Мастерицы уверены, в керамике ограничений нет.
Фото: Дарья МАРКОВА
Кружки для душнил, тарелки с глазами и миски на ножках. В Челябинске учитель английского, управленец и тату-мастер превращают куски глины и глазурь в необычную посуду и декор. Одна из мастеров Виктория Кузьмина рассказала о современной керамике, поиске хобби, своей уютной студии и плясках с бубном во имя высохшей кружки.
«ГЛИНА ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ЧТО УГОДНО: КРУЖКУ, ГРИБОЧЕК ИЛИ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ»
Вика встречает нас у двери студии с коробками в руках. Позже она достанет из них кружки на ножках, подставки под горячее, тарелочки в виде яичниц, елочные игрушки и много разных значков и подвесочек. Керамикой девушка занимается уже четыре года. Решила лепить из глины из-за проблем с концентрацией, признается мастер. В вышивании или вязании работа однотипная, да и напрягаются только руки, а хотелось, чтобы и голова.
– Керамика – это занятие, где ты делаешь много разных вещей. Создаем эскиз, но это не всегда нужно. Работаем с глиной: мы покупаем готовую, а можно делать самому – это еще плюс пункт к разнообразию. Сразу сесть и лепить из глины не выйдет, потому что ее нужно довести до нужной консистенции. Для гончарного круга она должна быть чуть более влажная, а если раскатывать пласт, чуть менее влажная. Дальше процесс изготовления изделия. Следующий этап – пока оно сохнет, тут тоже нужно плясать с бубном, чтобы все высохло как надо, без трещин. Дальше идет этап обжига – первый утильный – после него теоретически можно использовать это изделие, но там все еще есть поры, в которые будут забиваться еда, вода, всякие субстанции. И это не рекомендуется для взаимодействия с пищей. Но если это декоративное изделие, то все ок. После идет глазуровка, там тоже много аспектов, разной техники нанесения. Второй обжиг глазурный. Еще можно делать дополнительные обжиги для золота, например. Это не однообразное занятие, всегда можно сменить деятельность, находясь прямо в мастерской. Устала делать кружки на круге, пошла что-то заглазуровала, потому что стопроцентно в мастерской что-то лежит недоделанное. Этих дел всегда много, поэтому вот такое хобби, – улыбается Виктория Кузьмина.
К развитию увлечения девушка подошла серьезно. Отправилась на занятие в Центр народного творчества Челябинска. Вика пришла, слепила какую-то штуку, покрыла ее глазурью и… бросила. Особого впечатления керамика тогда не произвела. Но девушка решила дать ей второй шанс и стала ходить туда же на занятия к Анне Третьяковой.
– Сейчас Аня в Москве, учится и работает, известная в наших керамических кругах личность. Она многим привила любовь к глине, потому что не было с ее стороны никакого гейткипинга, когда мастера такие: «ууу, блин, создавать себе самому конкуренцию? Ну уж нет, спасибо, никого не будем учить». Она давала знания. И, несмотря на то, что мастерская находится при центре народного творчества, не обязательно делать что-то с народными мотивами, – уточняет Виктория.
– Да, мы лет десять назад на занятиях лепили только свистульки.
– В том то все и дело, ты думаешь, что керамика – это свистульки и горшки эти дурацкие. А суть то в том, что глина – такой материал, что позволяет тебе сделать что угодно. Можно кружку с ножками, можно кружку-пенечек, можно грибочек, можно различные половые органы. Ограничений нет, они только в голове у народных мастеров, которые «крынка, кружка, все молодцы». В этом плане как раз в мастерской при центре народного творчества при Ане Третьяковой нам было позволено делать, что мы хотим и это очень стимулировало наше желание заниматься керамикой.
Виктория и сама пользуется своей посудой.
Фото: Дарья МАРКОВА
«ЛЮДИ НЕ ГОТОВЫ К ТАКОМУ ЦЕННИКУ»
Год назад девушка объединилась с двумя коллегами и открыла небольшую студию. Валентина Пятковская – управленец в сфере общественного питания, а сегодня раскатывает на гончарном круге кружки и штампами пишет на них забавные надписи. Тату-мастера Ирину Калинину мы в студии не застали, но сколько на ее полке удивительных вещиц! Сама Виктория работает на фрилансе – преподавателем английского в онлайн-школе.
