Премия Рунета-2020
Челябинск
+24°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
19 октября 2023 2:00

В небе и на земле: директор аэропорта — о телетрапах, всепогодной полосе и работе с Turkish Airlines

В аэропорту Челябинска построят новый международный терминал
В 2019 году построили терминал внутренних авиалиний — это часть большого проекта

В 2019 году построили терминал внутренних авиалиний — это часть большого проекта

Фото: Егор ИВЛЕВ

Авиаотрасль переживает непростые времена, тем не менее челябинскому аэропорту удалось нарастить пассажиропоток и даже привлечь пассажиров из соседнего региона. В планах — продолжение реконструкции здания международного терминала. Почему после обновления взлетно-посадочной полосы самолеты все-таки уходят на запасные аэродромы, что нужно для открытия новых направлений и какие новые технологии появятся в аэропорту? Поговорили с генеральным директором АО «Челябинское авиапредприятие» Виталием Кашиным.

— Несколько лет назад началась масштабная реконструкция аэропорта, но в то же время вся страна столкнулась с большими испытаниями: сначала ковид, потом санкции. Как пережили трудности?

— Да, наша терминальная инфраструктура за последние годы существенно изменилась в лучшую сторону, в 2019 году был введен новый терминал внутренних воздушных линий, в 2020 году выполнена реконструкция международного терминала. В результате пропускная способность увеличилась с 300 до 900 пассажиров в час на внутренних линиях и с 150 до 400 пассажиров в час на международных линиях, а это в свою очередь позволило нам комфортно обслуживать пассажиров. Появился большой запас по пропускной способности, то есть на нашей инфраструктуре мы комфортно можем обслуживать более 3 млн пассажиров в год.

Если говорить про вызовы, с которыми столкнулось наше государство (а это и пандемия в 2020 году, и введенные санкции), то, действительно, на авиационной отрасли это отразилось значительным падением объемов перевозок, не исключение и наш Челябинский аэропорт. За пандемийный год мы потеряли 560 тыс. пассажиров, или 32,5% своих объемов. Общий пассажиропоток составил 1165 тыс. пассажиров, такой показатель у нас был в 2013 году. Однако уже в 2021 году мы восстановили пассажиропоток и даже увеличили его до 1828 тыс. пассажиров. В прошлом году мы обслужили 1922 тыс. пассажиров, по итогам 2023 года ожидаем 2115 тыс. пассажиров. В первых числах декабря ожидаем преодоление планки в 2 млн пассажиров, это рекорд и важный для нас рубеж!

Терминал внутренних авиалиний наполнен тематикой физики и атома, а также историей Курчатова

Терминал внутренних авиалиний наполнен тематикой физики и атома, а также историей Курчатова

Фото: Андрей АБРАМОВ

— Новый терминал оформлен в стилистике Курчатова. Планируется ли такой же креативный дизайн в международном секторе?

— То, что наш аэропорт носит имя великого ученого, физика, родоначальника ядерного щита нашего государства Игоря Васильевича Курчатова, это, безусловно, гордость, причем не только для нашего аэропорта и Челябинской области, но и в целом для отечества. Конечно же, это и ответственность для нас, созидательный труд и работа на результат для наших пассажиров, партнеров и гостей региона — без преувеличения главная наша цель.

В 2020 году «Росатом» выполнил ребрендинг нового терминала внутренних воздушных линий: все пространство наполнено тематикой физики, атома, жизненного пути великого ученого, очень много познавательного материала по истории создания ядерной бомбы. В терминале по QR-коду можно скачать приложение, которое раскрывает много полезной информации и даже помогает пассажиру в части навигации движения и прохождении обязательных процедур — от входа в терминал до посадки в самолет.

В международном терминале планируется ребрендинг — как в российском

В международном терминале планируется ребрендинг — как в российском

Фото: Егор ИВЛЕВ

Мы ожидаем, что в 2024 году «Росатом» проведет ребрендинг международного терминала, что, безусловно, порадует гостей и пассажиров, вылетающих и прилетающих международными рейсами.

