Премия Рунета-2020
Челябинск
+5°
Boom metrics
Экономика9 августа 2014 22:00

ТОП самых знаковых зданий Челябинска

Ко Дню строителя «Комсомолка» собрала малоизвестные истории про знаменитые строения города [фото]

Фото: Андрей АБРАМОВ

Почетный строитель России Станислав Георгиевич Головнев рассказал историю самых знаковых архитектурных форм в южноуральской столице.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Дворец спорта «Юность»

Построен в 1967 году

Несмотря на сложную конструкцию, возвели его в рекордно короткие сроки — всего за год. Строительство было приурочено к 50-летию советской власти. На месте спортивного сооружения раньше было вязкое болото. Ничего удивительного, ведь рядом течет река Миасс. А расположенная рядом улица Красная когда-то называлась улицей Болотной. Чтобы начать строить «Юность», пришлось насыпать трехметровый слой песка. Его взяли прямо из реки. Поставили в воду устройство — земснаряд. Оно поднимало со дна грунт, который и использовали для площадки под возведение.

Проектировщики ездили по многим городам в поисках вдохновения. Подходящий вариант нашли в Минске. Тем не менее крышу все-таки сделали уникальную. В основе конструкции дворца — мощные опоры. Находятся они под трибунами. Также здесь был самый большой по тем временами буфет — на 500 человек.

Однако дворец рисковал остаться недостроенным. Во время возведения его по незнанию чуть не сжег сторож. В фойе «Юности» — круглые колонны из бетона. Делали их зимой. Нельзя, чтобы холодный воздух взаимодействовал с раствором. Почетный строитель России и завкафедрой технологии строительного производства Станислав Головнев, будучи тогда еще молодым специалистом, предложил новый по тем временам метод. Называется он индукционный прогрев. Головнев обратился к другу из Москвы, который как раз изучал эту технологию. Тот помог сделать расчеты. Колонны обмотали специальными проводами. Хитрым способом незримое магнитное поле начало греть бетон изнутри. А снаружи колонны оставались холодными. Строители уехали и оставили конструкцию «дозревать». Ночью к Станиславу Георгиевичу примчались коллеги.

— Вы там нафантазировали, а у нас пожар! — кричат.

Срочно рванули на стройплощадку. Оказалось, что колонны обкручены обычными матрасами. Сторож потрогал столб, а тот холодный. Мужчина забеспокоился, что сейчас бетон развалится от температуры, а ему потом отвечать. Вот и укутал колонны, а провода подожгли матрасы. К счастью, все обошлось.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Торговый центр

Открыт в 1975 году

Строился он долго. Проектировать его начали еще до возведения ДС «Юность». А когда последний кирпичик занял свое место, здание почти год не использовалось.

Объект знаменательный. Здесь впервые в мире возвели купол из сборных плит. Конструкцию потом презентовали в США и Германии. Размерами Торговый центр — 102х102 метра, а внутри нет ни одной опоры. Притом весит здание около 5000 тонн.

Работали на объекте строители-промышленники. Это единственные люди, кто мог создать такое сооружение. Когда делали купол, по периметру прокладывали канаты. Потом тросы натягивали и отпускали. Плиты сжимались между собой в единую оболочку. Скептики говорили, что крыша долго не протянет.

— Опыт промышленного строительства исключает такие вещи, — говорит профессор ЮУрГУ Станислав Георгиевич Головнев. — Не буду кривить душой, но сейчас в Челябинске не найдется фирмы, которая смогла бы повторить Торговый центр.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Ледовый дворец «Уральская молния»

Построен в 2004 году

Последний объект, над которым трудились челябинские строители. Новые сложные сооружения (ЛА «Трактор», ТРК «Родник», строящийся «Алмаз») возводят специалисты из других городов и даже стран.

— Посмотрите, какое изящное, легкое покрытие у ледового дворца, — говорит завкафедрой технологии строительного производства Станислав Головнев. — Крышу держат уникальные арки-затяжки. Чтобы их смонтировать, внутри соорудили рельсы. Правда, две конструкции не выдержали ударной волны от упавшего метеорита. Наша кафедра принимала скромное участие в строительстве «Уральской молнии». Мы занимались бетонным основанием под лед.

