Премия Рунета-2020
Челябинск
+6°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"25 ноября 2013 12:49

Что выберут южноуральцы: дешевое или натуральное?

В ноябре весь мир отмечает День качества. Пресс-центр «Комсомолки» собрал по этому поводу экспертов пищевой промышленности
Нина Николаева
Что выберут южноуральцы: дешевое или натуральное?

Что выберут южноуральцы: дешевое или натуральное?

Неслучайно в некоторых регионах к названию ведомства «Министерство сельского хозяйства» прибавляют еще «и продовольствия». С вопросами о цене картошки или капусты мы обращаемся к нему. И сейчас - самое время. Уборочная кампания заканчивается.

- Зерна намолотили больше, чем в прошлом году, но все же есть недобор, - говорит начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности южноуральского минсельхоза Анатолий Малишевский. - Причина - в погодных условиях. В начале лета была засуха, а во второй половине - наводнение. Цены на зерно остаются стабильные. Центральная пресса пугает нехваткой картофеля, но у нас он уродился хорошо. Цена у оптовиков составляет 10 - 11 рублей за килограмм, в розницу на рынках - более 20 рублей.

Малишевский отметил южноуральских производителей, которые привезли с российской агропромышленной выставки «Золотая осень» 63 медали. Среди победителей и один из участников «круглого стола» в «Комсомолке» - предприятие «ПельВар», которое производит мясную продукцию.

- Самое главное - это качественное сырье, - комментирует генеральный директор мясоперерабатывающего комбината «ПельВар» Дмитрий Норец. - Мы используем только охлажденную свинину и говядину. Выпускать некачественный продукт бессмысленно. Потому что есть сильная конкуренция между производителями, жесткие условия торговых сетей и разборчивый потребитель, который читает информацию в Интернете и смотрит различные передачи про качество товаров.

- Но как бы производители продуктов ни боролись за качество, реальную встречу с покупателем им организует магазин, - говорит Малишевский. - Мне очень нравится в этом плане «Проспект». Мне кажется, он всегда объективен в оценке продуктов и их качества. Если товар продается тут, значит, он качественный.

- Оценка качества субъективна, - ответил на это коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. - Все продукты, которые стоят на полках магазина, прошли сертификацию и соответствуют всем предъявляемым к ним стандартам. Мы смотрим, как потребители: какая этикетка, вкус, цена... Магазины формируют потребительский спрос, культуру потребления.

КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ ПРОДУКТА

Все производители хотят продлить срок годности своих товаров. И при этом сохранить качество. Один из самых скоропортящихся продуктов - молоко. Конечно, сейчас на прилавках можно встретить такое, что хранится месяцами. Но это не «Урал Молоко».

- Если не использовать никаких консервантов, то средний срок годности молочных продуктов - пять дней, - говорит директор ООО «Урал Молоко» Вячеслав Штеркель. - Как успеть их реализовать? Мы не работаем на склад, а только по заявкам торговых сетей. В обед мы знаем, сколько нам нужно сегодня изготовить, до вечера производим и пакуем, ночью развозим по сетям. Скоропортящуюся продукцию транспортируют в термобудках. Если вы видите молоко со сроком годности выше пяти-семи суток, надо понимать, что в нем есть консерванты. Хотя по вкусу оно может нравиться. Тут каждый выбирает сам. Помимо использования консервантов увеличить срок годности молочных продуктов помогают ультрапастеризация (термическая обработка. - Прим. ред.) и специальные упаковочные решения.

ООО«Урал Молоко» представляет всю линейку молочной продукции, в том числе йогурты, ряженку, варенец, творог, сметану, масло и т. д. Кстати, творог специально фасуют в обычные прозрачные мешки, чтобы покупатель мог его рассмотреть, потрогать. У этого производителя секретов от покупателя нет. Поэтому он пригласил журналистов в любой день приехать и посмотреть на рабочий процесс, как у них все устроено. «ПельВар» и «Балтика» тоже ждут в гости.