— Планируется ли установка телетрапов в международном терминале?

— В существующем международном терминале не предусмотрены телетрапы, это связано с конструктивом здания. Но у нас есть вторая и третья очереди реконструкции терминала, которая предусматривает установку двух телетрапов. В 2024–2025 годах планируется начать проектирование, которое предполагает поэтапный снос старого здания.

— Историческое здание аэропорта с колоннами, за которое так переживают челябинцы, сохранится?

— Да.

Историческое здание аэропорта сохранят

Историческое здание аэропорта сохранят

Фото: Егор ИВЛЕВ

— Какие направления сейчас востребованы у пассажиров?

— В географии полетов аэропорта Челябинск в 2023 году есть 32 направления, в том числе на внутренних воздушных линиях 21 направление и 11 на международных. Полеты выполняют 18 авиакомпаний.

В общей структуре пассажиропотока Москва у нас занимает 45%, Санкт-Петербург — 18%, Сочи — 14%, Анталья — 5%, Новосибирск — 4%, Минводы — 2%. Стали более популярны Стамбул и Ереван за счет транзитных пассажиров, которые летят в другие страны.

— Сложно ли было привлечь TurkishAirlines, которая летает в Анталью каждый день?

—Авиакомпания зашла сразу в несколько аэропортов, входящих в холдинг «Новапорт». В текущем году авиакомпания выполняет рейсы из Челябинска, Тюмени, Перми. В летнем сезоне чартерные рейсы в Анталью отправлялись из Челябинска ежедневно до трех рейсов. Из Кольцово TurkishAirlines не летают, и жители Екатеринбурга приезжают в Челябинск для вылета в Турцию данной авиакомпанией.

Сейчас у российского терминала четыре телетрапа. До реконструкции их не было вообще

Сейчас у российского терминала четыре телетрапа. До реконструкции их не было вообще

Фото: Егор ИВЛЕВ

— Конкурируем с Кольцово?

— Считаем сравнение аэропорта Челябинска с аэропортом Екатеринбурга (Кольцово) не совсем корректным. Екатеринбург в силу объективных и исторических причин находится в других условиях и в части внутренних воздушных линий, и в части международных воздушных линий. Однако за последние годы отток челябинских пассажиров становится все меньше за счет расширения маршрутной сети аэропорта Челябинск.

Аэропорт готовится преодолеть рубеж в 2 млн пассажиров с начала года

Аэропорт готовится преодолеть рубеж в 2 млн пассажиров с начала года

Фото: Егор ИВЛЕВ

— Планируются ли переговоры с Turkish Airlines о полетах в Стамбул?

— Острой необходимости запуска дополнительного рейса в Стамбул сейчас нет, спрос полностью удовлетворяется перевозчиком Red Wings. Сейчас выполняются два регулярных рейса в неделю на Sukhoi Superjet 100 с компоновкой 100 кресел. С начала года перевезено порядка 10 тыс. пассажиров, в среднем на рейсе 70 человек. В осенне-зимнем расписании полеты заявлены с частотой один рейс в неделю.

Стамбул сейчас — больше транзитный аэропорт, соединяющий Восток и Запад. Анталья по-прежнему туристическое направление.

— В Челябинске сделали всепогодную полосу. Почему самолеты все равно уходят на запасные аэродромы?

— В рамках полномасштабной реконструкции аэродромной инфраструктуры на нашем аэродроме установлена современная система светосигнального оборудования, соответствующая IIIA категории ИКАО. Данная категория позволяет выполнить точный заход на посадку с 0 вертикальной видимостью по высоте и горизонтальной видимостью на ВПП не менее 200 м. На авиационном сленге мы просто называем это «минимум аэродрома».

Но существует три основных условия для выполнения безопасной посадки на любом аэродроме в сложных метеоусловиях, причем все они должны выполняться одновременно, в противном случае самолет уходит на запасной аэродром.

