Эксперты собрались, чтобы обсудить необходимость транспортной реформы
Фото: Валентина ВАГАНОВА
Уже долгие годы на улицах Челябинска главенствуют маршрутки. Жителям города буквально приходится на них ездить, поскольку хорошей альтернативы нет: троллейбусы в ужасном состоянии, трамваи ходят не везде, а автобусов критически мало. В связи с этим власти решили создать новую транспортную схему, основанную на исследованиях ЮУрГУ.
В «Комсомольская правда» прошла пресс-конференция, где эксперты обсудили грядущую реформу. Ее мы подробно разбирали в нашем материале. В этот раз участники разделились на тех, кто считает новую схему отличным шагом в сторону развития, и тех, кто считает, что без маршруток Челябинск не выживет.
НУЖНА ЛИ НОВАЯ СХЕМА, ИЛИ И ТАК БЫЛО НОРМАЛЬНО?
Доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Николай Горяев, непосредственно принимавший участие в разработке схемы, убежден, что она выведет челябинский транспорт на новый уровень, повысит комфорт и доступность для горожан.
— Мы изучали опыт и других стран, и российских городов, как положительный, так и отрицательный, — рассказал Николай Горяев. — Надо повышать привлекательность общественного транспорта. Как минимум, чтобы люди, которые пользуются автомобилями по причине плохой работы общественного транспорта, вернулись на него.
Доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Николай Горяев
Фото: Валентина ВАГАНОВА
Однако генеральный директор компании «КЭМП» Яков Гуревич уверен, что отталкиваться нужно было от челябинского опыта. По его словам, во времена СССР в городе была лучшая трамвайная сеть по стране, и она приносила прибыль, а новая транспортная сеть лишь создаст новые проблемы.
— Этой сети я дал определение из трех слов: негодная, ненужная, нереализуемая, — заявил Яков Гуревич. — В конце XX века вместимость пассажиров трамвайной сети была примерно 123 тыс. человек, а сейчас планируется 82 тыс. человек, получается в полтора раза меньше — это гарантированный транспортный коллапс.
По словам Гуревича, только купить рельсы — это почти миллиард рублей, а трамваи покупать бессмысленно, пока пути не в порядке. Помимо этого, спикеру не понравился подход к разработке схемы, а именно сбор обращений горожан. К слову, ЮУрГУ в своем отчете сообщил о порядка 200 принятых обращений.
Генеральный директор компании «КЭМП» Яков Гуревич
Фото: Валентина ВАГАНОВА
— Это не значит, что мы приняли к сведению 200 разных по сути обращений, — уточнил Николай Горяев. — Из 300 обращений чуть ли не под сотню были связаны с маршрутом № 64, чтобы он ходил с улицы Молодогвардейцев. Мы упустили момент, что на окраинах создаются большие научно-образовательные центры, и из 51 микрорайона люди не могли без пересадки доехать до образовательного центра № 2. Но не ошибается тот, кто ничего не делает.
А ЧТО ДУМАЮТ МАРШРУТЧИКИ?
Сами перевозчики, которые сегодня отвечают за маршрутки на улицах Челябинска, не в восторге от новой транспортной схемы. Руководителя компании «Урал-Дом» Аллу Даутову возмутил подход к исследованию, которое провел ЮУрГУ. По ее мнению, транспорта будет попросту не хватать, и пассажирам придется толпиться на остановках.
— Хочу сказать по примеру своего маршрута № 66 («Станция Шершни — Училище» — прим. ред.), — рассказала Алла Даутова. — Была очень большая проблема, не хватало транспорта, и тогда мы поставили на маршрут порядка 30 автобусов средней вместимости. Новая маршрутная сеть подразумевает сократить маршрут до «Синегорья» и оставить 3 единицы техники. Сейчас мы выпускаем 30 машин — людям не хватает, а что будет с тремя?
Оставить три машины на маршруте решили после проведенного исследования. По словам Аллы Даутовой, летом 2020 года велся подсчет пассажиров, и она убеждена, что делалось это неправильно: всего лишь два дня, без учета пиковых утренних часов, плюс ко всему летом не учатся ни школьники, ни студенты, да еще и пандемия. Вот и получилось, что количество автобусов теперь можно сократить в три раза.
Руководитель компании «Урал-Дом» Алла Даутова
Фото: Валентина ВАГАНОВА
ПЕРЕСАДКИ — ПЛОХО ИЛИ ХОРОШО?
При новой схеме будут ликвидированы дублирующие маршруты. Иными словами, если по какому-то участку города ходит трамвай, то автобуса там не будет. Такие меры положительно отразятся на экономической стороне транспорта, но если вдруг трамвай встанет, то у пассажира не будет альтернативы, разве что ехать на такси. Плюс ко всему, некоторые маршруты укоротят, придется чаще пересаживаться, но для этого предусмотрели специальные тарифы.
— Сейчас в Челябинске десяток мест, куда без пересадки доехать нельзя, — рассказал Николай Горяев. — Пересадки подаются как минус, но это не всегда так. Можно ждать беспересадочный маршрут полчаса, а можно сесть на один автобус, через пять минут пересесть на другой и выиграть время.
Новая транспортная схема предполагает свое тарифное меню, согласно которому будут существовать пересадочные билеты. Иными словами, если сейчас вам нужно дважды пересесть на разные автобусы, вы заплатите 75 рублей, а по новой схеме будет существовать билет с фиксированной стоимостью, по которому пересаживаться будет выгодней.
— Основное мое замечание — избежать массовых пересадок, когда сто человек выходят из одного трамвая и пересаживаются в другой. Одно дело, когда приехал автобус, и оттуда люди разбежались по другим десяти маршрутам — это логично, — добавил активист движения «Гражданский патруль» Александр Агарков. — А пускать из разных поселков десять разных «ГАЗелей», которые раз в час будут ходить, — бессмысленно.
Активист движения «Гражданский патруль» Александр Агарков
Фото: Валентина ВАГАНОВА
ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ПОДОРОЖАЛИ МАРШРУТКИ?
На пресс-конференции также поднялся вопрос о нынешнем повышении стоимости проезда. Председатель Союза перевозчиков Челябинской области Александр Исаев рассказал о переговорах с мэрией и объяснил, почему сейчас билеты дорожают.
— Нас попросили разработать какие-то меры, которые повысят доход предприятий без повышения стоимости. Например, чтобы пассажир покупал пересадочный билет у предприятия и мог ездить на этих маршрутах по 25-26 рублей, а не по 28, — поделился Исаев. — Что касается трех рублей — это поднятие на 10,7% за последние три года. За это время топливо поднялось на 36%, запчасти — на 30%, ЖКХ — на 20%, поднялся и МРОТ. А как перевозчик будет индексировать зарплату сотрудникам, если мы ездим по ценам 2017 года?
Александр Исаев также добавил, что повышать стоимость хотели еще в феврале прошлого года, но началась пандемия, и нагружать людей еще и новыми ценами на проезд было «утопией».
Председатель Союза перевозчиков Челябинской области Александр Исаев
Фото: Валентина ВАГАНОВА
Несмотря на завершенное исследование, корректировка транспортной схемы продолжается, и челябинцы могут отправить свои пожелания на сайте регионального миндортранса по развитию челябинской агломерации до 23 февраля 2021 года.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.
Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77
Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм
Почта: kpchel@phkp.ru