Премия Рунета-2020
Челябинск
+15°
Boom metrics
Общество11 июля 2015 9:30

Челябинских школьников учат писать доносы как при Сталине

Смелый эксперимент молодого педагога вызвал шквал критики

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Интернет обсуждает твит челябинского историка Александра Фокина. На своем уроке ученый дал школьникам задание написать донос в стиле 30-ых годов. Запись об этом преподаватель выложил у себя в Твиттере. Сегодня пост ретвитнули почти полторы тысячи пользователей, что по меркам этой соцсети довольно прилично. Методы ученого одобрили не все. Фокина обвинили в провокациях и дурном влиянии на молодые умы. «Комсомолка» побеседовала с преподавателем по поводу нашумевшего твита.

ОТКАЗАЛСЯ ПИСАТЬ ТОЛЬКО ОДИН ЧЕЛОВЕК

Кандидат исторических наук Александр Фокин личность в Челябинске медийная. Студентки без ума от молодого остроумного доцента. На парах Сан-Саныч Фокин не бубнит заунывные цифры, а выбирает метод «погружения». Как принято говорить в вузах — «сфера научных интересов ученого — советская история». На одном из подготовительных занятий для абитуриентов, преподаватель задал старшеклассникам написать донос.

— Проходили репрессии 30-ых годов, — рассказал Александр Фокин «Комсомолке». — Речь, конечно, зашла о доносах. Для наглядности принес несколько архивных бумаг, показал их старшеклассникам. Проанализировали строй мыслей советского человека той эпохи, поговорили о том, что толкало людей «стучать» на соседей, товарищей и родственников.

Проходим сталинизм, дал школьникам задание написать донос, только один из 16 отказался это сделать, а один из доносов был на меня

— Alex Fokin (@AlexandrFokin) 8 июля 2015

После этого находчивый историк дал школьникам задание самостоятельно написать кляузу в советском стиле. 15 человек согласились и один — отказался. Объяснил это парень «моральными соображениями».

— «Стучали» на друзей и знакомых, — продолжает Александр Александрович. — Но больше всего мне понравился донос на меня. Ребенок написал, что я «травлю» антисоветские анекдоты, придерживаюсь империалистических взглядов и вообще я «враг народа». Очень правдиво вышло.

Фокин преподает на историко-филологическом факультете и на журфаке ЧелГУ.

Фокин преподает на историко-филологическом факультете и на журфаке ЧелГУ.

Фото: из архива героя публикации

«ПРИЗНАЮ КРИТИКУ КОЛЛЕГ, А НЕ АГРЕССИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ»

— Ожидали такой волны интереса к вашему эксперименту?

— Нет. Скорее, это была твит-шутка про самого себя. Я оказался «жертвой» своего собственного эксперимента и решил сыронизировать на этот счет.

— Какого результата ждали от такого задания?

— Просто хотел проверить, насколько дети усвоили материал. Мы с коллегами и раньше задавали подобные задания, только, например, просили написать челобитную Ивану Грозному. Но вопрос Сталина оказался слишком болезненным для нашего общества. Получается, что эксперимент не в моем задании, а в реакции людей.

— Но в Интернете люди обсуждают само задание, говорят, что оно провокационное. Что должны были ученики вынести из этого урока?

— Знакомство с языком эпохи и погружение в нее. Хотел продемонстрировать социальные причины репрессий. Донос — это необязательно принуждение. Ведь люди сдавали знакомых, чтобы, например, получить их жилплощадь.

В свободное от работы время Александр Фокин выступает со стенд-апами. Даже ездил на шоу к Павлу Воле.

В свободное от работы время Александр Фокин выступает со стенд-апами. Даже ездил на шоу к Павлу Воле.

Фото: из личного архива героя(ев) публикации

— Получается, задание подвигло школьников искать причины ненависти к ближнему?

— Они искали их в рамках прошлого. Обвинения были искусственные, придуманные. Дети демонстрировали свою эрудицию по поводу истории 30-ых годов. Важный момент: половина учеников списало задание из Интернета. Есть он-лайн сервис, куда вбиваешь имя «врага народа» и он конструирует стереотипный донос на человека. Никого ведь не смущает такой сайт!

— Если бы вы знали, во что выльется эта история, оставили бы задание?

— Я бы его скорректировал. Признаю замечания не обычных пользователей, а коллег, который критикуют меня конструктивно. Многие восприняли эксперимент как унижение детей. Я ничего такого не хотел. Наоборот, пытался просветить школьников.

— Как бы изменили задание?

— Дал бы архивный текст доноса и попросил бы ученика подумать о причинах, которые заставили написать кляузу. Можно еще подумать над самодоносом. Хотя это весьма спорно. Похоже на самобичевание. Не самый лучший педагогический прием. Хотя в советское время люди писали доносы на себя.

Студенты души не чают в историке.

Студенты души не чают в историке.

Фото: из архива героя публикации

— Почему на ваш твит так отреагировал Интернет?

— Градус нетерпимости в сети довольно высок. Людям нужен всего лишь повод, чтобы выплеснуть свой негатив куда-то. Твит стал спусковым крючком. Острая реакция показывает, что Сталин это не наше прошлое, а актуальное настоящее.

— В будущем планируете подобные задания?

— Возможно, будем писать письма в поддержку репрессированных: Даниэля, Бродского, Солженицына. Взглянем на эпоху под другим углом.