Премия Рунета-2020
Челябинск
+24°
Boom metrics
Общество18 августа 2017 13:21

Пять главных вопросов о переработке ядерного топлива в Челябинской области

На ПО «Маяк» доставили первую партию ОЯТ атомных подводных лодок
В Озерске начинают переработку топлива с атомных подводных лодок. Фото: Александр ГЛУЗ.

В Озерске начинают переработку топлива с атомных подводных лодок. Фото: Александр ГЛУЗ.

На днях в ПО «Маяк» объявили, что начинают переработку топлива с атомных подводных лодок. Первую партию уже привезли из Мурманской области. Многие южноуральцы после этой новости напряглись: в регионе и без того с экологией плохо. А тут еще отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) привезли в гигантских масштабах! «Комсомолка» узнала, как будет идти переработка и насколько это опасно.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ?

С советских времен в стране накопилось более 6 тысяч тонн отработавшего ядерного топлива. С каждым годом его становится все больше. Озерский радиохимический завод «Маяк» — единственное в Росси предприятие, где умеют перерабатывать подобные материалы.

ГДЕ ОТРАБОТАВШЕЕ ТОПЛИВО ХРАНИЛОСЬ РАНЬШЕ?

Около 50 лет оно лежало мертвым грузом в бочках в губе Андреева в Мурманской области. Можно было бы забыть о них и не обращать внимания. Американцы, например, хранят отработавшее ядерное топливо в бочках и не заморачиваются. Однако семь лет назад российские специалисты разработали масштабный экологический проект по утилизации. Спецоперацию готовили несколько лет.

— «Маяк» полностью готов к промышленной переработке отработавшего ядерного топлива подводных лодок. Мы модернизировали специальные камеры, разработали и изготовили оборудование, обеспечили безопасность перевозки ядерных отходов, — говорит главный инженер ПО «Маяк» Дмитрий Колупаев.

КАК БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ПЕРЕРАБОТКА?

Процесс утилизации называют уникальным. Сначала из отработавшего ядерного топлива извлекут полезные элементы, к примеру, уран и цирконий. Их переработают и отправят на производство нового топлива для нужд атомной энергетики.

Оставшиеся отходы подвергнут «остекловыванию». После чего их поместят на большую глубину на вечное хранение.

Аналог такого топлива перерабатывался на «Маяке» еще в 80-х годах прошлого века. Тогда специалисты предприятия утилизировали большое количество отработавшего ядерного топлива атомных подводных лодок и мирных транспортных судовых установок.

— Опыт у нас уже есть, сюрпризов и форс-мажорных обстоятельств быть не должно, — поясняют в пресс-службе ПО «Маяк».

НАСКОЛЬКО ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ?

— Технологии отработаны десятками лет. Вред окружающей среде не наносится. Мы умеем перерабатывать даже аварийное ядерное топливо, — заявляют на «Маяке».

СКОЛЬКО ЕЩЕ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА ПРИВЕЗУТ НА ЮЖНЫЙ УРАЛ?

Проект по утилизации рассчитан на 5-10 лет. За это время на «Маяк» доставят 50 эшелонов отработавшего топлива.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

— Технология переработки отработавшего ядерного топлива на «Маяке» точно не хуже, чем обычная утилизация ядерных материалов в свинцовых капсулах. Кроме того, речь идет о серьезном производстве, у которого на все технологии и оборудование должны быть сертификаты безопасности. С трудом могу предположить, что на «Маяке» где-то фонит. Ведь в первую очередь от радиоактивных лучей пострадали бы сами сотрудники, — говорит независимый физик-ядерщик Наталья Савченко.