- Качество бескомпромиссно, как бы пафосно это ни звучало, - говорит начальник отдела управления системы качества филиала «Балтика»-Челябинск» Инна Некрасова. - И каждый - будь то производитель или торговый представитель - в своей работе должен придерживаться этого принципа. Только тогда получается настоящая командная работа - ведь нужно не только произвести качественный продукт, но и доставить его до покупателя. С точки зрения экспертов качество - это соответствие потребностям и ожиданиям клиентов. И существуют три его уровня: качество производства, качество продукта и качество организации. Мы уделяем внимание всем трем уровням качества, поскольку контролируем качество своей продукции с момента закупки сырья до совершения покупки потребителем в торговой точке. Это обеспечивается, в числе прочего, высокой культурой производства. Современное оборудование и полностью автоматизированный процесс позволяют исключить человеческий фактор. Мы контролируем качество нашего продукта почти по 100 критериям и параметрам, значительно превышающим требования ГОСТа.

Сегодня коллеги говорили о том, как достигается длительный срок годности продукции. Консерванты обычно добавляются в скоропортящиеся продукты, те, которые подвержены быстрому микробиологическому заражению. В нашем производстве консерванты попросту не нужны. В продукте, который производит наша компания, есть натуральные вещества, которые предотвращают развитие вредоносных микроорганизмов. Это углекислота, горькие вещества, которые содержаться в хмеле. Санитария и стерильность производства также помогают янтарному напитку сохранять свои свойства длительное время. Также важна герметичность тары, в которой находится продукт. Воздух не должен попадать внутрь, поскольку это сильный окислитель.

ЭКОНОМИТЬ НА КАЧЕСТВЕ НЕЛЬЗЯ

Распознать натуральные продукты можно и по цене. Они не могут быть дешевыми, уверены эксперты.

- На рынке до сих пор много мясных продуктов по цене 60 и 70 рублей, - отметил Дмитрий Норец. - Люди их с удовольствием покупают и считают, что они на самом деле сделаны из мяса. Мы тут ничего сделать не можем. Зайти в федеральные торговые сети оказалось просто невозможно, так как они требуют дешевых продуктов. Рыночная цена килограмма свинины сегодня около 240 рублей, а им подавай готовый мясной продукт по 160 рублей за килограмм. К счастью, есть местные торговые сети, которые борются за качество.

«ПельВар» (название расшифровывается как «Пельмени и вареники») на рынке два года, и людей, полюбивших его продукцию, становится все больше. Что ни говори, а без полуфабрикатов в наше время не обойтись. Поэтому выбирать нужно качественные. Пельмешки «ПельВар» лепятся вручную. Потому что не одна машина не способна добиться такого идеального результата. Отдельно хочется сказать про упаковку. Это картонная коробка, покрытая внутри экологически чистым пищевым полиэтиленом. Это и удобно, и безопасно для потребителя. У «ПельВара» есть продукция как средней ценовой категории, так и премиум-класса, то есть на любой кошелек. Если пельмени подешевле сделаны из мяса курицы, то на упаковке так и написано. Эта компания не обманывает потребителей в надежде, что никто не заметит. Ведь согласитесь, такое встречается. Сама натыкалась на пельмени - не буду называть производителя, вдруг уже исправились - по вкусу ну вовсе не мясные. А на упаковке надпись «100% свинина».

Дмитрий Норец отметил, что их продукцию из разных ценовых сегментов покупают одинаково хорошо. Это разный потребитель. Но все же со временем больше людей переходят на более дорогие продукты.

«ОРГАНИКА» ПУГАЕТ?

Конечно, не самое полезное, но дешевое мясо и молоко тоже имеют право на существование. Во-первых, у всех разный бюджет. А во-вторых, натуральных продуктов на всех попросту не хватит. Объясняет Вячеслав Штеркель:

- В области проживает 3,5 миллиона человек. Допустим, каждый употребляет пол-литра молочной продукции (в том числе, кефира, йогурта, сметаны и т. д.) в день. Получается, что в области должно быть натурального молока один миллион 750 тысяч ежедневно. Естественно, регион столько не производит. Если бы все продукты делались только натуральные, у нас был бы колоссальный дефицит.

В Европе и Америке очень популярны продукты с наименованием «органика». Здоровое питание - это тренд! Между красивой блестящей клубникой за два евро и маленькой сморщенной за пять, но натуральной, иностранцы преимущественно выбирают второй вариант. В розничной сети «Проспект» такой эксперимент показал, что южноуральцы привыкли выбирать глазами. Наши люди не верят, что если в два раза дороже, то натуральнее.

