Больше всего южноуральцев волнуют жилищные вопросы
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
За прошедший год уполномоченный по правам человека в Челябинской области получил три тысячи жалоб.
— Это на 15% меньше, чем в 2012 году, — говорит Алексей Севастьянов, — мы считаем, что это снижение — результат нашей работы. Люди разобрались, чем может помочь уполномоченный по правам человека и в каком случае к нему стоит обращаться. Раньше, если текла крыша, жильцы тут же звонили омбудсмену. А сейчас понимают, что сначала надо обратиться в управляющую компанию, уже потом в администрацию. Люди поняли, что мы подключаемся только тогда, когда органы власти не смогли решить проблему.
БОЛЬШЕ ВСЕГО ЧЕЛЯБИНЦЕВ ВОЛНУЕТ ЖИЛЬЕ
Основные вопросы, с которыми омбудсмен разбирался в 2013-м — жилищные. Чаще всего жалуются жители аварийных домов. Они годами не могут выехать из разрушающихся зданий. Минувшим летом несколько южноуральцев из садового товарищества «Факел» проиграли суд крупной нефтяной компании. Она заставила людей убраться с их собственной земли. Причем для некоторых эти участки были не просто садовыми домиками, а единственным жильем. Вблизи сада проходит труба, и ставить дома здесь запрещено. Но чиновники годами выдавали разрешения на строительство. А теперь выяснилось, что все это было незаконно, и дома нужно снести.
— Это не очень хороший прецедент, — считает Севастьянов, — он может распространиться на подобные ситуации в нашем регионе. Сейчас мы готовим обращение в европейский суд по правам человека.
ЗАКЛЮЧЕННЫЙ УМЕР ОТ РАКА
Еще один огромный пласт жалоб, поступающих в аппарат омбудсмена — заявления недовольных приговорами и содержанием в местах лишения свободы.
— Со времени бунта в шестой колонии конфликтов в этой системе стало меньше, — говорит Севастьянов, — но, все же, это очень проблемная зона. Колонии словно социальный срез. Самая последняя история. Из шестой колонии мужчину экстренно привозят в больницу, где он умирает. Вскрытие показывает, что у него рак 4 стадии. А до этого ни у кого не возникало подозрений, что у осужденного может быть такое серьезное заболевание. Мы сейчас стараемся помочь, следим за судьбой другого осужденного. У него образовалась большая опухоль на ухе. Но в условиях колонии необходимой медпомощи он получить не может. При этом у молодого человека срок всего три года, и скоро он может выйти по УДО. Хотелось бы сохранить ему здоровье.
С другой стороны, омбудсмен отметил, что полиция стала более открытой. В прошлом году УМВД по Челябинской области и уполномоченный подписали соглашение о совместной работе. Теперь Севастьянов и его помощники могут без проблем прийти с проверкой в любой изолятор временного содержания, пообщаться с задержанными, дать свои рекомендации полиции.
ЮЖНОУРАЛЬЦЫ НЕ ХОТЯТ ПЛАТИТЬ АЛИМЕНТЫ
В 2013 году порядка 1000 жалоб получила и уполномоченная по правам ребенка в Челябинской области.
— В основном, люди не могут получить жилье для детей-сирот и детей-инвалидов, — поделилась с «Комсомолкой» Маргарита Павлова. — На втором месте по числу жалоб дела по лишению и восстановлению родительских прав. На третьем — проблемы с выплатой алиментов. Большое количество жалоб на то, что не могут взыскать деньги на ребенка. Кстати, с нового года изменяются законы о жилье для сирот. Они будут получать квартиры не в собственность, а в соцнайм и сроком на 5 лет. Это сделано для того, чтобы защитить ребят, которые раньше становились жертвами черных риэлторов и по доверчивости теряли свои законные квадратные метры.