Общество14 марта 2012 14:30

Школьники будут составлять портфолио и сражаться в научных турнирах

Наши корреспонденты побывали в челябинском лицее № 97 и узнали, какие перемены ждут детей и их родителей с введением новых образовательных стандартов
Школьники будут составлять портфолио и сражаться в научных турнирах

Школьники будут составлять портфолио и сражаться в научных турнирах

Фото: Ксения КАЗАКОВА

В спорах о реформе российской школы ломают копья и педагоги, и родители, и министры. «Это прорыв в образовании», говорят сторонники модернизации. «Это катастрофа», — пророчат противники. Напомним: с 2011 года на образовательные стандарты второго поколения перешла «началка», с сентября 2015-го их введут в среднем звене, а с 2020-го — в старшей школе. Мамы и папы в растерянности: чего же ждать? За ответом на этот вопрос мы отправились в челябинский лицей № 97.

— Наш лицей — экспериментальная площадка, — рассказывает директор Вячеслав Усынин. — Ряд проектов, которые только начинают осваивать в российских школах, наши педагоги уже внедрили. Нашу цель мы видим не только в том, чтобы сформировать у школьника знания, умения и навыки, но и воспитать компетентную, разностороннюю личность.

Учебный день первоклашки

— 8 часов По новым стандартам помимо привычных уроков ученики первых классов должны заниматься еще и внеучебной деятельностью. На кружки и секции отводится по 10 часов в неделю.

«Получается, нагрузка на детей вырастет в полтора раза, подсчитали дотошные родители. — А в итоге — стресс и болезни!»

— Перегрузка бывает из-за однообразия и скуки, — не согласна руководитель филиала 97го лицея Валентина Андреева. — Наши начальные классы работают в режиме полного дня уже четвертый год. И мониторинг показывает: здоровье детей не ухудшается!

Читаем расписание дня первоклассников. Родители приводят ребенка в 8.00, забирают в 16.00. Желающие остаются на продленке до 18.00. Зарядка, две прогулки, четырехразовое(!) горячее питание. Кроме 4 стандартных уроков каждый день дополнительные занятия на выбор: шахматы, «Звонкие голоса», «Мир в красках», каратэ… Какая уж тут скука!

— А еще экскурсии, походы в театры и на выставки, — добавляет Валентина Викторовна. — Родители спокойны: ребенок не бродит по улицам и не висит в Интернете. И уроки по вечерам делать не нужно. На дом даются только творческие задания: нарисовать рисунок, сочинить сказку. Дети выполняют их на продленке под присмотром учителя.

Перламутр из рыбьей чешуи и правда о газировке

Еще одно требование стандарта, обязательное для каждого школьника, — защита творческого проекта. Ребята выступают в роли исследователей, защищают свои работы на конференциях, научных конкурсах и турнирах. Трудно? Да! Зато увлекательно и интересно! Наблюдая за любимой муркой, второклассник Саша Логинов выяснил, когда и почему она выпускает коготки. Так родилась работа «Агрессия кошек по отношению к хозяину». Подопытное животное от эксперимента только выиграло. Теперь ее хозяин знает: привязывание погремушки к кошачьему хвосту чревато царапинами. Доказано наукой!

Во 2-м «Г» ребята перестали пить шипучку. И все из-за работы Дмитрия Понькина «Правда о газировке». Дима наглядно показал, что происходит с монетой, опущенной в стакан с напитком популярнейшей марки. Газировка придает денежке первозданный блеск не хуже, чем едкая хлорка. Представляете, что делается с нежными желудками, когда туда попадают коварные пузырьки!

— Наши ребята пишут такие работы с 1-го класса, говорит Валентина Андреева. — Иногда научными руководителями выступают родители. К примеру, Паша Дубовиков в первом классе написал работу «Осторожно: инфекция!» при участии мамы медика. Прекрасно, когда дети узнают своих родителей с новой, профессиональной, стороны, а мамы и папы включаются в школьную жизнь.

А вот старшеклассникам родители и рады бы помочь, но не всегда могут — слишком сложные эксперименты ставят их чада!

Никита Шлапаков победитель Всеро ссийской олимпиады по химии. Свою исследовательскую работу он посвятил ксантеновым красителям.