Этот проект знаком многим челябинцам. А аэропорту намерены реализовать его до конца

Этот проект знаком многим челябинцам. А аэропорту намерены реализовать его до конца

Фото: Егор ИВЛЕВ

Первое — это минимум аэродрома, который у нас составляет 200 м. Второе — это минимум командира воздушного судна (КВС), который определяется уровнем профессиональной подготовки командира воздушного судна и указывается в летном свидетельстве пилота и задании на полет. Третье — это коэффициент сцепления на аэродроме, значение которого у нас определено в руководстве по аэродрому не менее 0,32.

Так вот, оборудование, установленное на аэродроме, позволяет принимать самолеты с минимумами по высоте 0 м, по полосе — 200 м, но при этом и у командира воздушного судна должны быть соответствующие минимумы для захода на посадку, а также сцепление на аэродроме не ниже 0,32.

В конце августа у нас было два случая ухода самолета на Уфу, причиной стало несоответствие минимума КВС. Аэродром был годен и открыт, видимость по полосе была 200 м, сцепление — 0,45, однако минимум КВС был выше значения 200 м. Данный вопрос мы отработали с авиакомпанией, получили ответ, что на Челябинск будут летать командиры, имеющие соответствующий минимум для захода на посадку в сложных метеоусловиях.

Проект реконструкции аэропорта выбрали на конкурсе «Archchel-2020»

Проект реконструкции аэропорта выбрали на конкурсе «Archchel-2020»

Фото: Егор ИВЛЕВ

В зимнее время мы чаще закрываемся по причине отсутствия нормативного сцепления на аэродроме, это связано с очисткой полосы от снежных осадков и интенсивности прохождения фронта. Наиболее сложная ситуация возникает при выпадении переохлажденных осадков, которые еще называют ледяным дождем, в результате чего происходит обледенение полосы, и здесь уже нами выполняется целый комплекс мероприятий по очистке от наледи: это и внесение жидкого и гранулированного реагента спецмашинами, и замеры коэффициента сцепления.

Также нам задают вопрос, почему Кольцово принимает самолеты, а Челябинск закрывается. Ответ прост: у нас разные аэродромы, объемы работ, производственные мощности по очистке аэродрома. В Кольцово две полосы: одна — асфальт, другая — бетон, обе шириной 45 м, а у нас цементобетон шириной 60 м. Свойства материалов в условиях обледенения дают о себе знать: действие жидкого реагента на асфальте более эффективно, нежели на бетоне. Также разная площадь очистки взлетно-посадочной полосы: в Кольцово единовременно нужно очистить 135 тыс. кв. м, а в Челябинске — 195 тыс. кв. м. Естественно, при равных метеоусловиях у нас времени на очистку ВПП от осадков уходит больше.

— Какие перспективы развития маршрутной сети в целом? В Грузию полетим?

— Аэропорт проводит работу с перевозчиками по возобновлению рейсов в Калининград, по сохранению в осенне-зимнем расписании вечерних рейсов в Санкт-Петербург, по увеличению частотности перевозок в Новосибирск, по расширению маршрутной сети в СНГ — Узбекистан, Азербайджан, Беларусь.

Старт полетов в Грузию возможен. Авиакомпания RedWings получила допуск на выполнение рейсов в Тбилиси, Кутаиси, Батуми. Ждет разрешения от грузинской стороны. Мы надеемся на начало полетов в Тбилиси.

— Часто мы слышим, что Росавиация дает допуск на перелеты по тем или иным направлениям. Но ведь помимо этого нужен еще ряд согласований?

— Аэропорт проводит работу с авиаперевозчиками по открытию новых направлений полетов. К сожалению, получение авиакомпанией допуска от Росавиации не всегда означает начало выполнения полетов из аэропорта. Если говорить о зарубежных рейсах, нужно разрешение второй страны. Так перевозчик получает юридическое право выполнять полеты. Но пустые самолеты никто отправлять не будет, поэтому изучается спрос, есть ли подобные направления в соседних аэропортах.

— Помогает ли субсидирование рейсов в регионы России?

