Премия Рунета-2020
Челябинск
+11°
Boom metrics
Общество26 марта 2009 22:00

Что изменилось в среднем профессиональном образовании?

Выпускники колледжей и техникумов имеют преимущества
Источник:kp.ru
Что изменилось в среднем профессиональном образовании?

Что изменилось в среднем профессиональном образовании?

Этот год стал довольно волнительным для будущих абитуриентов. Перемены в правилах приема произошли как в высшем, так и в среднем звене профессиональной школы. О том, что нового в учебных заведения СПО, нам рассказали первый заместитель министра образования и науки Челябинской области и директора техникумов и колледжей.

- Мы по-прежнему находимся в ситуации демографического спада, - говорит первый заместитель министра образования Челябинской области Татьяна Григорьевна Калугина. - Ежегодно теряем от порога школы до дверей профессиональных учебных заведений 2,5 тысячи человек. В этом году из южноуральских школ выйдет более 20 тысяч выпускников. Сегодня все они будут поступать в вузы, техникумы и колледжи на условиях Единого госэкзамена. Приказом Минобрнауки № 396 от 26 декабря 2008 года определены правила поступления в высшую профессиональную школу, а приказом № 4 от 15 января 2009 года - правила поступления в учреждения среднего профессионального образования. Эксперимент, который длился все предыдущие годы, закончен. ЕГЭ начинает работать в штатном режиме. Подразумевалось, что и выпускники СПО тоже должны будут поступать в вузы через ЕГЭ. Однако общественный резонанс, который последовал за этим приказом, все же позволил приостановить его действие в этой части. Они смогут поступать на очное, заочное и вечернее отделения вузов через вступительные испытания по профилю полученной специальности. Однако, к сожалению, по некоторым направлениям в вузах нет сокращенной программы, по которым выпускники образовательных учреждений СПО могли бы осуществлять дальнейшую подготовку. Наблюдается дискретность высшего образования.

- Для нас сейчас очень важным вопросом является поступление выпускников школ в образовательные учреждения среднего профессионального образования, - подчеркивает директор Челябинского монтажного колледжа Игорь Иосифович Тубер. - Также ждем к нам и девятиклассников: у нас они получают среднее образование и специальность. Хотя, конечно, школы сейчас стали больше дорожить своими девятиклассниками, ведь учитывая действующий ныне принцип подушевого финансирования, им теперь очень трудно расстаться со своими учениками.

На днях на территории колледжа собирались руководители школ Ленинского района и обсуждался вопрос нашего дальнейшего взаимодействия. Хорошо, что с директорами учебных заведений мы находим общий язык. Они понимают, что, с одной стороны, задерживать девятиклассников выгодно, а с другой - некоторым из них сложно будет сдать ЕГЭ. И чтобы не ломать их судьбу, конечно, лучше направить их по линии получения среднего профессионального образования.

Есть еще один немаловажный момент - Закон о ЕГЭ распространяется на заочное и вечернее обучение. И по новым правилам очень ограничены сроки подачи документов. Поэтому хотелось бы обратить внимание читателей: все, кто планирует поступать на вечернее и заочное обучение, должны подать документы до 25 июля. Раньше этот процесс был, как правило, дольше.

В условиях кризиса среднее профобразование предпочтительнее

- Сегодня многим проще и лучше поступать в среднее профессиональное образовательное учреждение. Это более простой шанс поступить в профессиональную школу, - убеждена Татьяна Григорьевна Калугина. - Это даст возможность быстрее получить профессиональный статус, с которого легче стартовать во взрослую жизнь. Можно пойти либо на рынок труда, либо в высшую школу. Это важно сейчас, когда напряженная ситуация на рынке труда. Выпускникам вузов сложно трудоустроиться, они остаются самыми незащищенными категориями безработных.

Поэтому задача родителей и выпускников - обратить внимание на средние специальные учебные заведения. Спектр их образовательных услуг очень широк. Он практически соответствует классификатору высшего профессионального образования. Более того, по сравнению с прошлым годом спектр новых специальностей увеличился в два раза. В прошлом году было открыто 25 новых специальностей, в этом году их число увеличилось на 102. И они очень востребованны на рынке труда.

