Премия Рунета-2020
Челябинск
+7°
Boom metrics
Общество12 апреля 2022 16:45

Ошибка на 8 миллионов: две семьи в Челябинской области спустя 39 лет добились компенсации за подмену детей в роддоме

Перепутанные при рождении в Кизильском районе рассказали, как потратят компенсацию от государства
Василя (слева) и Алена узнали, что родные друг другу, лишь спустя 39 лет

Василя (слева) и Алена узнали, что родные друг другу, лишь спустя 39 лет

Фото: Дарья НЕВЗОРОВА

Эта история напоминает сюжеты Болливуда, но произошла она в Кизильском районе Челябинской области. 39 лет назад в местном роддоме перепутали двух девочек. Они росли в соседних селах: одна в башкирской семье, вторая — в русской. Терпели перетолки соседей и не догадывались, что их родители действительно им чужие. Правда вскрылась случайно, когда отец одной из них попал в больницу. Семьи потребовали от государства компенсацию за роковую ошибку, но добиться справедливости им удалось лишь со второго раза. Подробности — в материале КП-Челябинск.

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ

Валентина Баулина и Василя Баймурзина поступили в местный роддом со схватками 29 июля 1982 года. С разницей в 15 минут обе женщины родили дочек — Алену и Гульсину. Но при оформлении медсестры перепутали их данные.

Валентина (справа) растила и защищала Алену от нападок родных

Валентина (справа) растила и защищала Алену от нападок родных

Фото: Дарья НЕВЗОРОВА

— Как родила, мне ее показали, она вся красненькая была, — вспоминает Валентина Баулина. — У меня ее забрали, потом принесли. Я смотрю и думаю: «Не подменили ли?». Я уже тогда будто чувствовала. На самом деле [родная дочь] беленькая, на меня похожа.

Ее соседку по палате Василю светлые волосы у дочки не смутили.

— Я с роду не думала, что так перепутать могут с русским ребенком. Ну с казахами, может, могли бы еще, они похожи, — рассказала она журналисту КП-Челябинск. — Когда дочь постарше стала, я думала, может, и правда неродная. А муж никогда так не говорил. Я темная, а он на лицо светлый был и считал, что Гуля на него похожа. У меня у сестры старший сын темный, а вторая дочь светлая. И мы думали, что и у нас также родились.

Светлая дочка Василю не удивила. Фото: семейный архив

Светлая дочка Василю не удивила. Фото: семейный архив

А вот муж Валентины принять непохожую на него дочь не смог.

— И дрался, и выгонял нас, — говорит Валентина. — Тяжело жили. Муж вообще с ума сходил: не принимал, говорил, что я нагуляла дочь. У меня везде шрамы — так бил. Но Аленку при этом и пальцем не трогал. Мы столько пережили! На нашем месте другие, наверное, не вытерпели бы такое.

Девочку назвали Гульсиной и воспитывали в башкирских традициях. Фото: семейный архив

Девочку назвали Гульсиной и воспитывали в башкирских традициях. Фото: семейный архив

Алене (справа) с детства прививали другие традиции. Фото: семейный архив

Алене (справа) с детства прививали другие традиции. Фото: семейный архив

ВСЕМУ ВИНОЙ ИМЕНА?

Чем старше становились Алена и Гульсина, тем больше они становились непохожими на родных. Соседи перешептывались, а некоторые родственники и вовсе от них отвернулись. Обнаружить подмену помог случай.

На этом замыленном снимке Гульсина со свое старшей сестрой. Фото: семейный архив

На этом замыленном снимке Гульсина со свое старшей сестрой. Фото: семейный архив

— У меня отец лежал в больнице, и ему сказали, что в Покровке живет женщина, и вот у нее дочь похожа на него, — вспоминает Алена. — Тогда он позвонил маме, взял мою фотографию и показал тем, которые живут в Покровке. Сказали, что я похожа на них. Так все и закрутилось.

Но вторая семья была неготова признать факт подмены. Они утверждали, что Гульсина их родная дочь. Родители Алены смирились и продолжили жить, как раньше. Правда, пересуды среди родни не утихали. Постоянный стресс довел Василю до двух инфарктов.

Так Гульсина выглядит сейчас. Скриншот: ntv.ru

Так Гульсина выглядит сейчас. Скриншот: ntv.ru

Когда девочки выросли, и у них появились уже собственные семьи и дети, их мамы наконец-то решили сделать ДНК-тест. В феврале 2021 года он подтвердил, что Алену и Гульсину действительно перепутали в роддоме.

— Мы пытались найти медсестер, которые принимали роды. Но их уже никого нет — столько времени прошло, — говорит Алена. — У наших мам созвучные фамилии, возможно, это и стало роковым моментом, почему нас перепутали. Но все равно на бирках же написаны были имена.

