Артем Лукьянченко: — Вылечить, вернуть зависимого человека в общество — наша главная задача
Фото: Ксения КАЗАКОВА
Человек, зависимый от алкоголя, наркотиков, от игры в то, что прежде называли казино... Пагубная зависимость. Кому, как не жителям нашей страны знать о том, что это такое, и как это убивает. Здоровье, личность. Рушит семьи. Ранит близких и родных. Картины, согласитесь, известные каждому. Это, как про войну. Великую Отечественную. По каждой семье она прошлась, оставив свой след. Только здесь и сейчас картина иная. Виды оружия другие, и жертвы иного рода. Люди, которых надо спасать, — это те, у кого пагубная зависимость, такие же страшные привычки, пристрастия. Таких десятки тысяч...
В челябинском центре «Крылья» — кстати, первом, единственном сертифицированном учреждении такого рода в городе,- досконально знают «типы оружия», «калибры», «виды боевой техники», которые используются на этой «войне». Сами сотрудники, пусть и давно, но побывали в этой «шкуре», понюхали, «пороху». Выиграли. Победили. Получили специальное образование, и точно знают, как бороться и добиваться победного результата. Знают, что такое процесс выздоровления!
Индивидуальный подход
— Наркотиков, и их не менее вредных заменителей, со страшными последствиями для здоровья (в т.ч. с гниением мягких тканей), для психики, сейчас целая куча, всяких и разных, это развернутый бизнес, приносящий хороший доход, — говорит директор центра реабилитации «Крылья» Артем Лукьянченко. — То же самое можно сказать и об алкоголе. Человек может и не заметить, как «присядет» на эти вещи. Плотно присядет.
Если брать наркоманию, то наше к ней отношение, — не поверхностное, а углубленное. Наша методика считается лучшей, единственной, наиболее адаптированной. И это не только мое мнение. Со мной согласны многие профильные специалисты.
— И где выход?
— В индивидуальном подходе, — включается в наш разговор руководитель реабилитационного процесса, социальный педагог центра «Крылья» Олег Антошкин. — В индивидуальном подходе к каждому случаю, — в зависимости от ситуации, от того, что привело человека к пагубной зависимости. Что послужило причиной. Показать, чем может грозить продолжение, чем оно опасно, — болезни, психические расстройства, потеря социальной устойчивости, работы, хорошего заработка, банкротство. Да все, что угодно. Вплоть до гибели...
И основное, — человек должен осознать, что БОЛЕН. Именно болен, а не, как это принято утверждать, — мол, он распущенный, с отсутствием силы воли, тот, кто не может взять себя в руки.
Мы делаем все для того, чтобы человек осознал, что он болен. Не мы ему это внушаем, «вдалбливаем»- каким-нибудь гипнозом, внушением, «зомбированием», «зашиванием», и прочее. Нет. Человек сам все осознает, анализирует ситуацию (как, почему это произошло) на основе тех фактов, которые мы ему предоставляем. Он вылечивается сам, что куда ЭФФЕКТИВНЕЕ. И это показывает практика.
Включаются огромные внутренние резервы, которые есть у каждого человека.
Для справки: 47 процентов от числа пациентов центра полностью выздоравливают (по данным годовой ремиссии). Для сравнения: мировой и отечественный опыт показывает, что число выздоровевших, в среднем, — 40 процентов.
— Как я понял, это не наркология?
— Не наркология в классическом понимании этого слова. Нет такой общей палаты, где всем подряд что-то «вкалывают», дают общие лекарства и уходят. Врач дал лекарство, и ушел. Выполнил свои обязанности. Больной надеется на врача, на то лекарство, которое он ему дал, но НЕ НА СЕБЯ. У нас совершенно другой подход.
Если, к примеру, к нам приходит человек, которому уже за 30, то это один случай: он уже успел что-то потерять, « натерпелся». И на этом строится вся программа реабилитации.
Или приводят 16-18-летнего парнишку, у которого еще ничего нет за плечами, нет никакого особого смысла в жизни. Здесь другой случай, и другая программа лечения. И более сложная.
То есть, ко всему подходит с точки зрения, с тех позиций философии, которые есть у того или иного индивида.
Американский вариант не для нас
— Каковы этапы выздоровления? Есть, так называемые кружки анонимных алкоголиков или наркоманов. Это тот же вариант?
— Такие группы, — это американский вариант, рассчитанный на их менталитет. У нас это не проходит. Не прижилось. Речь идет о разных общественных, социальных, экономических, политических, даже религиозных ориентирах.
— В чем это выражается?
— Да, даже в том, что американское общество построено на принципах индивидуализма, у нас, — больше склонность идет к такому понятию, как коллективизм. Это исторически так складывается. То есть, если американец пришел в такую группу анонимных наркоманов или алкоголиков, и увидел, что о нем кто-то там хоть немного заботиться, то он это крайне ценит. У них это работает.
Плюс к этому, почти всем американцы довольно набожны. У них общество религиозно. Вера в какие-то силы очень крепка. И на этой почве многое в таких группах и строится.
Руководитель реабилитационного процесса, социальный педагог центра «Крылья» Олег Антошкин.
Фото: Ксения КАЗАКОВА
У нас это не работает. Исключением могут стать разве, что какие-то религиозные секты, которые сейчас повсеместно встречаются, и время от времени разоблачаются...
Да система анонимных алкоголиков интересна, но для американцев, или, скажем, для европейцев.
— То есть, не надо обманывать самих себя?
— Программы, адаптированной под Россию, нет. Есть только переводы. Но сами посудите: американцы могут нам предоставить что-то хорошее? Сомневаюсь, зная их подход к тому, что происходит ни на их территории, не с их обществом.
Не пить сложно
— Как к вам обращаются люди, как это происходит, — вопрос Артему Лукьянченко?