— Субсидирование отдельных и сложных для выполнения на коммерческой основе направлений позволяет сохранить маршрутную сеть, нарастить объемы перевозок, увеличить загрузку рейсов с последующим переводом на коммерческую основу. Т.е. задача субсидий заключается в стимулировании спроса на перевозки по более низким тарифам.

В числе субсидируемых находятся 13 направлений, представленных в текущем году: Казань, Волгоград, Нижний Новгород, Махачкала, Красноярск, Сургут, Ханты-Мансийск, Самара, Уфа, Тюмень, Новосибирск, Нижневартовск, Минеральные Воды.

— Недавно отремонтировали гостиницу «Аэропорт». Как еще улучшился сервис для пассажиров?

— Гостиница у нас также была приведена в порядок, отремонтировали 4 этажа с общим номерным фондом 52 номера. Она соответствует 3 звездам по уровню комфортности и на самом деле очень востребована. Основные наши клиенты — это экипажи авиакомпаний, пассажиры и гости региона.

В гостинице есть хороший ресторан с отличной кухней, в холле установили информационное табло по прилетам и отправлениям рейсов, ввели для клиентов гостиницы услугу «Фаст Трек», которая позволяет быстро пройти все обязательные процедуры оформления на рейс в сопровождении агента аэропорта. Также выполнили работы по благоустройству и озеленению прилегающих к гостинице территорий.

— Какие инновации планируется использовать в работе аэропорта? Расскажите о новой умной системе.

—Сейчас мы работаем над важным проектом по созданию автоматизированной системы диспетчеризации инженерных систем, технологического оборудования и управления эксплуатацией объектов аэропорта. Если кратко, то суть и сама необходимость создания такой системы продиктована временем и заключается в объединении управления и контроля работы как разрозненных, так и самостоятельных систем аэропорта в единую систему управления с диспетчеризацией процессов. Это приточно-вытяжная система вентиляции и кондиционирования, отопление, электроосвещение, система пожарной сигнализации, видеонаблюдения, система контроля доступа, технические средства охраны и др. Также автоматизированная система предполагает диспетчеризацию процессов, работу по энергоэффективным протоколам, отклонениям в работе, упреждение возникновения аварийных ситуаций. Безусловно, в процессе работы над данным проектом мы очень внимательно изучили опыт ведущих аэропортов России, привлекли к аудиту крупные компании, имеющие большой опыт по данным компетенциям. Надеемся, что в ближайшее время приступим уже к практической части реализации проекта.

Виталий Кашин работал в аэропортах Якутска, Ярославля, Читы и Кемерово

Виталий Кашин работал в аэропортах Якутска, Ярославля, Читы и Кемерово

Фото: Егор ИВЛЕВ

— Вы уже два года работаете на посту гендиректора Челябинского авиапредприятия. Ранее занимали руководящие должности в аэропортах Якутска, Ярославля, Читы, Кемерово. Отличается ли работа в Челябинске?

— Каждый аэропорт, где мне довелось поработать, по-своему уникален. В Якутске морозы ниже 50 градусов, поэтому там своя специфика: техника эксплуатируется в экстремальных условиях, персонал должен работать слаженно и профессионально. Самое главное, конечно, в работе, независимо от того, какой это аэропорт, — это люди, их ответственность, профессионализм и любовь к профессии, ведь в авиации приживаются только сильные духом и искренне любящие свое дело. Немаловажным для нашей аэропортовой деятельности является взаимодействие служб и подразделений, слаженная работа при возникновении нештатных ситуаций, именно от этого в большей степени зависят регулярность и безопасность полетов.

Челябинский аэропорт имеет очень хорошую материальную базу, реконструированы аэродром, рулежные дорожки, места стоянок, перрон, построена современная терминальная инфраструктура, сформирована команда единомышленников для решения поставленных задач. Аэропорт динамично развивается, расширяется география полетов, улучшается качество обслуживания авиакомпаний и пассажиров. Искренние слова благодарности нашим партнерам, авиакомпаниям, коллективу Челябинского авипредприятия.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru