Премия Рунета-2020
Челябинск
+28°
Boom metrics
Общество8 июня 2019 1:08

Космические спасатели: единственный в стране элитный отряд из Челябинской области первым встречает астронавтов

Корреспонденту «Комсомолки» показали уникальную технику и рассказали, как отыскали космонавтов после первой в истории России аварии ракеты
На авиабазе Упрун базируется уникальный отряд.

На авиабазе Упрун базируется уникальный отряд.

Фото: Андрей АБРАМОВ

20 лет на Урале базируется уникальное подразделение. Отряд, который первым встречает на Земле космонавтов. Неподалеку от города Южноуральск в Челябинской области расположена авиабаза Упрун. Отсюда до стартовой площадки российской космонавтики — Байконура — почти 1 500 километров.

РЕДКИЕ «МАШИНЫ-ПТИЦЫ»

Когда экипаж МКС возвращается домой, звено космических спасателей перебрасывают в Казахстан. Приземление капсулы стараются тщательно просчитать, но случай все же вносит коррективы в траекторию. Поэтому первым в небо взмывает самолет Ан-26. Задача — установить точные координаты спускаемого аппарата.

Ан-26 на борту которого находится парашютно-десантная группа.

Ан-26 на борту которого находится парашютно-десантная группа.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Если объект приземлился в степи и до него можно добраться машинами, отряд выдвигается по земле. В противном случае десантируются трое спасателей — среди них один фельдшер. Если капсула упадет на территории России, на авиабазе остаются дежурить два вертолета, — рассказывает начальник поисково-спасательной парашютной и десантной службы подполковник Евгений Солнцев.

У машины шесть колес и каждое ведущее.

У машины шесть колес и каждое ведущее.

Фото: Андрей АБРАМОВ

К спускаемому аппарату мчатся машины-амфибии ЗИЛ. Эти вездеходы начали разрабатывать после аварийного приземления в тайге советских космонавтов Беляева и Леонова. Его показывали в недавнем блокбастере «Время первых».

Один вездеход грузовой - для капсулы. Второй для пассажиров.

Один вездеход грузовой - для капсулы. Второй для пассажиров.

Фото: Андрей АБРАМОВ

За окраску машины прозвали «Синими птицами». Сегодня этих пташек можно заносить в Красную книгу. Завод, выпускавший их, закрыт. Те машины, что остались на вооружении, выпущены в 90-х. Поэтому в местном гараже к ним особо трепетное отношение. Аналогов в России пока не разработали.

Обратите внимание на наклейки. Это не просто стикеры, а эмблемы космических экспедиция, в спасении которых участвовали машины.

Обратите внимание на наклейки. Это не просто стикеры, а эмблемы космических экспедиция, в спасении которых участвовали машины.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— У ней каждое колесо ведущее. У современных вездеходов ходовые качества, может, и получше будут. Но плавучести нет, как у этих «птичек», — рассказывают спасатели.

Сейчас такие машины уже не выпускают.

Сейчас такие машины уже не выпускают.

Фото: Андрей АБРАМОВ

КАЖДОМУ КОСМОНАВТУ СВОЙ ВЕРТОЛЕТ

Но если капсула приземлилась в настолько непроходимых топях, что даже вездеход не пройдет? Тогда боевое дежурство несет парашютно-десантная группа. Попасть в ряды космических спасателей трудно. Предпочтение отдают мастерам парашютного спорта или бывшим десантникам. Необходимо сдать физо на высший бал и обладать стопроцентным зрением.

У каждого из парашютистов по 1 500 прыжков.

У каждого из парашютистов по 1 500 прыжков.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Если осмелитесь сигануть с парашютом, то сделать вам это разрешат только в случае, если порывы ветра не будут превышать 5 м/с. Это едва ощутимые дуновения. Спецы из Упруна обучены прыжкам в погоду, когда скорость ветра в 2,5 раза выше безопасной.

После того как сложили парашют, бегом к капсуле с космонавтами.

После того как сложили парашют, бегом к капсуле с космонавтами.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Когда капсула только приземляется, от нее исходит радиация. Поэтому подходить к ней нужно с определенной стороны. Внутри жуткая теснота. При этом помещаются три человека и груз, который нередко бывает за сотню кило. В момент падения, температура внутри доходит до 70 градусов по Цельсию. Спасают скафандры.

Капсула не всегда приземляется ровно. Тогда ее нужно перевернуть. Вес аппарата почти четыре тонны.

Капсула не всегда приземляется ровно. Тогда ее нужно перевернуть. Вес аппарата почти четыре тонны.

Фото: Андрей АБРАМОВ

После того, как космонавтам помогли выбраться из капсулы, их осматривает фельдшер-спасатель.

Сумка фельдшера. Этот набор весит около 20 кг.

Сумка фельдшера. Этот набор весит около 20 кг.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Вместе с ним с самолета выбрасывается контейнер с медицинской сумкой. Весить он может до 50 кг. Тяжело, поэтому летит отдельно от парашютиста и потом его еще нужно отыскать.