У нас целая сеть образовательных учреждений промышленной направленности - они готовят энергетиков, строителей, монтажников, машиностроителей. Это возможность для молодого человека в условиях кризиса иметь социальные гарантии: бесплатное обучение, питание, общежитие. А по окончании получить востребованную специальность. Ведь сейчас все чаще под сокращения попадают офисные сотрудники, те, кто получил высшее образование.

И хотелось бы сказать, не умаляя желания получить высшее образование, что в условиях кризиса каждый должен взвесить свои материальные возможности, ведь такое образование стоит от 30 до 70 тысяч рублей по разным направлениям. А в среднем звене гораздо больше бюджетных мест, внебюджетные значительно дешевле. Для того и создана средняя школа - как стартовая площадка, чтобы прийти в высшую школу более мотивированными.

- Если вспомнить советские времена, то в высшую школу действительно поступали лучшие выпускники, среднее звено тоже требовало достаточно хорошей подготовки абитуриентов, - напоминает директор Челябинского юридического техникума Александр Павлович Большаков. - Сейчас в условиях облегченного доступа в высшее образование многие готовы к нему, так сказать, физически, но не внутренне. Они вышли из школы, где жесткий контроль, классное руководство, которое держит учеников. А в высшей школе все по-другому, и многие не готовы это принять, поэтому по выходу мы имеем очень слабый контроль. В среднем звене система не меняется: кураторство, внеклассная работа, все это вчерашним школьникам хорошо знакомо. И по окончании выпускник располагает большими возможностями. Он может работать по специальности и параллельно получать высшее образование на очной или заочной форме обучения. Они более серьезно относятся к обучению, и у них другой диплом по качеству. Профессионально они уверенней в себе.

- Сегодня старшеклассники должны сделать серьезный выбор - либо остаться в школе и пройти испытания ЕГЭ или выбрать сферу среднего профессионального образования, - говорит заместитель директора Челябинского промышленно-гуманитарного техникума Людмила Николаевна Дегтеренко. - Наше учебное заведение предлагает несколько иные условия получения начального и среднего профессионального образования. Оно заключается в системе непрерывного профессионального образования. Мы принимаем девятиклассников без экзаменов и даем им начальное профессиональное образование, а затем они получают по сокращенной программе среднее профессиональное образование. Или другая образовательная траектория - получение среднего профессионального образования и далее поступление на сокращенную программу высшего учебного заведения по профилю обучения на основе договоров партнерства с Академией труда и социальных отношений или ЮУрГУ. Причем поступают они не по результатам ЕГЭ, а по экзаменам по профилю специальности. То есть, выбрав наше учебное заведение, ребята также могут пойти по линии непрерывного образования и в конце концов закончить вуз.

- Действительно, у нас в области четко прослеживается результативность системы непрерывного профессионального образования, - убежден директор Копейского горно-экономического колледжа Станислав Алексеевич Попенко. - Востребованы все уровни - начальное, среднее, высшее. И несмотря на то что все ориентируются на высшее образование, путь к нему легче построить через среднее. Во-первых, благодаря облегчению поступления в вуз выпускников СПО. Напомню, они поступают не по результатам ЕГЭ, а по традиционным экзаменам вуза. Зачастую это собеседование по профилю специальности.

Во-вторых, родители должны подсказать правильное решение своим детям - идти в 10-й класс или поступать в техникум и колледж. В таком случае они получают профессию и потом поступают в вуз по сокращенной программе и без ЕГЭ. К примеру, у нас очень много ребят после получения горных специальностей поступают в Екатеринбургский университет (бывшая горная академия).

Какие профессии нужны

- Мы видим, что ребята, которые поступают после 9 классов в учебные заведения СПО, мечтают хорошо зарабатывать, - говорит директор Челябинского энергетического колледжа Юрий Иванович Кузьминых. - Они получают у нас специальность, устраиваются на работу и далее повышают свою квалификацию в вузе, достигают каких-то высоких целей в жизни.

