеходных переходов.

Модульный переход над оживлённой дорогой гарантирует безопасность пешеходам. Фото: uural.rosavtodor.ru

Модульный переход над оживлённой дорогой гарантирует безопасность пешеходам. Фото: uural.rosavtodor.ru

СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ

— На федеральных трассах устанавливаются модульные надземные пешеходные переходы. Насколько гарантируют эти конструкции безопасность всех участников движения?

— Устройства, разумеется, безопасны. Такие конструкции имеют два вида исполнения — либо это стационарные пешеходные переходы, либо модульные пешеходные переходы, которые начали устанавливать в последнее время. Они позволяют сэкономить и время для строительства, и гарантировать фактически бесперебойный трафик.

Разделение потоков транспорта и пешеходов — это приоритетная задача. Да, по пешеходному переходу нужно подняться, чтобы перейти через дорогу. Но мы же понимаем, что жизнь каждого из нас ценна, прежде всего, самому себе. И воспользоваться пешеходным переходом, а не перебегать дорогу в неустановленном месте — это гарантия безопасности и жизни.

Рекомендую не пренебрегать мерами безопасности, которые мы предлагаем с коллегами, не нарушать правил дорожного движения, и пользоваться переходами, которые мы устанавливали.

«СВЕТЛЯЧКИ» НА ДОРОГАХ — В ПОМОЩЬ ВОДИТЕЛЯМ

— Многие автомобилисты уже оценили «маячки», вмонтированные в дорожное покрытие на нескольких участках федеральных дорог в Челябинской и Курганской областях. Расскажите подробнее, для чего они?

— В ходе работы по повышению безопасности дорожного движения в качестве эксперимента выбрали еще и эту технологию. По своим функциональным характеристикам и условиям применения светодиодные маячки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

Маячки устанавливаются в покрытие проезжей части на глубину 48 мм с помощью химического анкера. Они работают автономно: энергопитание светодиодов осуществляется от солнечной электростанции, установленной внутри маячка. Устройства не требуют особых затрат на содержание.

Маячки монтируются на протяжении всего потенциально опасного участка. Прежде всего, это какие-то повороты, которые, например, в силу рельефа слабо читаются, и водитель может неправильно выбрать направление своего движения относительно дорожного полотна.

Расположенные под набольшим углом к проезжей части дороги яркие светодиоды, с одной стороны, не ослепляют участников дорожного движения; с другой стороны, обеспечивают расстояние видимости маячков не менее 500 м, что значительно повышает безопасность дорожного движения и улучшает зрительное ориентирование на дороге для всех участников дорожного движения (водитель, велосипедист, пешеход).

На четырех участках в Челябинской и Курганской областях мы поставили эти маячки. Они прекрасно ориентируют водителя в любое время дня и ночи, в любых погодных условиях. В том числе, в сильный дождь и снегопад.

Это действительно хорошая технология, которую мы будем использовать и дальше, чтобы в потенциально опасных местах делать проезд максимально безопасным.

Безопасность дорожного движения - задача общая. Фото: uural.rosavtodor.ru

Безопасность дорожного движения - задача общая. Фото: uural.rosavtodor.ru

— Какие ещё внедряются новые технологии по безопасности дорожного движения и что планируется в будущем?

— Большое внимание уделяется дорожным знакам. Вроде, тема избитая, понятная, но каждый год производители предлагают новые технические решения, которые позволяют повысить яркость и читаемость знаков.

Я говорю о знаках с оптоволоконной подсветкой. Благодаря плотности установки световых пикселей достигается высокая детализация информационных символов, равномерность свечения. Тем самым ликвидируется эффект засвеченного размытого изображения на дальней дистанции.

Читаемость, узнаваемость изображения дорожного знака в темное время суток и прочих неблагоприятных дорожных условиях составляет 250-300 м. Это позволяет участникам дорожного движения заблаговременно отреагировать и принять действия для выбора корректного режима движения.

Большое внимание мы уделяем освещению дорог, в том числе, пешеходных переходов. Мы опробуем систему интеллектуального светового сопровождения пешеходов. Пешехода при переходе дороги сопровождают световые лучи на всем пути движения. Динамическая подсветка повышает скорость зрительно-моторной реакции водителя. Водитель может вовремя снизить скорость и остановиться.

К ЗИМЕ, КАК К ВОЙНЕ, НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ

— В Челябинской области выпал снег, уже были метели. Вопрос обслуживания дорог — тоже аспект безопасности. Мы готовы к зиме?

