Розенбаум в Челябинске выступает почти ежегодно. Он всегда включает наш город в свой большой гастрольный маршрут по Уралу и Сибири. Тем более, что даже кризисы не отнимают у него публику: в зале как всегда не было свободных мест. А санкций никаких артист тем более не боится. В какой-то момент выступления сказал:
— На случай, если нам запретят слушать спиричуэл и блюзы, я решил подготовиться.
И лихо сбацал «Сыграй мне блюз, «Steinway».
Он на гастрольном маршруте уже больше недели. К тому же в эти дни успел слетать и выступить вместе с Лепсом и другими звездами эстрады перед участниками восстановления Саяно-Шушенской ГЭС.
Где-то простудился. У его гримерной дежурила врач-фониатор, трижды делала процедуры. Доктор по профессии, закаленный и спортивный, Яковлевич тоже порой болеет. Но сцена лечит. И челябинские зрители даже не заподозрили, что их кумир не здоров. Пел во весь голос, как обычно. Публика подпевала: тексты-то за столько лет нетрудно выучить.
Порадовал и новинками.
Люди старшего поколения заметили: несколько песен Александр спел о возрасте, в одной рефреном звучало про седьмой десяток лет. Певец помнит свой возраст и никогда не пытается казаться моложе. В песнях любит вспоминать прошлое, каким бы оно ни было.
Однако, музыкант не ожидал, что и челябинцы напомнят ему о прошлом. Для этого сюрприза даже прервали концерт. Внезапно на сцене появился шоумен Александр Термер, наш земляк, и объявил, что ровно 30 лет назад Розенбаум впервые выступил в Челябинске, а его концерт во дворце спорта «Юность» и два концерта в филармонии тогда проводил директор концертного зала Геннадий Шамин.
На сцену поднялся заместитель председателя Заксобрания Семен Мительман с благодарственным письмом и подарками. Он хорошо запомнил тот первый концерт:
— Я не знал тогда, кто такой Розенбаум. Друзья возмутились: «Ты что, это новый Высоцкий!» Народу около филармонии собралась тьма. Напирали друг на друга так, что чуть двери не вынесли. Приехал «ПАЗик» с омоновцами, дежурила конная милиция. Едва прошли на концерт. А вышли потрясенными…
Его сменил экс-мэр Челябинска Вячеслав Тарасова, он был лаконичен:
— Саша, ты великолепный артист и композитор, но важнее всего, что ты настоящий гражданин России.
Кстати, именно с легкой руки Вячеслава Михайловича (он давний почитатель творчества музыканта) на Кировке появилась известная скульптурная композиция — бронзовый двойник Розенбаума с гитарой и текстом песни «Черный тюльпан», посвященной воинам-«афганцам». Кстати, в плане такого материального подтверждения любви к Розенбаму никакой другой город не переплюнул Челябинск.
А еще на сцену вышли глава Златоуста Вячеслав Жилин и представитель оружейной компании АИР. Год назад певец давал у них концерт. И, как они сказали, вдохновил на новые проекты. Теперь вот «отчитались» перед ним, охотником и настоящим мужиком, побывавшим во многих «горячих точках», вручив новую модель оружия — нож, которому присвоено имя «Александр».
Певец, не ожидавший такого сюрприза, был растроган.
— Знаете, я не веду счет своим концертом. Но спасибо, что вы мне напомнили. В Челябинске 30 лет назад вообще были мои первые большие гастроли с сольной программой, — сказал он.
Автор этой статьи Лидия Садчикова с Александром Розенбаумым (конец 80-х). Фото из архива кп
Да, именно тогда Александр Розенбаум впервые официально вышел на профессиональную сцену. Попасть на его живой концерт жаждали толпы зрителей, топчась с табличками и призывами «Куплю лишний билетик» не только на подступах к концертному залу, но начиная от площади Революции. Прежде опальный и не признаваемый властными структурами автор-исполнитель уже давно был популярен у народа, его песни знали наизусть, переписывали друг у друга. На концерт многие пришли с магнитофонами. Любительская запись, передающая потрясающую атмосферу концерта, хранится и у меня.
За мое интервью с артистом, опубликованное тогда в газете «Челябинский рабочий», редактор областной партийной газеты получил нагоняй в обкоме партии. Хотя позже многие из пламенных партийцев признавались, что тоже крутили дома записи его песен.
Песни, спетые Александром Яковлевичем на своем первом челябинском концерте, стали хитами и не устарели за три десятка лет. «Вальс-бостон», «Летать, так летать», «Гоп-стоп» на его очередном челябинском концерте исполянялись практически хором. Розенбаум мог вообще молчать — слова публика знает наизусть.