Посетители видят лишь ледяную гладь арены. А под ней — двухметровый слой бетона. В нем трубы с замораживающим веществом. В бетоне не должно быть ни одной трещины. Приходилось тщательно следить за ним. Станислав Георгиевич даже несколько раз переночевал на стройке — нужен был контроль.

Фото: Андрей АБРАМОВ

ЮУрГУ

Построен в 1960 году, реконструирован в 2001-м

Закладывать главный корпус Челябинского политехнического института начали в 1951 г. Проект был очень похож на МГУ, только восьмиэтажный. Но строители дошли до седьмого этажа и остановились: Хрущев посчитал амбициозный проект излишеством. Завкафедрой технологии строительного производства ЮУрГУ Станислав Головнев как раз проходил учебную практику:

— Вокруг строительной площадки стояло много мелких деревянных бараков и складов. Был очень трудный период: не хватало даже гвоздей. Мы разбирали эти строения и несли доски на склад. Я вытаскивал из них гвозди и выпрямлял. В течение дня нужно было сдать определенную норму. Только тогда ставили зачет.

В 1997 году здание института, который уже переименовали в ЮУрГУ, начали достраивать. Дело не только в том, что решили восстановить историческую справедливость и поставить шпиль. За 50 лет эксплуатации корпус пришел в аварийное состояние. Виной всему нехватка материалов во время строительства. В реконструкции участвовали все кафедры и факультеты. Стали вскрывать фундамент — везде были дефекты. У одной из колонн вообще посыпался бетон. Однако здание спроектировано так, что даже если одна конструкция рухнет, все строение будет стоять. Кстати, шпиль на крышу устанавливали без крана. При помощи хитрого приспособления он выдвигался снизу вверх.

Кто-то скажет, что нет ничего примечательного в том, что конструкцию взяли у МГУ. Станислав Головнев объясняет:

— Давайте вернемся в историю. Храмы строились по одним и тем же проектам, хотя внешне были все разными. Дело в том, что конструкции продуманы и проверены временем. Проектировщики хотят спокойно спать по ночам. Можно построить здание, чтобы оно выдержало любой метеорит. Но обойдется это запредельно дорого.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Цирк

Построен в 1979 году

По традиции возводили его промышленные строители. Самое оригинальное в нем — купол. Прежде чем построить современное здание цирка, нужно было снести старое. С этим возникли трудности. Здание аварийное, работы по разборке могут продолжаться очень долго. Санэпидемстанция категорически запретила раздавать обломки деревянных конструкций населению даже на дрова, чтобы не допустить распространения грибкового заболевания. Тогда пожарную охрану попросили сжечь здание цирка. Партия дала добро на эту затею, и специалисты принялись за дело. Снимать процесс приехали четыре столичные киностудии. Кадры потом монтировали для других картин.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Театр драмы им. Наума Орлова

Построен в 1982 году

Очень продумана конструкция сцены. Ее можно поднимать и опускать. Самое примечательное в театре драмы — это богатая отделка. Для облицовки «дома Мельпомены» мрамор везли со всего СССР. А украшает театр каслинское литье.

Фото: Андрей АБРАМОВ

«Челябинск-Сити»

Построен в 2007 году

Можно сказать, что это первый опыт высотного строительства в городе. Самый высокий небоскреб южноуральской столицы (111 м) до сих пор время от времени слышит в свой адрес нелестное «Зачем оно здесь?». Хотя большинство горожан с небоскребом смирились и стали воспринимать его как некий символ города.

— За внешним видом здания я, прежде всего, вижу его конструктив, — говорит Станислав Головнев. — При всем прекрасном облике в конструкции ничего уникального.

Стоимость строительства небоскреба — 45 млн долларов. Причем изначально высотке должны были составить компанию еще два стеклянных гиганта. Но для них не хватило места.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Челябинский краеведческий музей

Построен в 2006 году

Внешне здание напоминает крепость, но в то же время оно построено в современном стиле. По соседству с выставочными залами внутри расположились кабинеты сотрудников, помещения для хранения фондов, лаборатории реставраторов и таксидермиста (изготовитель чучел. — Прим. ред.), собственная типография, фотолаборатория, конференц-зал, мастерские и складские помещения.

Была и темная страница в истории музея. Три года назад здание пошло трещинами. Фундамент подмыло грунтовыми водами. Строителям пришлось в срочном порядке укреплять его. К слову, посетители ничего и не заметили — музей работал в штатном режиме.