Премия Рунета-2020
Челябинск
-1°
Boom metrics
Экономика18 апреля 2017 12:35

Усть-Катавский вагоностроительный завод: Экологичный транспорт для мегаполисов

О больших планах, задачах, новых технических решениях для развития различных отраслей экономики России
УКВЗ — крупнейший производитель трамвайных вагонов на постсоветском пространстве. Преимущество электротранспорта — в его экологичности и надежности.

УКВЗ — крупнейший производитель трамвайных вагонов на постсоветском пространстве. Преимущество электротранспорта — в его экологичности и надежности.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» (ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева») в конце прошлого года отметило столетний юбилей. В поздравлении Президента России Владимира Путина отмечалось: «Благодаря самоотверженному труду многих поколений ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, их профессионализму и преданности делу завод всегда с честью выполнял поставленные задачи: от создания одного из первых отечественных легковых автомобилей «Руссо-Балт» до выпуска новейшей модульной ракеты-носителя «Ангара».

В последние годы на одном из филиалов ГКНПЦ имени М.В. Хруничева — Усть-Катавском вагоностроительном заводе идет масштабная реконструкция, модернизация производства, нацеленная на техническое перевооружение, на выпуск целой линейки новых видов продукции. Главный инженер Усть-Катавского вагоностроительного завода Олег Заец подробнее рассказал о новых направлениях развития предприятия.

НА ВЕДУЩИХ ПОЗИЦИЯХ

— В 2015 году на заводе началось формирование шести специализированных центров компетенции по различным направлениям ракетно-космической тематики. Главная цель — сохранение ведущих позиций предприятия в области производства качественной, надежной, высокотехнологичной, безопасной ракетно-космической и гражданской продукции. Подготовка практически завершена, какие производства уже запущены?

— Вы правильно отметили, что задача центров компетенции — развитие производства, повышение его эффективности. В связи с этим преследуется и цель, связанная с формированием, воспитанием высококвалифицированного персонала. И УКВЗ стремится сформировать соответствующую инфраструктуру для деятельности нового поколения технических специалистов и рабочих, создающих инновационные российские технологии и продукцию. Также принимаются и важнейшие решения по развитию кооперационных связей с другими отраслями промышленности. Задача такого перевооружения — перемещение производственных мощностей непосредственно на площадки изготовления и сборки. С другой стороны, такие центры становятся площадкой по внедрению новейших технологий, в том числе и в сфере организации производства, базой для производства необходимой продукции для отечественных предприятий самых различных отраслей.

Специализированные центры компетенций ракетно-космической тематики в перспективе станут лучшими в своем сегменте.

Уже введен в эксплуатацию новые механо-сборочный цех, цеха по производству метизов, деревообработки. В апреле будет запущен отдельный участок по производству резино-технических изделий — все оборудование уже закуплено, идет монтаж и наладка.

УКВЗ — крупнейший производитель трамвайных вагонов на постсоветском пространстве. Преимущество электротранспорта — в его экологичности и надежности.

УКВЗ — крупнейший производитель трамвайных вагонов на постсоветском пространстве. Преимущество электротранспорта — в его экологичности и надежности.

Также мы уже полностью освоили выпуск всей номенклатуры на базе собственного литейного производства. Заканчивается наладка дополнительного оборудования листоштамповочного цеха, уже скоро цех выйдет на проектную мощность.

Уже активно принимаем заказы от предприятий, входящих в структуру Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева»: конструкторского бюро «Арматура», ПО «Полет», других компаний.

Отдельное крупное направление работы — производство сухих отсеков корпуса ракеты и стыковочных шпангоутов (специальных секторов и цельных колец), которые являются костяком сухих отсеков. Такие изделия мы будем производить на базе нашего филиала ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева». Сейчас мы принимаем, в том числе, и крупногабаритное оборудование для этого нового цеха.

Отмечу, что параллельно уже освоено пружинное, тросовое и другие профильные производства.

В целом уже изготовлено более 4 тысяч наименований изделий. Ведется освоение узлов и агрегатов для авиационной промышленности. Завод успешно развивает компетенции по производству нестандартного оборудования для наземной инфраструктуры космической отрасли. Обновляется станочный парк, внедряются новейшие технологии организации производства.

— Это плюс ко всему и дополнительные рабочие места?

— Безусловно. При необходимости мы проводим и дополнительное обучение специалистов уже по тому или иному узкому профилю — в зависимости от направления производства.

В этой связи отмечу, что завод и в прошлом, и уже в этом году заключил договоры о проведении производственной практики и дуального обучения с Усть-Катавским индустриально-технологическим техникумом. Это также позволяет эффективно решать кадровые вопросы. При этом мы всегда отмечаем, что завод — это градообразующее предприятие.

В конце прошлого года у нас прошел первый слет молодежи УКВЗ. Организаторами выступили администрация и профсоюзный комитет завода.

Молодые специалисты представили семь проектов, касающихся производственных усовершенствований, благоустройства завода, налаживания информационной работы, улучшения жилищных условий молодежи. Почти все проекты получили одобрение. Также был создан Молодежный совет, в который вошли 22 сотрудника предприятия.

