2017-06-13T07:33:38+03:00

Челябинский патриарх российского джаза карьеру начинал с «Голоса Америки»

Об этом накануне своего юбилея рассказал Станислав Бережнов в эфире на радио «Комсомольская правда» (95,3 FM)
Мой инструмент — это оркестр. Аранжирую, дирижирую, руковожу. Оркестр всегда внутри меня.Мой инструмент — это оркестр. Аранжирую, дирижирую, руковожу. Оркестр всегда внутри меня.
Изменить размер текста:

Станиславу Васильевичу 13 июня исполняется 75 лет. Из них шесть десятилетий он активно продвигает джазовое искусство.

У нас в студии знаменитый музыкант вспоминал, как из-за джаза чуть не загремел из школы и как в тайне от отца брал в руки инструмент.

Известный ариэлевец Сергей Шариков рассказал как-то в нашем эфире: «Мой партнер по рыбалке Стас Бережнов даже на природе не может не говорить о музыке».

— Ну вот, сразу и ответ: есть в моей жизни кроме музыки еще и рыбалка, — улыбается Бережнов. — На днях рыбачили вместе с вашим коллегой, журналистом Олегом Ласточкиным.

Концерт биг-бенда Станислава Бережнова.Видео: Megas250.

ПОСЛЕ ГАРМОШКИ — КРУЖКА БРАГИ

— Я не могу не думать и не говорить о музыке. Она для меня всюду: сверху, снизу, справа, слева…

Если у тебя есть талант, трудных инструментов не бывает. Фото: Андрей АБРАМОВ

Если у тебя есть талант, трудных инструментов не бывает.Фото: Андрей АБРАМОВ

В годы войны мы с мамой жили в Копейске, как и мои тетки-дядьки. Когда мне было лет девять, мы поехали в деревню на свадьбу к родственникам, взяли гармошку. А там известное дело — веселье. Я попробовал играть на гармошке. Получилось. От радости выпил свою первую в жизни кружку браги. Два дня отходил. Так началось мое общение с музыкой.

Потом мы переехали в Челябинск. Мой отчим, которого я любил как родного, обожал музыку, хотя слухом его бог не наградил. А он мечтал играть, купил немецкий трофейный аккордеон, приобрел самоучитель.

ПОКА ОТЦА НЕ БЫЛО ДОМА…

— Прикасаться к инструменту отчим запрещал. Но я его табу проигнорировал. Они с мамой ушли в театр, а я достал аккордеон и сразу в си бемоль миноре сыграл обеими руками мелодию «Плещут холодные волны».

Я эту народную песню по радио слышал, она посвящена подвигу экипажа крейсера русского флота «Варяг». Трогательная очень, трагичная: «Там, среди шумного моря вьется андреевский флаг, бьется с неравною силой гордый красавец «Варяг».

Увлекся музицированием. Не услышал, как мои вернулись. Я весь ужался, только глаза над инструментом видны. Ой, что будет? «

Сынок, ну-ка, сыграй нам», — сказала мудрая мама. Отчим послушал и говорит: «Стасик, аккордеон твой». И глаза у него на мокром месте. А в мамином взгляде — гордость.

«ХОРОШО, ЧТО Я НЕ ТРУБАЧ»

— Если у тебя есть талант, трудных инструментов не бывает. Впрочем, вспомнился один случай. Мой коллега решил играть на трубе. Он был внешне похож на Луи Армстронга и все время повторял: «Дядя Лу, дядя Лу». Но у него не получалось.

Мы ему говорим: «Попробуй на саксофоне». Он нас послушал, и дело пошло. Саксофон доступнее, чем труба. Труба — самый трудный инструмент в джазе. Хорошо, что я не трубач (смеется).

«ФАЛЬШ СЛЫШУ, ПЕРЕЖИВАЮ»

За пианино я сел в музучилище, когда изучил нотную грамоту. До этого вообще не знал нот, музицировал на слух. В принципе я всегда говорю: мой инструмент — это оркестр. Аранжирую, дирижирую, руковожу. Оркестр всегда внутри меня. Слышу голоса, переживаю, если кто-то фальшивит.

Я сажусь за инструмент редко. Лишь для того, чтобы показать, как нужно сыграть фразу

Я сажусь за инструмент редко. Лишь для того, чтобы показать, как нужно сыграть фразу

Недавно выступали на фестивале джаза «Какой удивительный мир». Я сказал своим музыкантам: «В принципе мы сыграли на четверку». Они обрадовались: «О, хорошо!» Я этот пыл охладил: «На четверку по десятибалльной системе» (улыбается).

Пошутил. Играли они на четыре из пяти. Но несколько «косяков» допустили. Хотя музыканты мою требовательность знают и стараются соответствовать.

Сам я сажусь за инструмент редко. Лишь для того, чтобы показать, как нужно сыграть фразу. На рояле или пианино нужно заниматься постоянно. Или не заниматься вообще.

Комментарий музыковеда Натальи Риккер:

— Однажды на джем-сейшне, которые регулярно проходят в институте музыки имени Чайковского, играли студенты и профессионалы. Импровизировали как могут. Тут за рояль сел Станислав Васильевич. Ничего сверхъестественного не делал. Но вдруг все так ярко зазвучало, и зазвучало как должно быть. Он так образом собрал и организовал всех.

«ИЗ-ЗА МЕНЯ МОГЛИ УВОЛИТЬ ДИРЕКТОРА»

— В 1957 году в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов, наступила хрущевская оттепель. В 1958 году по инициативе моего друг Володи Гожия мы собрали городской молодежный оркестр. Играли кто на чем может. Я на аккордеоне, кто-то на кларнете, саксофоне.