- К сожалению, наш потребитель не всегда даже понимает значение слова «органика», - говорит Инна Некрасова. - В этом я убедилась на экскурсии за границей. Когда нашу группу завели в один из магазинов, специализирующихся на органических продуктах, многие боялись там что-то покупать. Они думали, что это, наоборот, ненатуральное, «химия».

Согласно многочисленным соцопросам, проведенным в том числе и «Комсомолкой», сегодня большинство людей готово переплачивать за натуральность продукта. Чисто теоретически. Но на деле, видя разницу в цене, не всегда выбирают то, что хотят. Тем более что натуральные и ненатуральные продукты могут абсолютно не отличаться как по виду, так и по вкусу. Они разные по составу! Все участники нашего «круглого стола» сошлись во мнении: нужно повышать культуру потребления южноуральцев, учить читать маркировку.

- Однозначно нужно обращать внимание на мелкий шрифт, - советует кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы потребительских товаров Института экономики, торговли и технологий ЮУрГУ Ирина Калинина. - Мы часто выезжаем в школы и рассказываем детям, как найти на полках магазинов наиболее качественные, натуральные продукты. Но есть масса тонкостей, в которых разбирается только специалист. Да и производители не всегда честны: пишут одно, а в составе мы находим совсем другое.

Раньше всех пугали Е-коды на этикетках. Эффект был сильнее, чем надпись «Минздрав предупреждает...» на пачках сигарет. Люди считали, что, съев продукт, на упаковке которого обозначено какое-то «Е», он умрет от рака. Производителям даже пришлось заменить эти обозначения на сложные непонятные названия. И тогда люди стали есть эти же продукты спокойно. Но, как утверждают специалисты, большинство «Е» совершенно неопасны. Даже у аскорбиновой кислоты есть свой Е-код.

Существует около 15 пищевых добавок (красителей, пеногасителей и т. д.), запрещенных к использованию. В производстве детского питания ограничений больше. Кроме того, на упаковке нельзя писать некоторые слова, например: «экологически чистый». Считается, что таких продуктов просто не может быть. Также нельзя называть «крабовыми палочками» то, что сделано из минтая. Нельзя писать «источник витаминов», если их количество в продукте ничтожно мало и не сыграет роли.

- Поэтому потребители должны понимать и то, что молочный продукт и молоко - это разные вещи, - отметил директор ООО «Урал Молоко» Вячеслав Штеркель. - Так же, как творожный продукт и творог.

ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯТЬ КАЖДУЮ БАНОЧКУ

Южноуральцы интересуются: почему в магазинах практически нет свежего, то есть сегодняшнего, молока.

- Бывают какие-то технические причины, например, почему-то производитель вовремя не вывез товар, - объясняет Андрей Грибанов. - Но молоко, изготовленное два дня назад, не является просроченным. Мы гораздо жестче реагируем, когда нам привозят продукцию с завтрашним числом в дате изготовления. У нас такого практически не бывает, но если вдруг покупатель обнаружит в магазине товар с истекшим сроком годности - мы меняем его на такой же свежий плюс возвращаем деньги.

В «Проспекте» так строго проверяют пришедший товар, что даже немцы удивляются. Побывав на приемке, гость из Германии воскликнул: «А зачем вы смотрите каждую баночку? Столько времени теряете! Мы так не делаем». Но сотрудники челябинского магазина уверены: нужно проверить товар хотя бы визуально.

Безусловно, «Проспект» следит за качеством не только товаров, но и своих услуг. Об этом говорят его просторные торговые залы, современное торговое оборудование, возможность продегустировать весовые продукты. Сотрудники розничной сети «Проспект» всегда готовы сделать для покупателя нарезку деликатесов и даже почистить свежую рыбу. Собственный производственный цех готовит блюда по заказу клиентов. Всегда в продаже есть диетическое питание и свежевыжатые соки. А для гурманов - экзотические фрукты. Оплачивать покупки здесь можно как наличными деньгами, так и с помощью пластиковых карт.