Премия Рунета-2020
Челябинск
-20°
Boom metrics
Происшествия3 июня 2009 22:00

После Ашинской трагедии останки погибших засыпали щебенкой

В ночь с 3 на 4 июня исполняется двадцать лет страшной железнодорожной аварии
После Ашинской трагедии останки погибших засыпали щебенкой

После Ашинской трагедии останки погибших засыпали щебенкой

Последние два десятилетия челябинку Татьяну Чернявскую судьба методично проверяет на прочность. Сначала в огненном железнодорожном смерче под Ашой сгорела ее семья - старший брат Александр, его шестилетний сынишка и 11-летний сын самой Татьяны.

В крушении пострадала и Таня, но нашла в себе силы выкарабкаться после клинической смерти, после того, когда, казалось, жить незачем и не для кого… И вот два с половиной года назад - новый сокрушительный удар. На крыльце собственного подъезда Татьяна поскользнулась так, что на всю жизнь осталась калекой. Не работает левая рука - мышцы и сустав вырваны при падении, каждый вдох-выдох - через боль… Врачи «скорой помощи» - самые частые визитеры в квартире больной женщины. Татьяна судится с коммунальщиками, по вине которых злополучное крыльцо в день ее травмы было обледенелым. Но разве компенсации и извинения вернут здоровье?

Но особенно невыносимо становится, когда дни неумолимо приближаются к зловещей дате 3 июня. В тот роковой день, в 1989 году, семья Чернявских решила поехать на юг, к морю.

- Билеты мы купили с огромным трудом, - сквозь слезы вспоминает Татьяна. - В Челябинске к составу «Новосибирск-Адлер» прицепили несколько вагонов. В Адлер ехали семьи, воспитанники детской хоккейной школы «Трактор», ученики школы №107, которые отправились в Молдавию на сбор винограда…

Брат Татьяны Александр, 35-летний подполковник военной авиации, 3 июня отмечал день рождения. Вечером мальчишки ушли в видеосалон в вагон-ресторан смотреть фильмы, Таня прилегла в купе и задремала...

575 смертей, 623 увечий

Трагедия случилась в начале первого ночи 4 июня. Взрыв, случившийся из-за утечки газа, в одночасье унес жизни 575 человек, пассажиров двух составов «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск». Еще 623 человека получили тяжкие увечья. В тот момент, когда два встречных поезда проходили мимо друг друга, прогремел взрыв газа. Утечка случилась на газопроводе, его трубы были уложены вблизи железнодорожных путей.

Крупнейшая в истории СССР техногенная катастрофа произошла в 11 километрах от станции Аша. Сила взрыва было такой, что в радиусе нескольких километров от места трагедии в домах вылетели стекла.

Страшного мига, когда по составам пролетел огненный смерч, Таня не помнит. Очнулась она уже через 12 дней, в госпитале Екатеринбурга. Перелом крестца, множественные переломы ног, ожог верхних дыхательных путей - эти травмы заточили Таню в больнице на долгих полтора года.

- Сначала я ничего не помнила, - говорит Чернявская. - Ни о детях, ни о брате… Память страшной болью вернулась позже…

В моргах не хватало места

А в это время отец Саши и Тани разыскивал останки погибших внуков и сына. Труп Александра опознали: взрывной волной его вместе с верхней полкой купе выбросило в воздух. Тяжеленная пылающая конструкция придавила Александра. Подполковник получил смертельные ожоги спины и конечностей. Уцелело лицо - по нему и опознал труп сына отец. Тела мальчиков разметало в пыль - в могилу положили урны с землей с места крушения.

- После аварии останки погибших свозили в холодильники Уфимского мясокомбината, - продолжает Татьяна. – В моргах не хватало места. Отец рассказывал, как бились родственники погибших за каждый уцелевший в огне кусочек, чтобы хоть что-то положить в гроб близкого человека. А вещи погибших пассажиров свозились в Ашинскую школу. Чемоданы и сумки почти не пострадали. И как же жутко было забирать сарафанчики, панамки, купальники…

За погибшего ребенка – 1,5 тысячи рублей

Челябинских «ашинцев» похоронили на Градском и Цинковском кладбище. Рядом с родственниками Тани покой обрели дети еще одной семьи, двойняшки - брат и сестра, погибшие в том крушении.