— Безусловно готовы. Работа по подготовке к зиме начинается сразу после того, как зима заканчивается. Подрядчики начинают готовить технику, базы закупают противогололедные материалы. На данный момент, за содержание всей сети федеральных дорог в Челябинской и Курганской областях отвечает более 250 единиц спецтехники. На сегодняшний день заготовлено более 100 тыс. тонн противогололедных материалов. Для их хранения используются 33 базы.

На уборку дорог выходят комбинированные дорожные машины, МТЗ, автогрейдеры, погрузчики и бульдозеры. Все машины и механизмы оснащены системой спутникового контроля ГЛОНАСС/GPS и необходимым сигнальным оборудованием для безопасности работ.

В нашем управлении есть круглосуточный мониторинговый центр, в котором посредством спутниковой навигации мы следим за техникой подрядных организаций. Мы понимаем не только что она находится на дороге, но и что она делает на ней. При ухудшении погодных условий спутниковая навигация позволит дежурному диспетчеру оперативно среагировать и при необходимости направить дополнительную технику на наиболее загруженный участок.

В режиме реального времени мы можем оценивать ситуацию на дороге с помощью постов метеоконтроля — их сейчас 45 штук. Посты — большое подспорье для подрядных организаций и для заказчика: мы видим, что происходит на дороге в данный момент, мы прогнозируем ситуацию с глубиной до 4 часов — по возможному образованию гололеда, наката. Все это мы отслеживаем и принимаем превентивные меры для недопущения осложнения ситуации.

Но нужно иметь ввиду и всю сложность дороги М-5 «Урал», проходящей по территории Челябинской области. В горнозаводской области интенсивность выпадения осадков бывает так высока, что разом справиться с этой ситуацией мы не можем. Есть нормативный срок ликвидации зимней скользкости.

Я хотел бы обратиться к участникам дорожного движения: понимая всю тяжесть, связанную со снегопадами, при планировании маршрута учитывайте и погодный фактор. Потому что никто не может исключить какие-то аварийные ситуации, связанные с большегрузным транспортом: автомобили часто выходят из строя, блокируя, тем самым, движение по двухполосной дороге, не давая дежурным службам вовремя ликвидировать зимнюю скользкость.

Кроме того, водители транспортных средств зачастую грешат историями с перегрузом, и при малейшем снижении сцепных качеств покрытия машина просто не может подняться в гору, потому что везет гораздо больше, чем должна.

Хочется отметить профессионализм водителей-дальнобойщиков, которые часто помогают, пропуская дежурные службы. Но все же, если погодные условия мешают нормальному движению по трассе, лучше скорректировать время поездки, чтобы дорожники успели выполнить свою работу.

— В прошлом году мы столкнулись с таким явлением, как буран. На федеральных трассах были обустроены пункты обогрева тех, кто попал в «погодный замес». Готовы ли управление к повторению ситуации?

— Конечно, совместно с МЧС мы эту темы прорабатывали и готовы обеспечить все необходимое, чтобы МЧС смогло развернуть эти пункты обогрева своевременно. Мы понимаем участки, где это может потенциально возникнуть. К войне нужно готовиться заранее.

Владимир Муравьёв в студии радио "Комсомольская правда".

Владимир Муравьёв в студии радио "Комсомольская правда".

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

РАБОТА С ЯНДЕКСОМ

— Что в планах на следующий год по повышению уровня безопасности дорожного движения на федеральных трассах Челябинской и Курганской областей?

— Эта работа никогда не заканчивается. Прежде всего, с Росавтодором мы согласовываем устройство линий освещения — это большое подспорье в плане обеспечения безопасности движения, потому что ехать по дороге в темное время суток гораздо комфортнее, если этот участок освещен.

Продолжим работу по разделению транспортных потоков, по внедрению полезных мелочей, например, высокоинтеллектуальных транспортных систем. Я говорю о табло переменной информации, которое уже устанавливаются на дороге. Мы сможем информировать автолюбителей о том, что происходит на разных участках дорог.

Мы работаем с Яндексом — хотим обеспечить информирование водителя о ситуации по ходу построенного им маршрута. Чтобы устанавливать множество табло переменной информации, требуются колоссальные средства. Практически 100% автолюбителей пользуются средствами навигации, которые есть в мобильных телефонах. Посредством этого сервиса можно гораздо оперативнее довести информацию до пользователя.

Узнать о состоянии проезда, а также сообщить о нештатной ситуации на федеральных трассах можно по круглосуточному телефону дежурно-диспетчерской службы ФКУ Упрдор «Южный Урал» 8-800-300-38-74 (звонок бесплатный).

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru