Пресс-центр "КП"

Что принесет нам Закон о торговле?

Поход в магазин должен приносить удовольствие и взрослым, и детям.

Поход в магазин должен приносить удовольствие и взрослым, и детям.

В феврале 2010 года вступил в силу Закон о торговле, с 1 августа начнут действовать все его нормы. Что изменится для нас, покупателей, производителей и самих торговых сетей — об этом шла речь за «круглым столом» в пресс-центре газеты «Комсомольская правда».

Этот закон очень бурно обсуждали еще на стадии его разработки. Многие поставщики сетовали на значительные бонусы, которые необходимо уплачивать, чтобы товар был хорошо представлен на полках торговых сетей. Кроме того, расплата за товар шла слишком долго, и многим не хватало оборотных средств, все это влияло и на стоимость их продукции, и, как следствие, на кошельки покупателей. Поэтому и были выработаны новые правила в сфере торговли. Так, закон запретил ритейлерам брать с поставщиков любые бонусы, кроме вознаграждения за объем продаж, но и он должен быть не выше 10%. Также предусматривается вмешательство государства в ценообразование на социально значимые товары. И, кроме того, ограничена рыночная доля компании на уровне 25% в границах муниципальных образований.

Жесткие правила игры

Елена Григорьевна Семенова, заместитель руководителя Челябинского УФаС России:

Елена СЕМЕНОВА.

Елена СЕМЕНОВА.

— С 1 февраля у нас появились новые правила игры в сфере розничной торговли. Отдельные ее положения можно назвать жесткими правилами игры. Они распространяются как на поставщиков, так и на торговые сети. В законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» третья глава посвящена антимонопольным правилам в сфере торговой деятельности. И, в частности, статья 13 наделала много шума. Она содержит два глагола: запрещается «создавать» и запрещается «навязывать» контрагенту невыгодные отношения. И по этому поводу к нам поступало немало обращений. Как поставщики, так и торговые сети восприняли это положение как прямой запрет, однако антимонопольный орган обращает внимание, что значит «навязывать». Если одна сторона возражает против включения какого-то положения в договор и оформляет это протоколом разногласия, однако другая сторона вновь настаивает на этом, то это подпадает под действие статьи 13. К примеру, есть случаи, когда представители торговли настаивают о запрете договоров поставки с другими хозяйствующими субъектами, включают условия об ответственности. Кроме этого 13-я статья вводит прямой запрет на создание каких либо дискриминационных действий, а также запрет на создание каких-либо препятствий на выход на рынок или на нарушение порядка ценообразования.

Мониторинг ситуации в сфере торговли стоит на контроле у правительства. Антимонопольный орган ежеквартально проводит выездные проверки как поставщиков, так и торговых сетей. Также мы просим участников рынка заполнять опросники. Обращаю внимание, что с 1 августа все договоры между поставщиками и торговыми сетями должны соответствовать новому закону. Мы запрашиваем договоры и выдаем свои замечания, чтобы помочь разобраться в новых положениях. Нами проведена проверка одного хозяйствующего субъекта, были выявлены признаки антимонопольного нарушения. Уже запланированы две проверки торговых сетей. Если обнаружатся нарушения, то будет выдано предписание об их устранении. И только если оно не будет исполнено, тогда, возможно, наступит административная ответственность в размере от 300 до 500 тысяч на юридическое лицо.

Снижение цен на 3,5 тысячи товаров в магазинах «Перекресток» Дмитрий Константинович Фридовский, региональный директор X5 retail group:

Дмитрий ФРИДОВСКИЙ.

Дмитрий ФРИДОВСКИЙ.

— Когда закон вступил в силу, критиковать его нормы, наверное, уже не конструктивно. Если и есть какие-то несовершенства, то жизнь сама расставит все на свои места и в закон внесут поправки. Наши принципы направлены на то, чтобы построить свою деятельность в строгом соответствии с законом. Компания приняла решение не искать обходных путей, мы будем максимально скрупулезно соблюдать все его требования. Сейчас идет борьба за покупателей в сфере ритэйла. Мы также хотим максимально усилить свое конкурентное преимущество для конечных потребителей — снизить цены. В том числе мы предоставим покупателю реальный выбор. Снижение цен произошло на 3тысячи товаров в супермаркетах «Перекресток». Вы можете прийти в магазин и увидеть желтые или перечеркнутые ценники. Знайте, это свежий товар, но цены на него снижены. Сейчас в Челябинской области работает 71 магазин сети «Пятерочка» и 3 супермаркета «Перекресток». Большая часть расположена в Челябинске, в Магнитогорске — 4, в Пласте — один, и в этом году должно открыться еще 15 магазинов. Причем мы планируем сотрудничать с местными пищевыми и перерабатывающими хозяйствами. Я много езжу по стране и сам убедился в том, что покупатели предпочитают местные продукты. — Некоторое время назад мы говорили, чтобы на полках челябинских магазинов была максимально представлена продукция местных производителей, — добавляет начальник отдела министерства сельского хозяйства Анатолий Альбинович Малишевский. Мы рады, что это понимание мы встретили и у крупных федеральных сетей «Пятерочка» и «Перекресток». Теперь южноуральской продукции на прилавках торговой сети «Пятерочка» в Челябинской области будет еще больше.

В магазинах не хватает полок для всех производителей Андрей Александрович Грибанов, коммерческий директор сети «Проспект»:

Андрей ГРИБАНОВ.

Андрей ГРИБАНОВ.

— Любой закон должен быть направлен на улучшение какихто положений. Если его задача — снизить цены, то есть только один путь, подтвержденный экономистами, — это конкуренция, которая заставляет снижать издержки. Любое ограничение и вмешательство государства в отношения между хозяйствующими субъектами — препятствие конкуренции. Компания «Проспект» — очень законопослушная, и мы будем, безусловно, выполнять новый закон. Однако у многих до сих пор нет понимания, как применять его на практике. Существует превратное впечатление, что организация торговой сети — это суперприбыльный бизнес. Это не так! Наценка сейчас небольшая, потому что огромная конкуренция, между тем затраты на организацию торговли значительные. Бонусы, которые раньше получала торговая сеть от производителей, позволяли развиваться, внедрять новые технологии. Кроме этого стоит различать и разные форматы магазинов. Надо иметь в виду, что нет хороших и плохих магазинов. Есть дискаунтеры — магазины с небольшим ассортиментом, минимальным набором услуг для покупателей, с достаточно низкими ценами. А есть супермаркеты — крупные универсальные магазины самообслуживания по продаже полного ассортимента продуктов питания, товаров для дома. Такие магазины, как правило, обеспечивают больший комфорт и набор сервисов покупателю. Так, к примеру, наши магазины сети «Проспект» имеют просторные торговые залы, что обеспечивает комфортную для потребителя навигацию, имеют передовое торговое и холодильное оборудование, устраивают акции и промопредложения для покупателей. Покупка здесь не просто несет утилитарное значение, но и доставляет удовольствие покупателю. Поэтому стоимость организации торговли в дискаунтере и супермаркете отличается в разы. А Закон о торговле этого не учел, подравнял все форматы под один. Что же касается бонусов: казалось бы, это такой внутриотраслевой термин, но его не знают сейчас только дети. Надо иметь в виду, что изначально их ввели именно производители, добиваясь лучших мест на полке. Производителей много, и все хотят попасть на витрину хорошего магазина. По сути, бонус — это торговая премия за определенные объемы, представленность на витрине. Ведь любая компания тратится на рекламу, на продвижение своей марки, и бонусы такая же составная часть ее маркетинговой политики. Сейчас у магазинов не хватает полок для всех производителей. Причем кто-то производит товар отменного качества, а кто-то халтурит. У меня впечатление, что пара таких законов — и тогда производитель будет выбирать, где ему продавать свой товар.

От нового закона выиграли поставщики Евгений Трошин, директор филиала в г. Челябинске группы компаний «Янус»:

Евгений ТРОШИН.

Евгений ТРОШИН.

— Действительно, конкуренция с каждым днем становится все жестче. Закон вступил в силу с 1 февраля, и мы все свои договоры привели в соответствие с его требованиями. По сути, закон ограничил отсрочки платежа, бонусные отчисления. Для поставщика это, безусловно, положительные изменения. Но при этом хочу заметить, что мы не встретили непонимания у торговых сетей. Никто не чинил препятствия, и не требовалось вмешательства антимонопольных органов. Поэтому сейчас есть возможности для удержания цен. Сегодня наша фабрика «Уральские пельмени» выпускает более 50 наименований высококачественных полуфабрикатов. Наша продукция представлена в магазинах всех форматов не только в нашем регионе, но и за его пределами. Также ассортимент полуфабрикатов дистрибьюторской компании — более 1600 наименований замороженной продукции: морепродуктов, полуфабрикатов, замороженных овощей и мороженого. В настоящее время компания «Янус» занимает лидирующее положение на рынке продуктов глубокой заморозки Уральского региона. Нашу продукцию можно приобрести и на рынках города. Всего работает восемь фирменных точек. Именно такие отделы позволяют нам получить обратную связь с покупателем, услышать их мнение о продукции, их пожелания.

«Ромкор» развивает фирменную торговлю Александр Владимирович Быхун, финансовый директор ООО «МПК Ромкор»:

Александр БЫХУН.

Александр БЫХУН.

— Действительно, этот закон хорош для поставщиков. Потому что у нас сильно снизились бонусы. Были, конечно, некоторые споры с представителями торговли, но мы все урегулировали без обращения в антимонопольные органы. На сегодняшний день остался только ретробонус (скидка за объем поставок в течение месяца. — Прим. ред.), как известно, закон его ограничивает 10%. И какие-то сети берут его по максимуму, какие-то снижают до 3 — 4%. Нашей компании в этом году исполняется 15 лет, и на сегодняшний день продукция «Ромкор» представлена во всех сетях Челябинской области, также нашу продукцию можно приобрести в Перми, Кургане, Ижевске, Тюмени. Однако в столице Южного Урала продается 25% нашего объема. В день мы реализуем от 50 до 60 тонн мясных изделий. Помимо работы с торговыми сетями мы также пошли по принципу развития фирменной торговли. Прежде у нас был оптовый магазин, а теперь появятся и розничные. Мы сегодня уже открыли фирменный магазин в Металлургическом районе, скоро появится и в Копейске. В фирменных магазинах представлена вся наша линейка мясных продуктов, в том числе и полуфабрикаты. При этом покупатели смогут приобретать нашу продукцию по заводской цене.

Здоровье людей и собственная репутация ценятся больше всего Людмила Павловна Тараскина, директор ООО «ТПП «Океан»:

Людмила ТАРАСКИНА.

Людмила ТАРАСКИНА.

— Рыбзавод «Океан» из Коркино работает на рынке 55 лет. Мы выпускаем более 200 наименований рыбной продукции: рыба вяленая, холодного и горячего копчения, пряная и соленая; деликатесы и пресервы в различных заливках. Копченая рыба производится методом традиционного копчения с использованием опил из специальных пород древесины. Для производства пресервов и рыбного филе применяется ручная обработка рыбы от костей, то есть ни одна филейная продукция рыбзавода «Океан» не подвергается химическим растворителям. Здоровье людей и собственная репутация ценятся больше всего. Потребитель может быть уверен: процесс производства строго контролируется, и прежде чем попасть на прилавки магазина, рыбная продукция проходит строгий ветеринарный и санитарный контроль. Доставка осуществляется собственным спецтранспортом с постоянным контролем температуры, необходимой для сохранения качества продукции. Мы прикладываем максимум усилий, чтобы к нашему потребителю попала свежая, качественная и вкусная продукция. Поэтому хотелось бы обратиться к торговле, чтобы, по возможности, в магазинах соблюдались необходимые условия хранения нашего продукта.

Фаниль БИБКОВ.

Фаниль БИБКОВ.

— Из-за бонусов, к сожалению, пришлось отказаться от сотрудничества с некоторыми магазинами, — говорит зам. директора ООО «ТПП «Океан» Фаниль Юсупович Бикбов. — Жаль, что многие покупатели лишены возможности приобрести продукцию коркинского «Океана» в местных торговых сетях.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Плюсы и минусы перемен По итогам обсуждения мы сделали собственные выводы о том, что можно ожидать от новых правил игры в сфере торговли. + Самый главный и положительный вывод — нагрузка на поставщиков стала чуть меньше, стало быть, цены могут снизиться или во всяком случае не расти столь стремительно. - Эксперты прогнозируют, что новый Закон о торговле может способствовать увеличению на прилавках просроченных продуктов, поскольку закон запрещает включать в договор возврат товарной продукции. К примеру, привозится в магазин тонна хлеба, и зачастую невозможно продать всю тонну за один день, но и дольше держать на витрине нельзя, хлеб черствеет. Раньше производитель должен был забрать остаток. Но сейчас, если производитель не согласен с таким порядком, то магазин навязать это условие не сможет. Еще один минус в том, что торговые сети поставили в достаточно жесткие рамки. Как говорят представители магазинов, зачастую именно наличие бонусов позволяло магазинам развиваться, закупать новое оборудование, расширять торговые площади. Со снижением дохода торговцам придется потуже затянуть пояса, поэтому стоит ожидать снижения скидок для покупателей. Хотя присутствующие на «круглом столе» торговые компании подтвердили, что в их сетях скидочные программы сохранятся.

С ПРАЗДНИКОМ!

Анатолий Альбинович Малишевский, начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства Челябинской области: — В последнее воскресенье июля традиционно отмечается День торговли. Невозможно представить торговлю без пищевой и перерабатывающей промышленности. Именно их товары представлены на прилавках. Сегодня в Челябинской области работает более 1000 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Среди них — предприятия по переработке мяса, которых в области более 200, многие бренды широко известны далеко за пределами региона. Также в области 15 рыбоперерабатывающих цехов. Более 150 пекарен, 28 молокозаводов и цехов. И их продукция доходит до потребителя благодаря работникам прилавка. Знаем, что Закон о торговле поставил многих в жесткие условия, но уверен, подавляющее большинство наших торговых предприятий будет им соответствовать. Уверен, что пищевая и перерабатывающая промышленность и торговля будут работать на взаимовыгодной основе. Ведь у всех нас общая задача, чтобы на столах южноуральцев были полезные, вкусные и доступные продукты.