Достают космонавта вниз головой.

Достают космонавта вниз головой.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Следующими космонавтов должны осмотреть врачи. Их привозит вертолет. Если приземлиться негде, «вертушка» зависает над космонавтом и спускает люльку, куда грузят астронавта и поднимают на борт.

Вот в такой люльке космонавта если что поднимут на борт вертолета.

Вот в такой люльке космонавта если что поднимут на борт вертолета.

Фото: Андрей АБРАМОВ

При себе у врачей уже более серьезный набор инструментов, чем у фельдшера. Можно даже организовать реанимацию в чистом поле. Интересно, что медики работают в белых халатах. В пыльной казахской степи этот неотъемлемый атрибут врача может казаться лишним.

Медики работают в белых халатах.

Медики работают в белых халатах.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— На месте операции обычно десятки человек. Чтобы в толпе мы выделялись — носим халаты, — объясняют врачи.

Каждому космонавту в целях безопасности полагается свой вертолет.

Каждому космонавту в целях безопасности полагается свой вертолет.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Медики оценивают внешнее состояние космонавтов, связность речи. Если жалоб ни на что нет, то меряют давление и берут анализ крови. После этого космонавтов усаживают в кресло, где он отдыхает до прибытия вертолетов.

В таком кресле-качалке космонавты дожидаются эвакуации.

В таком кресле-качалке космонавты дожидаются эвакуации.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Интересно, что для каждого вернувшегося с орбиты полагается свой воздушный транспорт — в целях безопасности.

После приземления космонавта носят на руках. Во-первых, атрофируются мышцы, во-вторых, ходить в скафандре неудобно.

После приземления космонавта носят на руках. Во-первых, атрофируются мышцы, во-вторых, ходить в скафандре неудобно.

Фото: Андрей АБРАМОВ

КАК СЕЛЬСКИЙ ДОКТОР СТАЛ СУПЕРДЕСАНТНИКОМ

11 октября прошлого года случилась первая в истории отечественной космонавтики авария ракеты «Союз». На второй минуте полета автоматика засекла неисправность, и система аварийного спасения выбросила с корабля капсулу экипажа.

Так спускаемый аппарат выглядит с другой стороны.

Так спускаемый аппарат выглядит с другой стороны.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— С момента образования отряда нас никогда не привлекали. Все посадки происходили штатно и к космонавтам приезжали по земле. Но в тот день получили сигнал тревоги. Прыгнули в самолет и полетели к месту падения, — рассказывает фельдшер-спасатель Андрей Новоселов.

Фельдшеру-спасателю Андрею Новоселову 38 лет.

Фельдшеру-спасателю Андрею Новоселову 38 лет.

Фото: Андрей АБРАМОВ

По легенде, которую удалось подслушать на авиабазе, когда капсула приземлилась космонавты вышли на связь с центром управления полетами и только поинтересовались, когда за ними прибудут, как раздался глухой стук — спасатели уже успели десантироваться и дали знак, что они рядом.

Андрей после армии вернулся на родину и продолжил службу по контракту.

Андрей после армии вернулся на родину и продолжил службу по контракту.

Фото: Андрей АБРАМОВ

На вопрос, так ли все было на самом деле, Новоселов улыбается.

— Мы им постучали и спросили: «Вы там живые?». Первым по инструкции доставали капитана Алексея Овчинина. Он сказал: «Быстро вы, спасибо, мужики!». Следом астронавта НАСА Ника Хейги. Американец тряс поднятыми вверх большими пальцами. Мол, все классно, — вспоминает Новоселов.

Внутри капсулы довольно тесно.

Внутри капсулы довольно тесно.

Фото: Андрей АБРАМОВ

За ту операцию ему дали очередное звание — старший прапорщик. А из США прислали благодарность.

Вообще судьба Новоселова уникальна. Крепкий парень из небольшого села под Южноуральском отучился в медучилище. Вернулся в родную деревню и стал фельдшером.

ЗИЛ довозит космонавтов до вертолета.

ЗИЛ довозит космонавтов до вертолета.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Пешком все окрестные деревни обошел. Всех лечил, детей, бабушек… Хотел в медакадемию потом пойти. Там вроде как должны были учесть при поступлении, что я на важном месте работал. Но меня призвали в армию. Фельдшеры не нужны были и меня определили телеграфистом. Отслужил, вернулся домой. А тут авиабаза рядом. Пошел к ним по контракту. Думал на самолете буду радистом. Я ведь с детства летать хотел… А тут как раз искали фельдшера-спасателя. Пришлось учиться прыгать с парашютом. Страшно, но что делать? Тут девчонки служат и прыгают. Сейчас у меня уже за 1 500 прыжков, прыгаю уже 15 лет и буду продолжать службу.

Космонавт спасен, можно лететь!

Космонавт спасен, можно лететь!

Фото: Андрей АБРАМОВ