Нас беспокоит, что на базе 9 классов у нас не стало конкурса. Связано это и с демографическим спадом. Но мне кажется, что государству надо тоже предпринимать шаги по увеличению привлекательности рабочих специальностей. Говорят, надо увеличивать ВВП. А за счет каких специальностей? Как раз тех, которые получают в энергетическом, монтажном и других технических колледжах.

Почему не стало конкурса? Сейчас девятиклассник стоит перед огромным числом специальностей, многие выбирают не промышленность, а сферу обслуживания. Но упор, наверное, стоит делать на реальный сектор экономики.

Вот нам нужны абитуриенты с хорошими знаниями в области математики, физики, химии. Ведь энергетика - серьезная отрасль. Но качество подготовки школьников, к сожалению, оставляет желать лучшего. И на первом курсе мы очень много времени тратим на то, чтобы подтянуть их по общеобразовательным предметам.

В этом году мы должны 270 человек набрать на бюджетной основе. И я думаю, мы это сделаем. У нас хорошо поставлена профориентационная работа. Мы видим, что в энергетику народ пошел. К примеру, направляем третьекурсников на практику, и руководители предприятий говорят: мы готовы взять еще больше. То есть они готовы набрать столько, сколько у нас даже нет. Поэтому ждем выпускников к нам. Без работы, даже в сегодняшних условиях, они не останутся.

- Во многих техникумах и колледжах программа построена и так, что помимо основной специальности ребята получают еще рабочие специальности на базе технических училищ, - добавляет директор Копейского горно-экономического колледжа Станислав Алексеевич Попенко. - Кстати, выпускники училищ также могут поступать к нам без результатов ЕГЭ и тоже на сокращенные сроки обучения.

Конечно, задача стоит готовить те специальности, которые пригодятся в промышленности. Но шахты приказали долго жить. Остались только Коркинские разрез и шахта, при этом уменьшился в два раза план добычи. Но наши выпускники - электромеханики, разработчики востребованы на нашем Копейском механическом заводе. Много идут на работу в Челябинский метрострой, и там для них открывается широкая перспектива. К примеру, они могут работать на возведении тоннелей в районе Сочи, где идет «стройка века»

- До сентября прошлого года по всем нашим специальностям сохранялся конкурс, - говорит директор Челябинского юридического техникума Александр Павлович Большаков. - Если переводить на общее количество мест без учета целевых, он составлял 2 - 2,5 человека на бюджетные и внебюджетные места. А если принять во внимание, что у нас до сих пор сохраняется целевая подготовка по договорам с регионами Сибири, Якутии, Тувы, Бурятии, районов Дальнего Востока, то конкурс доходил до 7 человек на место. Так что, я думаю, негативная ситуация, несмотря на демографический спад, нас не коснется. В силу того, что наше учебное заведение имеет огромный опыт в 46 лет и большую базу трудоустройства своих выпускников.

Конечно, какая-то девальвация некоторых профессий произошла. Но думаю, качество определяет не только сама специальность, но и учебное заведение. Ведь в конечном счете качественные специалисты - юристы все равно нужны будут.

Ресурсные центры для подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств

- Мы сейчас договариваемся с Копейским машиностроительным заводом об участии в национальном проекте «Образование по софинансированию ресурсного центра»,- говорит директор Копейского горно-экономического техникума Станислав Алексеевич Попенко. - Наша цель - подготовка кадров для сложных технологических производств. Составляем программу, реализовываться она будет на условиях софинансирования - по 20 миллионов выделит машзавод и столько же бюджеты.

- В Челябинской области уже создано 7 ресурсных центров для подготовки специалистов для высокотехнологичных производств, - подчеркивает Татьяна Григорьевна. - Они созданы на базе средних профессиональных учебных заведений и имеют федеральный статус: Челябинском монтажном колледже, Златоустовском индустриальном колледже, Магнитогорском политехническом колледже, Первомайском техникуме промышленности строительных материалов, Южно-Уральском политехническом колледже (г. Озерск), Южно-Уральском технологическом колледже (г. Озерск) и профессиональном лицее № 5 г. Челябинска. Финансирование идет из трех источников. Это колоссальные средства для создания мощной учебно-лабораторной, учебно-производственной базы, закупается самое современное оборудование, чтобы была возможность давать опережающее обучение, проходить обучение на тех станках, которые еще только готовятся установить на самих предприятиях.

