Премия Рунета-2020
Челябинск
+1°
Boom metrics
Общество15 октября 2019 5:00

Как северо-запад Челябинска меняет свой облик на печальный

Вместе с экспертом смотрим, как выглядят кварталы района [фоторепортаж]
В Парковом дела идут неважно.

В Парковом дела идут неважно.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Нет ни одного музея, выставки и кинотеатра. Здесь нет статусных заведений. Сюда никто не ездит в магазин за красивым нарядом. На многотысячный район — один хороший ресторан. Зато, судя по виртуальной карте — 30 точек, где готовы налить разливное пиво.

В Парковом десятки магазин с разливным.

В Парковом десятки магазин с разливным.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Мы считаем, что район деградировал. Если так пойдет дальше, то через 15 лет он действительно превратится в гетто. Экономически активные люди переедут в жилье качеством выше. В Парковом останутся бедные слои населения.

Вместе с КП-Челябинск в прогулку по Парковому отправились архитектор Ксения Гербер и неравнодушные местные жители — Евгений Краменко и Александр Плотинский.

ПРОБЛЕМА №1: АВТОХАОС

Гостей Паркового Краснопольский проспект встречает разливайками на первых этажах домов и вереницей парковок. Большинство стоянок пустые.

На стоянке не только машины...

На стоянке не только машины...

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Когда покупали квартиры, застройщик показывал эскизы, на которых были многоуровневые паркинги. Дворы не предусмотрены для машин — проезды узкие. На месте нынешних нелегальных стоянок была изображена аллея. Люди радовались, что смогут устраивать вечерние променады с колясками, — рассказывают жители.

Вы ведь такой вид из окна себе представляете, когда слышите сочетание "новый микрорайон"?

Вы ведь такой вид из окна себе представляете, когда слышите сочетание "новый микрорайон"?

Фото: Андрей АБРАМОВ

Обилие машин — следствие не только удаленности района. Парковый с остальным городом соединяют два (!) автобуса и сонм гнилых маршруток.

Поэт Игорь Губерман с усмешкой глядит на местный транспорт.

Поэт Игорь Губерман с усмешкой глядит на местный транспорт.

Фото: Андрей АБРАМОВ

В качестве крайней меры, когда нет возможности построить подземный паркинг, Ксения Гербер называет решение:

— Двор закрываем шлагбаумом. Внутри все мостим плиткой, делаем газоны. Двор — только для пешеходов и высадки пассажиров. Машины выносим за периметр. В принципе, в качестве временного решения можно было бы сделать приличные парковки на Краснопольском, там, где они сейчас стоят нелегально. Но чтобы это выглядело аккуратно — нужно высадить плотный ряд деревьев, который бы разделял пешеходную зону и дорогу. Хотя бы ряд кустарника, подойдет кизильник. Здесь этого нет.

Машины паркуются на тротуаре. Гуляйте!

Машины паркуются на тротуаре. Гуляйте!

Фото: Андрей АБРАМОВ

Паркинг на Краснопольском должен был появиться. Под него даже есть земля. Но на ней сейчас возводят спортивный комплекс. КП-Челябинск написала запрос в комитет градостроительства. Пришел ответ: комплекс строят по закону. Участок под парковку есть, просто немного в другом месте. Паркинг строится.

Тротуар, который превратили в парковку.

Тротуар, который превратили в парковку.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Не строится! — возражают местные жители. — Просто огороженный участок земли. Работы там давно не ведут…

ПРОБЛЕМА №2: ПЛЕВАЛИ НА ПЕШЕХОДОВ

По Краснопольскому проспекту летом рабочие вскрыли тротуар, а на место дорогу вернули как попало. Местные жители написали чиновникам — те дали ответ. Случился перебой водоснабжения и управляющая компания взялась устранять. Дыру в трубе залатали, перемолотый асфальт вместе с грязью скидали в дыру в земле.

Тротуара вдоль строительного забора нет. Ведь большегрузы его просто уничтожат. Проблема в том, что стройка замерла.

Тротуара вдоль строительного забора нет. Ведь большегрузы его просто уничтожат. Проблема в том, что стройка замерла.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Проблем с тротуаром по Краснопольскому проспекту тьма. Ремонтировать его никто не спешит. Дело в межевании. Если жильцы жалуются чиновникам, те переводят стрелки на местную администрацию. Районные чиновники указывают на управляющую компанию, дескать земля примыкает к домам. Но в управляйке разводят руками — участок не отмежеван. Непонятно кому принадлежит, а значит заниматься им должен город.

Для машин дорогу сделали, а для пешеходов... Итак сойдет!

Для машин дорогу сделали, а для пешеходов... Итак сойдет!

Фото: Андрей АБРАМОВ

— На эскизах нам показывали, что Краснопольский — как и следует пешеходной зоне — будет выложен плиткой. Вместо ржавых перил у нежилых помещений — нержавейка. По итогу — простые трубы, — говорят жильцы.

Перила начинают ржаветь.

Перила начинают ржаветь.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Палатки торговцев из Средней Азии среди местных жителей пользуются спросом.

— Но честно говоря, на моих глазах продавцы бегали в супермаркет утром и покупали огурцы, чтобы выложить на прилавок, — делятся очевидцы.

Этот ларек просто бросили нелегалы. Он будет стоять, пока следующие мигранты не надумают здесь открыть свою точку.

Этот ларек просто бросили нелегалы. Он будет стоять, пока следующие мигранты не надумают здесь открыть свою точку.

Фото: Андрей АБРАМОВ

В начале статьи мы упомянули про один хороший ресторан. Он обустроил аккуратную парковку, повесил кашпо с цветами.

— Владельцы малого бизнеса в Парковом обязаны благоустраивать прилегающую территорию. Это видно у некоторых заведений. Но в остальном — полный провал, — говорит женщина.

— Заканчивается участок у ресторана и снова начинается Мордор, — недоумевают местные жители.

У ресторана одна из самых опрятных территорий в районе.

У ресторана одна из самых опрятных территорий в районе.

Фото: Андрей АБРАМОВ

В некоторых местах Паркового исчезает и асфальт. На его месте появляются грубые бетонные плиты. Почему так — объяснить никто не может. По версии местных жителей, под ними идут коммуникации. Чтобы не вскрывать асфальт во время ремонта — подрядчик просто кинули плиты.

Тротуар пошел волнами.

Тротуар пошел волнами.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— В этом виноват не архитектор и не застройщик, а система. Участки, под которыми прячутся коммуникации, в собственности теплосетевых и прочих компаний. Они должны заниматься его благоустройством, асфальтированием и проч. Но разве им хватит компетенций? — объясняет Гербер.

В некоторых местах даже убогий местный асфальт вообще исчезает. происходит это вдоль нескольких строительных площадок в Парковом. С точки зрения закона — все честно. Идет стройка, как закончат — будет вам асфальт, а пока терпите.

Строители не смоги сделать подъезд на уровне тротуара. В итоге имеем такие лабиринты.

Строители не смоги сделать подъезд на уровне тротуара. В итоге имеем такие лабиринты.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Но работы заморожены. Раз в год вбивают пару свай, чтобы участок не забрали обратно в собственность города и так ничего и не строят.

ПРОБЛЕМА №3: ПАРКОВЫЙ ТЕРЯЕТ ПАРК

Вдоль тротуаров мало зелени. Из земли торчат хлипкие елочки. Нужно лет 20 подождать, пока саженец превратится в дерево. О специальном грунте для хвойных никто не думает.

Уровень благоустройства.

Уровень благоустройства.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Еще одно обещание, которого ждали покупатели квартир в новом жилом массиве — полноценный парк.

Деревья с каждым годом все слабее.

Деревья с каждым годом все слабее.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Лес есть, но в нем так и не обустроили прогулочные зоны. В итоге его начали застраивать: воткнули многоэтажку, начинают строить частные дома.

Странные строения посреди леса.

Странные строения посреди леса.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Части Паркового разделяют березовые рощи. Деревья в них — повалены.

— Думаю, это из-за отсутствия пешеходных дорожек. Почва болотистая. Когда нагрузка на нее со стороны местных жителей выросла — она начала просаживаться. Корни обнажаются, деревья слабеют и падают, — рассуждают жители.

В лесках то и дело натыкаешься на «мангальные капища»: тут и там припорошенные углями участки, обставленные кирпичами и бревнами.

Посиделки в лесу убивают природу.

Посиделки в лесу убивают природу.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Сейчас лес между жилыми кварталами на Бейвеля и Тукая — страшное место. Если днем, там еще можно прогуляться, то стоит солнцу скрыться — по спине пробегают мурашки. Решение простое:

— Прежде всего, благоустройство начать с освещения. Далее — можно поставить ларечки. А что вы удивляетесь? Речь не о страшных павильонах с шаурмой, а небольших точках с кофе, закусками. В таких всегда есть продавец, который невольно осуществляет контроль за территорией, — рассуждает архитектор.

Этой дороге уже 10 лет.

Этой дороге уже 10 лет.

Фото: Андрей АБРАМОВ

ПРОБЛЕМА №4: ТРУДНО С ДЕТЬМИ

Игровые площадки в новом Парковом в большинстве своем мало чем отличаются от убогих штырей вместо качелей где-нибудь на Сельмаше. Двор отдан под парковку, места и денег на качественный городок просто нет. В качестве выхода для подобных кварталов урбанисты предлагают организовывать одну большую площадку на несколько дворов. Но разве кому-то до этого есть дело?

Детям нельзя гулять в таком дворе.

Детям нельзя гулять в таком дворе.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Два года назад здесь открыли самую большую школу на Урале — Образовательный центр №2. Сегодня дорога вдоль гигантской школы часто стоит в пробках. Виноваты не только проектировщики улицы, но и пришкольная парковка. В часы пик с нее постоянно выезжает вереница авто.

Не все детские площадки пригодны для игры.

Не все детские площадки пригодны для игры.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— К расположению школы вообще много вопросов. Где пятиметровая полоса озеленения? А 20 метров до дороги? Если они и есть, то впритык. Эта парковка забрала у детей нормальную среду. Пришлось сделать высоченный забор, чтобы ученики не выбегали на стоянку, — объясняет архитектор Ксения.

Этот двор считается лучшим во всем районе. Неравнодушный умелец украшает его малыми архитектурными формами.

Этот двор считается лучшим во всем районе. Неравнодушный умелец украшает его малыми архитектурными формами.

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Такая крупная школа и не могли сделать нормальное озеленение? Нам учитель по биологии на родительском собрании объявил, чтобы привезли саженцы, кто сколько сможет. Поехали по садам родственников просить… — сокрушается местный житель.

Использование покрышек в благоустройстве запрещено законом. Они ядовиты.

Использование покрышек в благоустройстве запрещено законом. Они ядовиты.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Посмотрите на то, как странно спроектированы эти две дороги, между которыми зажат газон.

Угадайте, где здесь велодорожка?

Угадайте, где здесь велодорожка?

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Само решение — оно правильное. Исполнение страдает. Подозреваю, что второй участок асфальта предполагался под велодорожку. Проблема в том, что архитекторам дали только этот кусок спроектировать. Они сделали велодорожку, которая должна иметь логическое продолжение. Но за пределами школы район проектировали уже другие люди, — говорит Ксения Гербер.

До чего нужно быть наглым, чтобы поставить будку на газон и начать торговлю?

До чего нужно быть наглым, чтобы поставить будку на газон и начать торговлю?

Фото: Андрей АБРАМОВ

ПРОБЛЕМА №5: КАЧЕСТВО ЖИЛЬЯ

Этот пункт мы не будем подробно разбирать: про недостатки домов, суды жильцов со строителями писали неоднократно.

— Панельная архитектура во всем мире признана неудачным экспериментом. В Германии такие кварталы сносят. У нас же — строят штабелями, — отметила Ксения.

Кто поставил такие конструкции?

Кто поставил такие конструкции?

Фото: Андрей АБРАМОВ

ВЫХОД ЕСТЬ?

— В теории мы можем долго фантазировать, как реабилитировать Парковый. На деле — ни одно лицо в этом финансово не заинтересовано. Жилье все равно продается. И так будет продолжаться, пока люди не поймут, что не хотят жить в таких местах. Дело в уровне культуры, образованности покупателей. Но когда семья в Парковом думает расширяться — они покупают новую жилплощадь здесь же. Сила привычки. В идеале должна быть пропаганда, которая будет отторгать такие места, как Парковый в его современном виде, — резюмировала архитектор.

Нелегальная уличная торговля процветает.

Нелегальная уличная торговля процветает.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Креативный подъезд.

Креативный подъезд.

Фото: Андрей АБРАМОВ

На маленьком перекрестке висит дорожных знаков на полмиллиона рублей. Но кругом разруха.

На маленьком перекрестке висит дорожных знаков на полмиллиона рублей. Но кругом разруха.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Строители не умеют делать в России такую плитку и она очень скоро отваливается.

Строители не умеют делать в России такую плитку и она очень скоро отваливается.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Апофеоз! На ржавом ограждении висит реклама громкого статусного мероприятия. Кстати, Гран-при пишется через дефис.

Апофеоз! На ржавом ограждении висит реклама громкого статусного мероприятия. Кстати, Гран-при пишется через дефис.

Фото: Андрей АБРАМОВ

Как думаете, эффективная такая реклама?

Как думаете, эффективная такая реклама?

Фото: Андрей АБРАМОВ