ДВИЖЕНИЕ НА ЗЕМЛЕ И В КОСМОСЕ

— УКВЗ работает и в рамках проекта в соответствии с целевой программой «Федеральная космическая программа России на 2016 — 2025 годы». Объем инвестиций предусмотрен в размере более 4,22 млрд руб.

— И это также позволит дополнительно обновить производственные фонды, освоить и новые виды продукции, выйти на более широкие отраслевые рынки.

Развитие специализированных производств при проведении технического переоснащения приведет к снижению трудоемкости, повышению производительности и качества выпускаемой продукции. Создание центров компетенции должно обеспечить город рабочими местами, поднять статус предприятия и улучшить научно-производственную базу.

Результаты уже говорят сами за себя. Так, в 2016 году производство сталесборочных единиц увеличено почти в два раза, по сравнению с предыдущим годом. Рост показателей идет и по другим направлениям.

В прошлом году на УКВЗ — филиале ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» отметили 100-летний юбилей.

В прошлом году на УКВЗ — филиале ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» отметили 100-летний юбилей.

— УКВЗ — это, практически, замкнутое производство. Мощности завода, в том числе и в рамках импортозамещения, позволяют изготавливать самую широкую линейку собственной продукции, как для своих нужд, так и по заказам других предприятий.

— Да, к примеру, мы освоили полное производство редукторов, которые прежде закупались в Чехии.

— Помимо изготовления продукции ракетно-космического назначения УКВЗ является крупнейшим производителем трамвайных вагонов на постсоветском пространстве. При этом по полному циклу производства. С конвейера завода выпущено более 28 тысяч трамвайных вагонов. Один из девизов УКВЗ так и гласит: «Мы создаем движение на земле и в космосе».

— Да, и это уникальный показатель для российского и мирового трамваестроения. Новые, модернизированные модели соответствуют европейским требованиям. Изготавливаются и собираются на нашем предприятии.

В ВАГОНЕ — ХОТЬ БАНКОМАТ

— Новые трамваи сейчас довольно активно заказывают и закупают крупные российские города. Речь, в том числе, идет о низкопольных вагонах, двухкабинных трамваях.

— Один из низкопольных вагонов сейчас завершает обкатку в Самаре. В ходе опытной эксплуатации совместно с заказчиками мы кое-что доработали. Такие обкатки идут на пользу обеим сторонам. Сейчас завершаются переговоры о приобретении трех низкопольных трамваев для муниципалитета Самары. Вагон запущен в серийное производство с учетом всех пожеланий.

Самара не так давно закупила 20 четырехосных трамваев, Казань — более 20 штук, вагоны приобретает Северная столица, другие крупные города. В 2015 году областная столица закупила один трамвайный вагон модели 71-623.

— В 2015 году УКВЗ отгрузил два десятка трамваев, только с начала прошлого года — уже более 50. Муниципалитеты, частные инвесторы сейчас развивают городской общественный транспорт, делая упор именно на экологически чистый электротранспорт. На этом акцентирует внимание и губернатор Челябинской области.

— Безусловно, преимущество электротранспорта — как раз в его экологичности и надежности.

Кроме того, вагоны новых серий имеют отличную от остальных моделей тормозную систему, хорошую обзорность кабины водителя, массу других технических особенностей. Это большие преимущества, и в первую очередь удобства для пассажиров. Сейчас города-милионники заинтересованы в приобретении новых, в том числе и низкопольных, трамвайных вагонов. Так, к примеру, вагон модели 71-633 в трехсекционном исполнении может перевозить более трехсот пассажиров, включая людей с ограниченными возможностями.

Исполнение вагонов идет сообразно пожеланиям заказчика. Кондиционеры, WI-FI, можем разместить в вагоне даже банкомат.

— Олег Валерьевич, муниципалитеты, частные инвесторы сейчас прорабатывают вопросы, связанные не только с поставкой вагонов, но и с модернизацией систем целиком, включая эксплуатацию в течение 20 — 30 лет?

— Контракты предусматривают закупку крупных партий трамвайных вагонов с последующим их обслуживанием. Мы уже отмечали, что спрос на такие поставки стимулирует еще и Постановление Правительства Российской Федерации № 817 от 19.08.2016 по субсидированию стоимости трамвайных вагонов. Суммы компенсаций зависят от типа трамвая — 8 и 15 млн рублей. Это, например, более 30 процентов от стоимости нашей продукции.

В 2018 году в России пройдет чемпионат мира по футболу, и города, где будут проходить матчи турнира, сейчас активно решают вопросы по обновлению своего парка электротранспорта. Заказы на 2017 год довольно существенные.

Официальный сайт компании — www.khrunichev.ru

ДЛЯ СПРАВКИ

Производственные возможности УКВЗ выше, чем у других участников рынка. Так при трехсменном режиме работы завод может выпускать в год более 300 трамваев. Больше 50 процентов всех трамваев, которые сейчас эксплуатируются в России, — это трамваи с маркой УКВЗ. Не случайно в 2015 году почти весь подвижной состав, который был поставлен в российские города, также сошел с конвейера УКВЗ.

Существенные преимущества связаны еще и с тем, что трамвайные вагоны практически полностью делаются из отечественных комплектующих на собственных мощностях и в рамках внутрироссийской кооперации. Часть таких комплектующих производится на предприятиях Челябинской области.

На правах рекламы.