Могу сказать, что в 2007 из федерального бюджета мы получили 60,9 миллиона рублей . А в 2008 году 150 миллионов рублей. Из областного бюджета получили по условиям софинансирования конкурса в 2007-м - 20 млн, в 2008-м - 60 млн. Средства работодателей составили 52 и 85 млн соответственно.

Прикладной бакалавриат в колледжах и техникумах

- В этом году у нас завершается эксперимент введения системы зачетных единиц в учебный процесс, - рассказывает Александр Павлович Большаков. - И с сентября мы полностью все учебное заведение переводим на данную форму эксперимента. Если кратко, то эта система принята в Западной Европе - Болонско-Копенгагенский процесс. Он предполагает не просто совмещение профессиональных стандартов, но и изменение структуры обучающего процесса. Министерство образования пока не приняло решение о его введении в среднее звено профессионального образования. А что касается высшей школы, то это вопрос уже решенный.

Система обеспечит прорыв в качестве профессиональной подготовки, снижении пропусков и так далее.

- Также в среднем звене могут быть открыты формы бакалавриата, - говорит Татьяна Григорьевна Калугина. - Если этот эксперимент удачно пойдет,то неважно, где человек будет получать эту степень, - в среднем или высшем учебном заведении.

- Я познакомился с проектом постановления правительства о введении прикладного бакалавриата ( он отличается от классического) в систему средней профессиональной школы, - добавляет Игорь Иосифович Тубер. - И вводиться он будет как раз на базе ресурсных центров, потому что они заявили о более высоком статусе, выиграв федеральные конкурсы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Подготовка будет вестись не просто в теоретическом ключе, а на большей практической основе. Я думаю, это будет привлекать абитуриентов. Но пока внедрение его планируется на 2010 год.

И уж если заговорили об этом планируемом новшестве, цель одна - получить более качественное образование . Мы постепенно начинаем понимать качество правильно , задумываться о его элементах. К примеру, зачетные единицы, о которых говорил Александр Павлович, - по ним строится вся система западного образования, по такой системе легче отследить технологию образовательного процесса и результат . Внедрение систем менеджмента качества сейчас очень активно идет в учебных заведениях : у нас в области пять учебных заведений сертифицированы на соответствие международным стандартам качества. А совсем недавно монтажный колледж получил награду из рук руководителя службы Гособрнадзора Глебовой Л.Н. - «Приз дипломанта Всероссийского конкурса систем качества подготовки специалистов».

Оптимизация сети образовательных учреждений

- Сейчас активно идет оптимизация сети образовательных учреждений. Еще пять лет назад два техникума - энергетический и индустриальный - объединились в единый комплекс, и сегодня они составляют крупный учебный центр. Челябинский юридический техникум также сейчас идет к объединению с еще одним образовательным учреждением, чтобы создать на своей базе научно-образовательный комплекс, потому что это веление времени. И база, которой они располагают, дает возможность полагать, что учебное заведение будет еще более престижным и востребованным со стороны общества. Тем более что это образовательное учреждение - единственное в России, которые готовит кадры для сферы пенсионного обеспечения. Челябинский монтажный колледж тоже находится в стадии реорганизации, которая подразумевает присоединение нескольких учебных заведений с цель концентрации материальных, финансовых, кадровых, интеллектуальных и др. ресурсов для более успешного решения проблемы подготовки квалифицированных специалистов для реального сектора экономики.

Вообще в области идут процессы присоединения учреждений начального профессионального образования к среднему профессиональному образованию, профессиональные лицеи получают статус колледжей, в структуре университетов появляются ступени среднего профессионального образования. Таким образом, идет поиск оптимальных моделей профессионального образования. И в этом процессе главное это не увлечение масштабами реорганизации, а получение оптимального конечного результата.

ЦИФРА

18 400 - столько человек в этом году закончит средние профессиональные учебные заведения в Челябинской области. Многие из них пойдут работать по специальности, а часть будет поступать в вузы.