Общество22 января 2014 10:54

Депутаты не могут решить судьбу челябинского метро

Денег нет ни на достройку, ни на разрушение
Строят метро больше 20 лет

Строят метро больше 20 лет

Фото: KP.RU - Челябинск

Наша подземка для властей что чемодан без ручки: и нести неудобно, и выбросить жаль. А как хорошо все начиналось! В конце 80-х, когда Челябинск стал миллионным городом, Совет министров СССР постановил: быть в миллионнике метрополитену! И в 1992 году стартовали большие работы. Федеральный бюджет выделял средства, но... Строят метро уже больше 20 лет, а пройдено всего 18% от намеченного.

Судьбу подземки обсуждали на заседании комитета по строительству Законодательного Собрания Челябинской области. И ясно одно: никто не знает, что делать с этим самым метро дальше.

Ежегодно из областного и городского бюджета на стройку выделяется не менее миллиарда рублей. Федеральное финансирование прекратилось в 2009 году. С тех пор рабочие под землей по большей части не прокладывают тоннели, а поддерживают уже проложенные в дееспособном состоянии.

БЕЗ ПОДЗЕМКИ ВСТАНЕМ В ПРОБКАХ

Позиция экс-губернатора Михаила Юревича по челябинскому метрополитену известна: пустая трата бюджетных средств. Строить начали в не том направлении, что нужно: метро связывает центр города и ЧТЗ, тогда как Челябинск прирастает в северо-западном направлении.

Больной вопрос — состояние тоннелепроходческого комплекса «Ловатт»

Больной вопрос — состояние тоннелепроходческого комплекса «Ловатт»

Фото: KP.RU - Челябинск

Заместитель генерального директора МУП «Челябметротрансстрой» Зоя Чигина предоставила депутатам обоснование необходимости дальнейшего строительства подземки.

Во-первых, метро — самый скоростной и доступный вид общественного транспорта. От автомобилей в Челябинске скоро будет некуда деваться. Пассажиропоток метро — 15-60 тысяч пассажиров в час. И альтернативы у подземки нет.

Во-вторых, если каждый год выделять на работы 5-6 млрд. рублей, первый пусковой комплекс реально построить за 4-5 лет. Это 40 км общей протяженности тоннеля, две ветки в пять станций. Сейчас в год на метро выделяется не более миллиарда рублей. И большая часть «съедается» работами по поддержке уже проложенных подземных путей.

В-третьих, на разрушение метро в Челябинске понадобится не менее 6-8 млрд. рублей. И к чему было тратить огромные суммы?

В-четвертых, прекращение строительства будет не только экономически ущербным, но и аварийным. Особо потенциально опасная станция — «Торговый центр». Пройденная часть пути в нем закреплена только временной обделкой. При неблагоприятном прогнозе, к примеру, тоннель может затопить водами Миасса. С непредсказуемыми последствиями для зданий сверху. В потенциально опасный радиус попадает здание Торгового центра, строящиеся высотки на пересечении ул. Каслинской и Бр. Кашириных, здание рынка «Восточный город», новое здание Органного зала, новый мост ул. Красная — ул. Каслинская.

Консервация станции невозможна. Если ее «похоронить», забетонировав уже пройденное, потребуется около миллиарда рублей и год времени. Если же станцию достроить, потребуется тот же год и тот же миллиард рублей. Довести станцию нужно хотя бы до черновой отделки. В год на содержание требуется не менее 600 млн. руб.

ПАРАЛИЗОВАННЫЙ ГИГАНТ ТРЕБУЕТ РЕМОНТА

Больной вопрос — состояние тоннелепроходческого комплекса «Ловатт». Его купили 10 лет назад для проходки конкретного участка грунтов. Участок этот пройден в 2011-12 годах.

— Для того, чтобы идти дальше, нужна капитальная реконструкция комплекса, а это 130 млн. рублей, — пояснил замминистра строительства Челябинской области Сергей Сихарулидзе. — А чтобы вынуть «Ловатт» из-под земли, нужно перекрывать перекресток пр. Ленина и ул. Российской, копать котлован, в который «Ловатт» поместится. Сия операция стоит 180 млн. рублей. И еще 260 млн. рублей нужно на утилизацию «Ловатта».

ГДЕ ДЕНЬГИ?

Но самые потрясающие цифры — на достройку челябинской подземки требуется около 75 млрд. рублей. Тогда как ранее говорилось о 35-40 миллиардах! Окончательную сумму озвучили региональному Минстрою после государственной экспертизы в Москве.

На разрушение метро в Челябинске понадобится не менее 6-8 млрд. рублей

На разрушение метро в Челябинске понадобится не менее 6-8 млрд. рублей

Фото: KP.RU - Челябинск

— Цифру мы получили вчера, — сказал на заседании комитета Сергей Сихарулидзе. — Будем в ней разбираться, пояснения депутатам дадим позже. Думаю, новая сумма связана с вводом всей инфраструктуры метро — вагонный состав, депо и прочее.

Заседание по метро закончилось… ничем. Денег нет, и в ближайшей перспективе не будет. Бросать на полпути огромный фронт работ нельзя.

— Пока нет понимания ситуации. Нужна согласованная программа действий Министерства строительства и администрации Челябинска, — сказал заместитель председателя ЗСО Юрий Карликанов. — Потому что должно быть понятно, куда идут деньги, которые мы выделяем. Нужно понять, куда нам двигаться. Скажу одно: городу метро нужно — Челябинск строится, развивается.