ИСТОРИИ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ Хороший продавец всегда поднимет настроение Накануне дня торговли мы попросили читателей рассказать о своих любимых продавцах. Нам пришли письма, а мы отыскали этих людей и сделали их фото. С праздником! «В благодарность мне дарят шампанское» Ольга Старухина работает в отделе винноводочных изделий. Ольга Старухина. — Работа интересная, клиенты часто бывают смешные, иногда даже с наглецой, — рассказывает продавец. — Когда берут бутылку водки, то шуткой предлагают: «Третьей будешь?». А я шучу в ответ: «Легко!». Вообще покупатели разными бывают, но добродушные, потому что они либо подшафе или в предвкушении праздника. Бывают и щедрые клиенты. Такие дарят Ольге шампанское. Так что к любому празднику у нее всегда в доме припасен какой-нибудь шипучий напиток. «Работа научила меня быть всегда улыбчивой» Роза Ахмадгалеева. По профессии Роза Ахмадгалеева — бухгалтер, работала на заводе. Но как-то подружка-продавец попросила ее на время отпуска подменить себя. — С тех пор прошло 8 лет, и я не жалею о новой профессии, — говорит наша героиня. — Люблю свою работу, люблю общение с людьми. Могу сходу определить вкусы покупателя. И очень радуюсь, когда люди ко мне возвращаются за новыми покупками. Роза работает в торговом комплексе «Северный рынок». Она специально смотрит передачу «Модный приговор», читает журналы и каталоги на тему моды. — Работа научила меня быть всегда улыбчивой, ведь унылый продавец только отпугнет покупателя. Лариса Маслова. Зайдешь в магазин — и встретят тебя улыбкой «Мы постоянно покупаем колбасные изделия в магазине «Ариант» и всегда очень приятно общаемся с его продавцами Ларисой Масловой и Ольгой Жарковой. Идешь после работы, усталый, в магазин заходишь, а там приветливые продавцы. Всегда парой слов с ними обмолвишься — и настроение поднимается. Они улыбкой встречают всех покупателей. Наши поздравления им с Днем торговли! Семья Батуриных».

ИСТОРИИ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ Хороший продавец всегда поднимет настроение Накануне дня торговли мы попросили читателей рассказать о своих любимых продавцах. Нам пришли письма, а мы отыскали этих людей и сделали их фото. С праздником!

«В благодарность мне дарят шампанское» Ольга Старухина работает в отделе винноводочных изделий.

Ольга Старухина.

Ольга Старухина.

— Работа интересная, клиенты часто бывают смешные, иногда даже с наглецой, — рассказывает продавец. — Когда берут бутылку водки, то шуткой предлагают: «Третьей будешь?». А я шучу в ответ: «Легко!». Вообще покупатели разными бывают, но добродушные, потому что они либо подшафе или в предвкушении праздника. Бывают и щедрые клиенты. Такие дарят Ольге шампанское. Так что к любому празднику у нее всегда в доме припасен какой-нибудь шипучий напиток.

«Работа научила меня быть всегда улыбчивой»

Роза Ахмадгалеева.

Роза Ахмадгалеева.

По профессии Роза Ахмадгалеева — бухгалтер, работала на заводе. Но как-то подружка-продавец попросила ее на время отпуска подменить себя. — С тех пор прошло 8 лет, и я не жалею о новой профессии, — говорит наша героиня. — Люблю свою работу, люблю общение с людьми. Могу сходу определить вкусы покупателя. И очень радуюсь, когда люди ко мне возвращаются за новыми покупками. Роза работает в торговом комплексе «Северный рынок». Она специально смотрит передачу «Модный приговор», читает журналы и каталоги на тему моды.

— Работа научила меня быть всегда улыбчивой, ведь унылый продавец только отпугнет покупателя.

Лариса Маслова.

Лариса Маслова.

Зайдешь в магазин — и встретят тебя улыбкой

«Мы постоянно покупаем колбасные изделия в магазине «Ариант» и всегда очень приятно общаемся с его продавцами Ларисой Масловой и Ольгой Жарковой. Идешь после работы, усталый, в магазин заходишь, а там приветливые продавцы. Всегда парой слов с ними обмолвишься — и настроение поднимается. Они улыбкой встречают всех покупателей. Наши поздравления им с Днем торговли! Семья Батуриных».