- Через несколько дней после похорон между нашими свежими могилами вырос еще один холм, - говорит Чернявская. - Умер какой-то партийный босс. Когда мой отец пошел разбираться, с какой стати из-за него сдвинули могилки наших мальчиков, его недоуменно спросили: «Вам что, жалко, у вас же все равно не гробы - пустышки». Такой вот цинизм…

Как государство компенсировало родственникам погибших страшные потери?- За взрослого выплатили 4 тысячи рублей, за детей - по полторы тысячи. Оформили льготу на квартплату, установили без очереди домашний телефон. Вот и все извинения, - говорит Таня.

Мародеры грабили родственников погибших

Как всегда нашлись те, кто пытался нажиться на чужом горе. По квартирам безутешных родственников ходили мародеры, представлявшиеся товарищами погибших или раненых в катастрофе.

- Ведь люди умирали потом в больницах, - вспоминает Чернявская. - Так вот эти ублюдки перематывались бинтами, строчили какие-то «предсмертные письма» от близких. И «доставляли» их женам, матерям, детям. Пока доверчивые родственники плакали над листочками, упыри обворовали квартиры. Даже милиция предупреждала тогда: не открывайте дверь незнакомцам…

Косточки погибших засыпали щебенкой

На месте крушения поездов родственники умерших решили установить стелу - улетающие в небо белые лебеди, символ невинных детских душ. Как в сказке Андерсена про принцев, превращавшихся в диких лебедей. Но памятник так и не появился. Вместо него на холме близ железной дороги установлена прямоугольная плита. И еще зеленеют каждую весну цветами клумбы, что разбили в память о погибших их родственники.

- На четвертые сутки после взрыва по чьему-то указанию насыпь возле рельсов засыпали свежим щебнем, чтобы замаскировать выгоревшую землю, жуткие следы трагедии. Но близкие погибших все равно разрывали насыпь и даже спустя год в щебенке находили косточки…

Военная форма брата висит в шкафу Тани. А фото детей надежно спрятаны в альбомах: незачем чужим глядеть на дорогие лица.

- Каждый день я мучаюсь одной мыслью: для чего мне жить? Почему я здесь, а мои дорогие там, на небе? И каждый раз себе отвечаю: еще не время. Когда-то мы обязательно встретимся. Они для нас живы. И путь другие помнят, что двадцать лет назад в один миг не стало 575 человек…

Об утечке газа знали заранее

По факту крушения двух поездов, разумеется, возбудили дело, провели следствие. Выяснилось, что незадолго до трагедии мимо злополучного места проезжал товарняк. Погода стояла жаркая, безветренная. Машинист товарняка почувствовал резкий запах газа и передал об этом диспетчеру. Обещали разобраться…

Уже позже выяснилось, что утечку дал продуктопровод. В стальной трубе, начиненной газом, уже четыре года зияла пробоина-щель. Трубу в 1985 году повредили ковшом экскаватора при строительных работах. Так что, рвануть могло в любой миг. Но именно два поезда-близнеца, один из которых опаздывал в Новосибирск, а второй мчался к югу, встретились в этой роковой точке. Колеса составов дали искру. Из искры возгорелось пламя…

Виновными назначили строителей

Следствие тогда вышло на очень больших начальников. К примеру, на одного руководителя проектного института, что подписал бумажки о «нормальном» состоянии трубопровода уже после того, как строительные работы завершились. Воочию газопровод никто не осматривал, специальными машинами уровень газа в воздухе не замерял. Кстати, обвинили и тогдашнего замминистра нефтяной промышленности СССР. Он и отменил анализ воздуха этими приборами. Был когда-то вертолет, что облетал многокилометровый газопровод, его убрали. Как и обходчика, что методично пешком проверял состояние системы.

В канун нового, 1993 года, состоялся суд. Но приговоров не огласили: дело отправили на дорасследование.

И кого ж все-таки определили виновными? Не заместителя министра, нет. И не начальника проектного института. Главными душегубцами определили начальника участка, прораба, мастера, нескольких строителей. Вот они, «враги народа». Всем впаяли по два года в колонии-поселении. ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Из 1284 человек, находившихся в поездах, 575 человек погибли, 657 получили ожоги и травмы. Невредимыми остались только 52 человека. Тела и прах заживо сгоревших увезли на родину - в 45 областей России и 9 республик бывшего Союза.