– Это хобби, тем не менее, у нас мастерская. Нужно вкладываться эмоционально и деньгами, быть готовыми к рекламе, чтобы сделать это своим основным делом. В регионе, мне кажется, это сложно делать. В Москве и Питере как будто проще с раскруткой, люди готовы на что-то такое тратить деньги. Недавно съездили на Бажовский фестиваль, Ира ни одной крупной работы не продала. И у меня даже ни одна кружка не продалась. Потому что люди не готовы к такому ценнику. А в него закладывается работа, материалы, логистика, куча всего. И это не может стоить дешево, к сожалению. То есть у тех, кто продает керамику молоченную, из красной глины, все попроще – отсутствует этап повторного обжига, нет глазури – это значительно снижает стоимость вещей, которые они производят. На их фоне нам достаточно сложно доказывать людям, что это более трудо- и материалозатратно.
– Сколько времени уходит на одно изделие?
– В лучшем случае две-три недели, – отвечает Валентина, раскатывая на круге новую кружку.
Некоторые изделия делают на гончарном круге.
Фото: Дарья МАРКОВА
– А если по этапам?
– Допустим, слепить небольшую партию значков – это условно час. Сохнут сутки. Ставим в печку на 8–10 часов. Дальше идет глазуровка – на какой-то значок могу потратить пять минут всего. Дальше идет глазурный обжиг – еще 10 часов. Там идет долгий нагрев и остывание тоже довольно-таки долгое. Все, значок готов. Но мне может не понравиться цвет, оттенок, это еще на раз нужно обжечь. Если изделие побольше, например, кружка, оно сохнет неделю, может чуть поменьше. А что-то потолще может и две недели сохнуть. Если это плоская тарелка, то ее нужно сверху придавить грузом. Потому что у глины есть память, она возвращается в то состояние, из которого ты ее отмял, – более подробно рассказывает Виктория.
В керамике много тонкостей и условий, при которых что-то может пойти не так. Поэтому срочные заказы девушки не берут.
– Если пишут: «мне нужна кружка на следующей неделе», говорю: «в следующем году увидимся». Керамика торопливости не любит, все нужно делать размеренно. Так как у нас это в качестве хобби, мы копим изделия, чтобы это обжечь. Нельзя сделать 10 значков и поставить их в печку. У нее тоже есть свой срок службы. Нельзя просто так гонять ее полупустую. Нам нужно какое-то количество изделий накопить, а это тоже неопределенное количество времени, – отмечает Вика.
Ради печи в основном и нужна студия. Их нужно ставить в нежилых помещениях, а в идеале еще и с глазурью работать в респираторах. При обжиге выделяются химикаты, которые плохо влияют на легкие.
Посуда бывает очень интересной формы.
Фото: Дарья МАРКОВА
«ЗАКАЗЫВАЕМ СРАЗУ ПАРУ ТОНН [ГЛИНЫ]»
Но и атмосферой мастерская выделяется. Много цветов, мешки с глиной, кисточки, штампы, готовые кружки, тарелочки, огромная глиняная рыба, а в углу притаился гончарный круг.
– Так как у нас тут мастерская для самих себя, тут не то, чтобы всегда порядок. Все просто так, как есть. Если это коммерческое предприятие, там все супер фотогенично, все такое. У нас здесь порядки такие: если тебе и никому больше это не мешает, можно и не убирать, – смеется Виктория.
Полочки заставлены разноцветными баночками с глазурью. По ним цвет готового изделия не отгадаешь. Серая субстанция может оказаться после обжига зеленой, а розовая – синей. Еще и глина, с которой сочетают, играет большую роль. А глина отдельная боль для мастеров из Челябинска.