Гена Федоров первый в Челябинске обычную шестиструнную гитару превратил в четырехструнную бас-гитару. И поставил ее на стул горизонтально — подобно контрабасу.

Мы подготовили программу джазового направления. Я предложил ее провести в школе №10. Спросил разрешение у директора Глеба Константиновича Пластинина. Он дал добро.

Выступали в школьном актовом зале. Играем одну вещь, другую. Директор сидел на последнем ряду. Вдруг встал — и к сцене. Поднялся по ступенькам и молча задернул занавес. Повернулся к нам, глаза строгие: «Все ко мне в кабинет!»

Я приуныл. Иду за ним и думаю: «Ребята не из нашей школы, а мне точно достанется. Заставит маму привести».

Директор стал меня распекать: «Ты почему не сказал, что будете буржуазную музыку играть? Мы же с джазом боремся». Если бы о нашем концерте узнали в гороно, директор мог получить строгача, а меня отчислили из школы. Но он только пальцем погрозил…

НОЧАМИ СЛУШАЛ «ГОЛОСА»

— Мне на 15-летие родители подарили транзисторный приемник, где были короткие волны. Я стал его настраивать. Зазвучала музыка, которую я никогда до этого не слышал. Я завис. Помню, родным наказал: «Не прикасайтесь, а то собьете волну, я потом не найду».

Первая программа Уиллиса Коновера начиналась в половине второго ночи. Потом я немного спал, а в половине четвертого включал, чтобы послушать эту программу с ведущей Марией Селиберти.

Потом засыпал и утром — на занятия в училище. С приемника через провода записывал мелодии на магнитофон (огромные бабины, магнитная лента — с палец шириной), чтобы снова и снова слушать эти мелодии. Вот так эфирно я связывался с джазом и плыл по его волнам. Плыву до сих пор.

Я не могу не думать и не говорить о музыке. Она для меня всюду: сверху, снизу, справа, слева…

Я не могу не думать и не говорить о музыке. Она для меня всюду: сверху, снизу, справа, слева…

Комментарий музыковеда Натальи Риккер:

— Достаточно много музыкантов-шестидесятников поколения Бережнова говорят об этой «бацилле» джазовой музыки, которой они «заразились» от радиоведущего Уиллиса Коновера, автора программе Time for Jazz, звучавшей на радиостанции «Голос Америки». Передача всегда начиналась с известной темы Дюка Эллингтона «Садись в поезд А».

Америка таким образом советских людей как бы разлагала: дескать, наслушаются, и рухнет социалистический строй. Это не сразу случилось. А вот советских музыкантов американцы сразу «совратили», да так, что они всю свою жизнь посвятили джазу. Пример Станислава Бережнова и его ближайшего коллеги и друга Олега Тергалинского (увы, его не стало 20 лет назад) — один из ярчайших во всем контексте российской джазовой музыки.

Станислав Бережнов с музыковедом Натальей Риккер. Фото: Андрей АБРАМОВ

Станислав Бережнов с музыковедом Натальей Риккер.Фото: Андрей АБРАМОВ

Десять фактов о Станиславе Бережнове

1. Маленький Стасик рос за кулисами в Челябинском театре драмы, где его мама работала оформителем-бутафором, и был у актеров вроде сына театрального полка.

2. В 1956 г. 14-летний Стас был делегирован от Челябинской области в международный молодежный лагерь «Чилляберц» (Венгрия). Паренек из простой семьи, хорошо учился, занимался творчеством и спортом, имел юношеский разряд по настольному теннису, Да еще и на аккордеоне играл. Подошел по всем параметрам!

3. Джазовой музыкой увлекся, учась в школе. Аранжировки для джазовых составов начал писать, поступив на дирижерско-хоровое отделение Челябинского музыкального училища.

4. Окончил хоровое отделение Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Но дирижировать стал не хорами.

5. В 60-е годы руководил джаз-ансамблем в Кировской филармонии. Выступал в биг-бэнде Анатолия Кролла при Тульской филармонии. Несколько лет сотрудничал с Сочинским объединением музыкальных ансамблей.

6. В конце 60-х в Челябинске был руководителем, пианистом, аранжировщиком ансамблей ДК ЧТПЗ, Дворца спорта «Юность», ДК ПО «Полет», ДК железнодорожников.

7. В 1994 году открыл в Челябинске первый муниципальный «Центр джазовой музыки». В городе. забурлило фестивальное джазовое движение. Зачастили гастролеры-джазмены из Швейцарии, Финляндии, Литвы, Австрии, Германии, Франции, Англии, Голландии, США, Австралии, Новой Зеландии.

8. В 2004-м возглавил муниципальный биг-бэнд «Джаз-Академия», ставший постоянным участником крупных джазовых форумов.

9. Написал для биг-бэндов и малых ансамблей около двух тысяч аранжировок. Автор музыки к детским спектаклям Челябинского и Пермского театров кукол, а также Челябинского камерного театра.

10. Его ученики работают в оркестрах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

КСТАТИ

Кого на юбилее виновник торжества назначит главным

Круглую дату заслуженный артист России, джазовый музыкант, дирижер, аранжировщик, лауреат всесоюзных, всероссийских и международных фестивалей, ныне руководитель оркестра ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского Станислав Бережнов будет отмечать праздничной программой.

15 июня в большом зале Южно-Уральского института искусств (ул. Плеханова, 41) состоится торжественный концерт.

Начало в 18:30.

Вход свободный.

Прозвучит музыка, написанная и аранжированная джазменом-юбиляром в разные годы. Именно музыку Станислав Васильевич называет главным «действующим лицом» торжества. Да, собственно, и всей своей жизни.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также