Премия Рунета-2020
Челябинск
+11°
Boom metrics
Звезды16 октября 2023 6:25

«Смешарики» по Станиславскому: режиссер раскрыл секрет, как российский мультсериал завоевал сердца детей и даже спасает взрослых

Поговорили с Джангиром Сулеймановым на радио «Комсомольская правда-Челябинск» (95,3 FM)
Джангир Сулейманов — режиссер «Смешариков», «Фиксиков», «Пиратской школы», «Приключений Пети и Волка»

Джангир Сулейманов — режиссер «Смешариков», «Фиксиков», «Пиратской школы», «Приключений Пети и Волка»

Фото: Егор ИВЛЕВ

В 2023 году «Смешарикам» исполнилось 20 лет! «А нам тогда сколько?» — спросите вы. Да-да, на этом мультсериале растет уже второе поколение. Но сам мультфильм с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Последние даже отмечают терапевтический эффект.

Как законы великого театрального педагога работают в анимации? Что видит режиссер, когда читает текст сценариста? Об этом говорили на радио «Комсомольская правда- Челябинск» (95,3 FM) с режиссером «Смешариков», «Фиксиков», «Пиратской школы», «Приключений Пети и Волка» и других работ, сценаристом и художником Джангиром Сулеймановым во время его визита на #РыжийФест.

В чем секрет успешного мультфильма или мультсериала? Только ли в тексте, который напишут сценаристы?

— Фундамент любого фильма — это история, потому что с нее все и начинается, во всяком случае для меня. У кого-то это начинается с образов: он увидел какой-то образ, и на это наложилась история. Но моя «печка», от которой я начинаю плясать, — это текст. Тем более я работаю над сериальной анимацией, а для сериала очень важна идея, текст.

Если история неинтересная, в принципе, хороший режиссер может немного ее, как у нас говорят, вытащить. Но все равно это будет не то. Это будет хорошее, среднее такое кино. А если совпадают все составляющие, если прекрасный сценарий, хороший режиссер и хорошая команда, хороший композитор и так далее — получается… Получаются «Смешарики», например. Потому что над этим проектом работают очень талантливые люди.

Фото: Егор ИВЛЕВ

Это, вообще, большая редкость, на самом деле, что вдруг в какой-то момент в какой-то точке пространства встретились очень талантливые люди: режиссер (кстати, в «Смешариках» я режиссер, художник — в других проектах), сценарист (очень талантливый Алексей Лебедев, который также создал сценарии «Пети и Волка» и «Пиратской школы», это мой близкий друг), композиторы.

Песни из «Смешариков» знают все! Когда я встречаюсь с какой-нибудь детской аудиторией, дети просто хором поют эти песни. Я всегда это обязательно передаю нашим композиторам.

Это действительно стало частью нашей культуры, я считаю. Это феноменальное восприятие людьми этого проекта. Столько дискуссий, столько любви и даже сколько хейта было со «Смешариками» — мне кажется, ни у одного проекта не было такого.

Как возникла идея «Смешариков»?

— Ко мне приехал мой друг и говорит: «Есть такой проект, сейчас мы начинаем его делать, и нам нужны режиссеры. Не хочешь попробовать?» Я говорю: «А что за проект?». Он ответил, что это «Смешарики». А я тогда не знал, что это такое, и первая мысль у меня возникла про воздушные шарики. И я говорю: «Так это в воздухе, что ли, происходит? Шарики летают?» А он: «Да нет, это такие персонажи…» Он принес мне персонажей, я взял в работу первую серию…

Первая серия у меня была «Ля», я до сих пор помню это. Вот я беру эти тексты — и сразу передо мной стоят картинки, я понимаю, что надо делать, начинаю их разбивать на голоса, озвучивать: это будет так, это — так… Все сразу начинает оживать.

Фото: Егор ИВЛЕВ

Почему еще «Смешарики» удались тогда? Мне кажется, сработало несколько факторов. Во-первых, у тех, кто их делал, очень хорошее образование театрально-режиссерское. То, что писал Станиславский, работает и в театре, и в кино, и в мультипликации. А сейчас люди, которые занимаются мультипликацией, почему-то делают упор на художественную часть. Они больше приходят из живописи и так далее. А здесь [в «Смешариках»] — действительно люди, знакомые с принципами драматургии. И по ним сделан сериал.

Есть такой хороший термин «двойное кодирование»: то есть продукт одновременно для взрослой и для детской аудитории. Здесь, наверное, в этом тоже успех заключался?

— Да, как говорит моя жена, «Смешарики» — это для тех, кому за 100. Дело в том, что мы не разговаривали с детьми каким-то менторским тоном, не говорили, как им жить. Часто в мультфильмах это встречается, нравоучения. А у нас этого не было. Вот как пьесы Чехова: иногда ты даже не понимаешь, почему читаешь это и смотришь, такое в них очарование этой интонации чеховской.

И еще со «Смешариками» мы попали в такое время, во всяком случае, в России, когда у нас не было таких понятий, как формат. То есть не было формализованного подхода к сериалам. Сейчас есть требования, например возрастные.

Общий уровень мультипликации — он улучшается, ухудшается, стагнирует?

— Мультипликации становится больше. На порядок. Если мы возьмем советский период анимации, я помню свое детство, мы включали телевизор два раза в день, 20 минут в программе были мультфильмы. Технология производства мультфильмов была другой. Это была ручная технология, все рисовалось на бумаге и переносилось на целлулоид, закрашивалось… Срок изготовления мультфильмов у нас был то ли шесть, то ли девять месяцев. Это классический срок для одного мультфильма. А сейчас за шесть месяцев делается 18 мультфильмов. Технология поменялась.

Фото: Егор ИВЛЕВ

«Смешарики» — глубокое произведение. Однажды моему другу, актеру, позвонила знакомая, которая живет в другой стране, и у нее была депрессия, связанная с какими-то личными переживаниями, на грани, можно сказать. И вдруг она включила «Смешариков», всю ночь их смотрела, потом позвонила ему и сказала: «"Смешарики" меня спасли». Я тогда сказал: «Может, мы вообще ради этого все и делаем». И это не один человек такое говорит, потому что «Смешарики», может быть, действительно примиряют тебя с какими-то неполадками в твоей действительности.

Даже если они оказывают хотя бы терапевтическое, успокоительное воздействие, это уже хорошо. Но мне кажется, что они, в том числе, пробуждают какие-то смыслы, открывают человеку в нем самом что-то новое.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«У вас супер интересная история»: действие новой книги писателя Алексея Иванова развернется в Челябинской области

Писатель Иванов поместит действие одной из книг в Магнитогорск (подробнее)