– Допустим, можно накопать глины у себя во дворе. Но будет ли она таких характеристик, которые подходят для посуды? Скорее всего, нет, ее нужно обрабатывать. Есть другой вариант – покупать глину. Но приобрести ее до последнего года в Челябинске было нельзя. Это одно из тех хобби, когда ты не можешь в свободном доступе получить материалы. Это всегда заказывается через интернет, расходы на доставку опять же. Глазурь можно делать самому, а купить только в интернете. С материалами все непросто, поэтому когда кто-то хочет что-то заказать, пишет в чатик: «ребята, будем заказывать глину. Кто присоединится?» И мы заказываем сразу пару тонн.
– Так много мастеров в Челябинске?
– Да, мастеров много. У нас есть чатик, в нем 53 человека из Челябинска и области. Каждый из них занимается керамикой. Но есть и те, кто не состоит в чате, мы с ними пересеклись на Бажовке, например. Есть люди, которые не хотят быть в комьюнити. Вот есть дама со своей студией керамики, она не хочет идти на контакт.
Для создания некоторых вещиц используют штампы.
Фото: Дарья МАРКОВА
«ЭТО КАК РАБОТА. А Я ЗДЕСЬ НЕ ДЛЯ ЭТОГО»
– Мне бы хотелось, чтобы керамика была более популярна, но при этом делать что-то самой для этого мне бы тоже не хотелось. Я не люблю мастер-классы проводить. Одно дело, что ты сидишь творишь, что-то делаешь, а другое – когда к тебе кто-то пришел, нужно все рассказать с нуля, учесть все аспекты. Это как работа. А я здесь не для этого. Работать предоставлю тем, кому это нравится, – улыбается Вика.
Из-за того, что керамика для Виктории не работа, а хобби, за прибылью девушка не гонится. Продают больше для того, чтобы все это куда-то деть, а не заработать денег.
– Если месяц прошел не в минус, это классно. Потому что я в основном вкладываю деньги сюда, а не что-то получаю. Сбывать это нужно уметь, продавать, искать эту аудиторию. На маркете в Питере, который посвящен керамике, люди уже готовы покупать керамику. Они понимают, что стоимость может быть от 200 рублей до десятков тысяч, потому что на некоторые арт-объекты затрачены огромные усилия.
На создание одной кружки может уйти до трех недель.
Фото: Дарья МАРКОВА
– Как вы продаете?
– Никак, – смеется Вика. – На самом деле я очень активно продаю через социальные сети. Еще сарафанное радио, иногда маркеты. Летом несколько маркетов, предновогодний.
– Что чаще покупают?
– На маркетах какие-то небольшие штуки. Сейчас ложки в виде щупалец осьминога идут хорошо. А так подвески, значки, в том году делала елочные игрушки грибы. На кружки вообще там спроса нет, но их чаще покупают через соцсети. Если это активно продвигать, будет некоторый спрос. Если сидеть на попе ровно, то нет. Прошлым летом я постила чаще, кружечки и мисочки разбирали нормально, – признается Вика. – Делаю вещи на заказ, если это подходит под мою тематику и могу это сделать. Если закажут вазу 60 сантиметров, я ее делать не буду, потому что делаю мелкие штуки, которые у меня в руках помещаются.
– А идеи откуда берете? Из головы или в большей степени насмотренность?
– И то, и другое. Смотрю на штуки в интернете, но это все равно проходит через призму восприятия и не может быть точно таким же. Например, увидела в интернете кружку с крышкой, и все это выглядело как грибочек – коричневая крышка и белая кружка. Обычный массмаркет. А я люблю мухоморы, могу сделать тоже крышку для кружки, но она будет как мухомор. И это будет уже круто! – отвечает Вика.
– Знакомые иногда тоже пишут идеи, их вместе штурмуем и сразу записываем, – добавляет Валентина.
Девушки не хотят превращать хобби в работу.
Фото: Дарья МАРКОВА
Пока мы разговаривали, Виктория слепила небольшую кружку на ножках. Но, признается, ее сушить не будет, хочет чуть-чуть доработать. Главный девиз девушки: делать то, что нравится, а если не нравится, всегда можно переделать.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.
Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77
Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм
Почта: kpchel@phkp.ru