— Такие красители используются, например, при производстве карандашей, косметики, — азартно объясняет лицеист. В России их получают путем обычного нагревания. А я изучил работы зарубежных ученых и попытался получить краситель с помощью микроволн. Это гораздо быстрее и экономичней.

Во имя науки пришлось пожертвовать домашней микроволновкой. В результате долгой битвы с непокорными химикатами краситель получен, и Никита будет представлять исследовательский продукт в МГУ на всероссийской конференции «Шаг в будущее».

Девятиклассник Андрей Охотюк собрал устройство для очистки питьевой воды от ионов металлов.

Девятиклассник Андрей Охотюк собрал устройство для очистки питьевой воды от ионов металлов.

Фото: Ксения КАЗАКОВА

Девятиклассник Андрей Охотюк собрал устройство для очистки питьевой воды от ионов металлов. Такой аппарат не мешало бы иметь дома каждому южноуральцу. Сергей Сковородин разработал модель высокочастотного обогревателя. С помощью этого агрегата можно за копейки обогреть целый поселок. Владимир Осипов проводит исследования по проблеме получения топлива из… обычной воды. И в перспективе готов замахнуться на создание автомобилей на таком топливе. Екатерина Костюненкова извела с полкило рыбьей чешуи и массу химикатов, чтобы получить блюдечко природного перламутра. С такой натуральной добавкой лак для ногтей выглядит благородней, чем от Диора.

Хочешь в вуз? Собирай грамоты!

— Скоро портфолио станет обязательным условием для поступления в вуз наряду с ЕГЭ, — рассказывает директор лицея Вячеслав Усынин. — Об этом объявил премьер Владимир Путин. Портфолио ученик будет формировать сам. В него можно включать любые достижения: победы на конкурсах и в олимпиадах, спортивные успехи и т. п.

Задумка правительства понятна. Чтобы стать хорошим студентом, мало выучить ответы на стандартные вопросы ЕГЭ. Портфолио покажет вузовской комиссии, кто перед ней — интересный творческий человек или банальный зубрила.

Ученики 97-го лицея собирают дипломы и грамоты для портфолио уже несколько лет. Учителя подсчитали: за год каждый лицеист, включая первоклашек, в среднем принимает участие в шести конкурсах или олимпиадах. Не только школьного или районного уровня, но и областного, российского и даже международного. И не просто участвует — побеждает!

Словарик «КП»

Попадая в современную школу, родитель рискует почувствовать себя инопланетянином: столько новых понятий здесь появилось. Расшифровываем некоторые из них.

АРМ — автоматизированное рабочее место педагога. Позволяет транслировать любые тексты и изображения (таблицы, схемы, видео и т. д.) с учительского компьютера прямо на доску-экран.

Тьютор — личный наставник, который помогает ученику разработать и реализовать индивидуальный учебный план. Советует, какие спецкурсы выбрать, какие книжки дополнительно почитать и т. д.

Мобильный класс — тележка с комплектом ноутбуков. Можно перевозить из кабинета в кабинет и проводить интерактивные уроки.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Была создана в XX веке для инженеров, помогала им поставить изобретения на поток. В 90-е годы ТРИЗ стали изучать в некоторых продвинутых российских школах. Сейчас ТРИЗ как учебная дисциплинапереживает второе рождение, ее преподают как спецкурс.

Справка «КП

Челябинский лицей № 97 специализируется на конструкторско-технологическом, информационно-математическом, физико-математическом, физико-химическом направлениях. На спецкурсах здесь изучают такие необычные предметы, как, например, технология творческого мышления, конструирование одежды, технология создания сайтов и т. п.

В 2008 году лицей победил в областном конкурсе и получил суперсовременную лабораторию по информатике для работы с одаренными детьми. Особенно гордятся здесь лицензионной программой 3D Max.

В 2011 году лицей стал вторым в городе по результатам средневзвешенного балла ЕГЭ.

В 2012 году здесь откроют две детсадовские группы. Вообще у директора Вячеслава Усынина есть амбициозная мечта — превратить лицей в целый образовательный комплекс с дошкольным и школьным отделениями, множеством предметных лабораторий и массой возможностей для самореализации.