— Обычно, с родителями. Или по два-три человека. Скажем, наркоманов в состоянии измененного сознания (это когда нет страха).
В первые дни идет адаптация. Мы не снимаем похмельный синдром, или, как это называется, наркоманский «кумар».
Алкоголизм и наркомания, — это в первую очередь болезнь души, или форма защиты. На самом деле, не пить, — это сложно. К примеру, «закодировать» или «зашить» человека, что сейчас практикуется, — это значит обречь его на дополнительные страдания и мучения.
— Но вокруг нас ведь столько соблазнов?
— Перед Новым годом мы проводили корпоратив в одном большом ресторане. Просто заказали несколько столиков. Без спиртного. Каково было удивление окружающих, — это надо было видеть. Подходили, спрашивали: вы что — спортсмены, представители правоохранительных органов, или и еще что? Мы смеялись, шутили, хохотали, — словом, веселились от души. Потом выключили свет, и нам вынесли торт с зажженными свечами.
— «Крылья» славятся и тем, что ваши клиенты активно занимаются спортом...
— Физической культурой, и лечебной физкультурой (два раза в день). Так лучше сказать. И притом постоянно. Катание на коньках, футбол, баскетбол, настольный теннис. Не профессионально. На любительском уровне, для себя. Кстати, в этом нам активно помогает челябинское горспортуправление.
Цель — вернуть химически зависимого в общество
— Сколько продолжается курс?
— Первый этап стационарный — 28 дней. Человек полностью «вырывается» из среды, которая его окружала. Спокойно ложится, и занимается только собой. Второй этап — 21 день. Это амбулаторная часть программы, когда человек с 8 утра до 20.30 посещает центр, продолжая свою программу выздоровления. Он также проходит занятия, получает определенные задания. И третья часть — это уже групповая работа. Тем самым мы обеспечиваем плавный выход человека в социум.
То есть, нам нужно сделать все так, чтобы больной человек спокойно мог жить в обществе, где пьют, употребляют наркотики. Адаптировать человека к таким условиям жизни. Он сам себя выводит с нашей помощью, — с нашими знаниями, навыками, опытом.
Речь здесь идет о терапевтическом эффекте.
Третий этап может продолжаться до конца жизни. Это посещение занятий в центре, различных коллективных мероприятий, которые мы проводим, — выезд на природу, например.
— Кто работает в вашем центре?
— Профессиональные специалисты, — дипломированные психологи, семейные психологи, педагоги-психологи, инструкторы по лечебной физкультуре.
Вся работа ведет к достижению главной цели реабилитации — вернуть химически зависимого в общество.
Именно в атмосфере доброжелательности, партнерства и ответственности достигаются поставленные цели.
ДЛЯ СПРАВКИ
В программу реабилитации входит:
Тестирование;
Индивидуальная и групповая психотерапия (работа психолога и консультанта);
Работа семейного психолога с родственниками выздоравливающего;
Социальная адаптация пациента, приобретение новых жизненных ценностей, принятие ответственности за свою жизнь и свое здоровье;
Лечебная физкультура;
Организация и проведение.
Центр реабилитации «КРЫЛЬЯ» работает с 1999 года и успешно продолжает свою деятельность.
КСТАТИ
Из отзывов клиентов центра «Крылья»:
• Благодарю центр «Крылья» за оказанную помощь. Долго искал выход и ждал помощи у наркологий и других центров реабилитации, но только у вас трезовсть и моя жизнь для меня стали ценностью. После прохождения курса реабилитации я приобрел счастливую семью, и вместе с супругой мы воспитываем сына. Спасибо ребята за то что я могу наконец то жить
• Хочу сказать спасибо сотрудникам КРЦ «Крылья», за возможность Жить.
Мой стаж употребления:18 лет. Сегодня живу трезво, причем — это не трудно, конечно после прохождения реабилитации.
Самый плохой день трезвости, я, никогда не променяю на лучший день в употреблении...
• Я благодарен Центру «Крылья», который стал для меня вторым домом в самый трудный момент моей жизни. Я благодарен сотрудникам центра за их работу и мою жизнь. Я благодарен Олегу Леонидовичу за то ,что он помог мне и был как отец ,поддерживал и помогал мне стать таким какой я сейчас. Я прошел три реабилитационных центра до того как попал в Крылья...но ничего не помогало. Центры были вроде как лучшими и самыми дорогими в этой стране.... Но помогли лишь в Крыльях. Спасибо сотрудникам центра...спасибо Олегу Леонидовичу и Марине Витальевне... Спасибо Вам....спасибо... И я не устану говорить СПАСИБО никогда! Разве можно устать говорить спасибо за новую трезвую и счастливую жизнь?...
• Меня зовут Слава. Стаж употребления алкоголя и наркотиков более 20 лет. Прошел курс реабилитации полтора года назад. С тех пор живу трезво. Благодаря центру «КРЫЛЬЯ» научился решать свои проблемы без химических веществ. Считаю,что это может сделать каждый.
ДЛЯ СПРАВКИ
Что дает нам основание считать зависимость болезнью?
1. Имеет симптомы и признаки.
• потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия;
• провалы в памяти;
• физические страдания;
• сосредоточенность мыслей и поступков вокруг вещества;
• употребление для улучшения состояния;
• проблемы в окружении.
2. Первично. Химическая зависимость не является следствием какого-либо другого заболевания.
3. Хроническое. Не проходит с течением времени. Можно приостановить, но не вылечить.
4. Прогрессирует. Если не приостановить в развитии, то симптоматика с течением времени усугубляется.
5. Имеет тенденцию к срывам. Обострение болезни в форме возобновления употребления.
6. Убивает. Заболевание смертельно. До 96% процентов от общего числа химически зависимых погибает.