Фото: KP.RU - Челябинск
Олег Шакиров — выпускник ЮУрГУ и московской Дипломатической академии. Больше года назад он перебрался за океан, чтобы продолжить образование в вашингтонском университете по специальности «международные отношения». Это лето молодой человек провел на стажировке в Нью-Йорке — в штаб-квартире ООН.
— Как ты попал на стажировку?
Олег Шакировю
Фото: KP.RU - Челябинск
— Я засыпал сайт ООН своими резюме, и в конечном счете меня приняли, направив в Департамент политических вопросов в Отдел по делам Совета безопасности. Там внимательно относятся к стажерам. Нас постоянно отправляли на открытые заседания и другие мероприятия. Чтобы мы прониклись духом ООН.
— Лето получилось напряженным…
— Генеральный секретарь Пан Ги Мун сказал то же самое. Мы застали очень тяжелое для организации время, когда в мире происходил один кризис за другим. Проблемы с террористической группировкой «Исламское государство», война в Секторе Газа, падение малазийского «Боинга» на Украине. Чрезвычайных заседаний было очень много. Мне запомнилась встреча, на которой приняли резолюцию по расследованию авиакатастрофы. Россия полностью ее поддержала, предложила максимальное содействие. Несмотря на это, представители разных стран в своих выступлениях начали интерпретировать ситуацию против нас. Было немного обидно. Результатов расследования еще нет, а твою Родину уже обвинили во всех тяжких.
— Часто ли решения ООН казались тебе странными?
— Была дискуссия по гуманитарному кризису на Украине. Докладчик от Секретариата озвучил число жертв конфликта и беженцев. Россия, ссылаясь на эти цифры, назвала ситуацию гуманитарным кризисом. То есть, с учетом данных ООН, все было однозначно. Но потом слово взяли представители западных стран и сказали, что никакого кризиса нет, ситуация под контролем. Цель — сохранить «черно-белую» картинку конфликта. В такие моменты воочию видишь, насколько гибкими могут быть интерпретации фактов, когда дело касается большой политики.
Генеральный секретарь Пан Ги Мун дает напутственное слово стажерам со всего мира. Олег Шакиров — на фото слева.
Фото: KP.RU - Челябинск
— Тяжело было чувствовать себя русским парнем в ООН?
— Мои коллеги не слишком политизированы и не судят о ситуации однобоко. Никто мне никаких претензий не предъявлял. Хотя если бы я находился в это же время в Вашингтоне, то мог наслушаться неприятных вещей. В столице со стороны СМИ и большей части политического и экспертного сообщества оказывалось серьезное давление на исполнительную власть. Была задача заставить администрацию выбрать максимально жесткий курс по отношению к России.
— Как ведут себя российские дипломаты на заседаниях Совбеза?
— Наши выступления очень уверенные, без лишних эмоций и театральности. В отличие, допустим, от «спичей» представителей США. Полпред России в ООН Виталий Чуркин — опытный дипломат, настроенный именно на работу, часто непростую. Я, кстати, с ним познакомился. Подошел к нему после заседания и представился. Мы перекинулись парой фраз, он пожелал удачи мне, а я ему.
Подарок СССР, скульптура работы Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала»
Фото: KP.RU - Челябинск
— Многие думают, что ООН — организация, которая толком ничего не решает. Ты видел проекты, которые действительно меняли жизнь людей?
— Я провел в структуре не так много времени, но кое-что меня впечатлило. Например, совместный проект ООН и IKEA. Это дешевый и достаточно прочный дом, который можно собрать за пару часов. Сейчас очень актуальна проблема с сирийскими беженцами. Они спасаются от войны в Ливане, Иордании и других соседних странах. Зачастую их селят в палаточных лагерях, где люди вынуждены проводить несколько лет. Такие дома могли бы облегчить жизнь многим.
Дом ООН, построенный для сирийский беженцев.
Фото: KP.RU - Челябинск
— Штаб-квартира ООН состоит из комплекса зданий. Это очень красивое место с чудесной арт-коллекцией.
— Все государства дарят ООН подарки. Есть специальный отдел, занимающийся их учетом и размещением. Например, прямо напротив нынешнего входа для туристов и международного персонала стоит скульптура Георгия Победоносца работы Церетели. Причем тело змея сделано из корпусов советских и американских баллистических ракет. А в одном из зданий есть серия портретов генеральных секретарей, вышитых на коврах. Это подарок Ирана.
— Как тебя проводили коллеги, когда твоя стажировка подошла к концу?
— В последний свой день я испек русские блины и всех угощал. Народ оценил. Все просили меня вернуться, чтобы устраивать блинные вечеринки каждую неделю.
Портреты генеральных секретарей, сделанные на коврах.
Фото: KP.RU - Челябинск
— Ты хотел бы сделать карьеру в ООН?
— Конечно. Там предусмотрена программа для развития молодых профессионалов из разных стран. В этом году в конкурсе участвует и Россия. Я уже подал заявку. Впереди экзамены и собеседования. Если повезет — мне предложат контракт на два года. Есть несколько вариантов развития карьеры. Многие попадают в штаб-квартиру в Нью-Йорке, но в некоторых случаях можно сразу отправиться с миссией в какую-нибудь далекую страну. В ООН хорошие зарплаты. На старте карьеры люди получат от 37 до 80 тысяч долларов в год, опытные кадры зарабатывают до 123 тысяч долларов. Но люди идут туда не ради денег. Все сотрудники немножко идеалисты, которые искренне хотят сделать мир лучше.
Экспонаты на тему разоружения — «Гитара из АК».
Фото: KP.RU - Челябинск