40 МИЛЛИОНОВ ЗА СЛОМАННЫЕ ЖИЗНИ

После этого матери и их дочери обратились в суд с исками о компенсации причиненного вреда. Пережитые страдания они оценили в 40 миллионов рублей — по 10 миллионов каждой. Столько же несколькими годами ранее требовали другие перепутанные в роддоме челябинки. Тогда суд удовлетворил их иски частично. Но в случае с кизильскими роженицами все было иначе. В выплатах им отказали. Суд заключил, что законодательство СССР на момент подмены детей не предусматривало компенсацию причиненного вреда. Семьи обжаловали это решение в Челябинский областной суд.

В кизильском суде семьям отказали, и они пошли добиваться справедливости в облсуд

В кизильском суде семьям отказали, и они пошли добиваться справедливости в облсуд

Фото: Дарья НЕВЗОРОВА

— Факт подмены и причиненного вреда в суде были доказаны. И единственным поводом для отказа в удовлетворении иска стало то, что подмена состоялась в июле 1982 года, — подчеркивала во время заседания представитель пострадавших семей. — Но речь ведь идет не об одномоментном противоправном деянии, а о длящихся последствиях и пережитых нравственных и физических страданиях. Были побои, дети спали на улице, была двусторонняя пневмония у ребенка. Дочь называли особым именем, ее не признавали. Были напряженные отношения между отцами. Сложно передать все переживания истцов. Ведь очень сложно в семье поверить, что состоялась подмена детей, а не измена. И семьи продолжали переживать это до 2021 года, когда стали известны результаты ДНК-теста.

Неожиданное решение суда вызвало бурю эмоций у Алены и ее родных

Неожиданное решение суда вызвало бурю эмоций у Алены и ее родных

Фото: Дарья НЕВЗОРОВА

В апелляции семьи добились отмены решения кизильского суда. Иски женщин удовлетворили частично — государство должно будет компенсировать каждой из них по 2 миллиона рублей. Алена с мамами восприняла это решение эмоционально — после заседания они долго не могли успокоиться, обнимая друг друга сквозь слезы. Гульсина, беспокоясь за свое здоровье, на заседание не поехала.

— Мы целый год были в таком напряжении. У Гульсины тоже нервы сдают, давление скачет. Я и сама с давлением, сердце болит, на таблетках, — призналась Алена, вытирая слезы. — После ДНК-теста мне стало легче. А теперь я рада, что все это наконец закончилось. Хорошо, что суд наконец-то помог нам добиться справедливости.

На компенсацию Алена планирует поправить здоровье. Валентина решила отдать деньги старшей дочери, у которой она живет. А Василя подумывает купить квартиру.

ДВЕ МАМЫ ВМЕСТО ОДНОЙ

После ДНК-теста семьи Алены и Гульсины стали вдвое больше. Они регулярно общаются с новыми родственниками, а на праздники собираются большой компанией или ездят друг к другу в гости.

— Дочь к родной бабушке на каникулы летом ездила. У нее появилась двоюродная сестра, ей 13 лет. Они сейчас дружат, каждый день созваниваются, — делится Алена. — Сестру Гульназ я воспринимаю как родственницу, мы с ней тоже почти каждый день созваниваемся.

Облсуд встал на сторону перепутанных женщин

Облсуд встал на сторону перепутанных женщин

Фото: Дарья НЕВЗОРОВА

В суде представитель семей заявила, что дочери думают внести изменения в свидетельства о рождении. Но Алена не видит в этом смысла.

— Я же сейчас уже на другой фамилии. Зачем это надо? Думаю, что это ни к чему, — говорит она.

Теперь у Алены и Гульсины две матери. Правда, принять это спустя 39 лет оказалось не так просто. Алена в разговоре с Василей то и дело обращается к ней на вы и по привычке тепло называет мамой Валентину.

— В душе я знаю, что [Василя] — это моя родная мама. Но не могу еще это до конца принять. Я не воспитывалась ей, мы не жили рядом, — признается она.

Алена и Валентина друг для друга остаются самыми близкими людьми

Алена и Валентина друг для друга остаются самыми близкими людьми

Фото: Дарья НЕВЗОРОВА

Впрочем, о прожитых с неродными дочками годах ни Василя, ни Валентина не жалеют. Для них Гульсина и Алена — родные, даже если кровь говорит об обратном.

— Не подменили бы дочь, была бы башкирка, а сейчас русская, — смеется Василя. — А чего жалеть? Уже выросли. Все равно ведь они свои родные, я ведь все рано ее и грудью кормила, и растила. И нас они мамами называют. Дочка [родная] моя копия получилась. А Гульсина на Валентину похожа и ростом такая же.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Оказались в похожей ситуации? Расскажите нам свою историю на почту kpchel@phkp.ru.

Чтобы всегда быть с нами на связи, подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Присылайте сообщения в наших группах во ВКонтакте и Одноклассники.

Viber/WhatsApp редакции: +7-904-934-65-77.

А еще у нас есть канал на Яндекс.Дзен.