Премия Рунета-2020
Челябинск
+3°
Boom metrics
Общество20 марта 2024 8:50

С именем звезды на борту: как прошел показ нового трамвая УКВЗ в Челябинске

Новый трамвай УКВЗ вызвал в Челябинске интерес у российских транспортников
Трехсекционный трамвай «Кастор» до конца марта будет проходить обкатку на улицах Челябинска. Фото: УКВЗ

Трехсекционный трамвай «Кастор» до конца марта будет проходить обкатку на улицах Челябинска. Фото: УКВЗ

Кастор — одна из двух самых ярких и заметных звезд в созвездии Близнецов, которую можно увидеть на небосклоне в Северном полушарии. Это «космическое» имя получил новый трехсекционный трамвай производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Его официальный индекс — 71-639. Обкатка нового вагона проходит в Челябинске, там же состоялась и его презентация, на которую пригласили руководителей предприятий городского электротранспорта со всей России. Транспортники из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новокузнецка и Красноярска собрались в Челябинске не только воочию увидеть усть-катавскую новинку и проехаться на ней по улицам города, но и обсудить развитие и тренды трамвайного рынка в России, вопросы эксплуатации и сервиса трамвайных вагонов других моделей.

Фото: УКВЗ

Фото: УКВЗ

УКВЗ вернулся к производству трехсекционных вагонов после трехлетнего перерыва. За это время было проведено импортозамещение: в новой модели все основные компоненты — российского производства. Более того, 70% комплектующих «Кастора» производятся на предприятиях Челябинской области.

Гендиректор УКВЗ Роман Новиков. Фото: УКВЗ

Гендиректор УКВЗ Роман Новиков. Фото: УКВЗ

— Мы подумали, что цифровые обозначения всем уже приелись. А поскольку мы — предприятие «Роскосмоса», и тоже хотим как-то популяризировать космическую тему, то решили дать трамваю имя звезды, — объяснил необычное название модели гендиректор УКВЗ Роман Новиков. — В дальнейшем мы планируем проводить конкурс, чтобы имя для нового трамвая выбирали сами жители городов, где они будут ездить.

Вагон 71-639 «Кастор» — самый компактный трехсекционный трамвай среди отечественных моделей: длина в 25 метров и радиус разворота в 14 метров обеспечивают ему удобство в маневрировании и эксплуатации — ради нового трамвая не нужно перестраивать остановочные платформы.

В салоне трамвая 64 посадочных места. Фото: УКВЗ

В салоне трамвая 64 посадочных места. Фото: УКВЗ

Максимально трамвай вмещает 260 пассажиров, из которых 64 могут ехать сидя, еще одно место предусмотрено под инвалидную или детскую коляску. 40-тонный вагон способен развить максимальную скорость до 90 км/ч (хотя, по спецификации, рекомендуемая скорость с максимальной загрузкой — не выше 62 км/ч).

По словам гендиректора УКВЗ, «Кастор» — это, по сути, все тот же вагон модели 71-628, который уже хорошо знаком челябинцам: имеет полную совместимость по запчастям с односекционным «собратом». Но сделан он с учетом последних требований отечественного рынка пассажирских перевозок — в частности, увеличения пассажировместимости. Немаловажный фактор — финансовая доступность для потенциальных заказчиков. Стоимость трехсекционного трамвая УКВЗ составит порядка 155 млн рублей.

Кабина трамвая со «звездным» именем выглядит вполне «космической». Фото: УКВЗ

Кабина трамвая со «звездным» именем выглядит вполне «космической». Фото: УКВЗ

Пока в Челябинске продолжается обкатка нового трамвая, она продлится еще две недели. Появятся ли такие образцы в городе массово — пока вопрос открытый. Но, как отметил Роман Новиков, трехсекционные вагоны потребуются для интегрированной системы трамвая и метрополитена, строительство которой сегодня идет в столице Южного Урала.

— Мы сейчас активно прорабатываем с руководством Челябинской области техническое задание на вагон для метротрамвая. И мы думаем, что представленный вагон послужит базой для новой модели, чтобы повысить удобство в обслуживании и ремонте. Через месяц мы планируем выпустить двухкабинный вагон с открытием дверей на обе стороны для Санкт-Петербурга — эти наработки будут использованы в будущем, — заявил гендиректор УКВЗ.

Челябинская область — третий в России регион по общей протяженности сети наземного электротранспорта после Санкт-Петербурга и Крыма. И за последние годы регион достиг существенных успехов в модернизации системы ГЭТ. Сегодня на линию только в Челябинске выходит порядка 140 новых вагонов, еще 60 единиц будут закуплены в этом году, сообщил замглавы областного Миндортранса Александр Егоров.

Замглавы Миндортранса области Александр Егоров на экскурсионной поездке для иногородней делегации. Фото: УКВЗ

Замглавы Миндортранса области Александр Егоров на экскурсионной поездке для иногородней делегации. Фото: УКВЗ

— Мы видим, что пассажиропоток трамвая растет, нужна все большая и большая вместимость, и первым делом вернули поезда-сцепки из двух вагонов. Сейчас у нас в сцепках работает 9 вагонов, будем наращивать их количество до 20-30, — рассказал Александр Егоров. — Многосекционные трамваи — это следующий этап работы, связанный уже с запуском метротрамвая. Конкретные параметры рассчитываются проектировщиками, но станции проектируются на длину 60 метров, чтобы можно было использовать в сцепке сразу два трехсекционных вагона. Планируется закупка 32 таких единиц.

При этом старые усть-катавские трамваи модели КТМ-5, многим из которых уже более 30 лет, окончательно с городских улиц пока убирать не будут. Как пояснил Александр Егоров, одномоментно и радикально заменять всю старую технику новой нельзя — возможны поломки и ДТП, из-за чего необходимо иметь в парке какую-то часть резервных вагонов. На сегодняшний день вагоны КТМ-5 составляют менее трети от общего числа челябинских трамваев.

Убирать с улиц старые трамвайные вагоны челябинские транспортники пока не планируют.

Убирать с улиц старые трамвайные вагоны челябинские транспортники пока не планируют.

Помимо закупок нового подвижного состава в Челябинске модернизируется и путевая инфраструктура: 27 км трамвайного полотна было отремонтировано в городе за три года, в этом году реконструкция затронет еще 10,5 км одиночного пути. Также уже практически везде реализован приоритетный проезд для трамвая с обособлением путей столбиками или бордюрами. Сегодня пассажиропоток челябинского трамвая оценивается в 27 млн пассажиров в год. Александр Егоров заявил, что в будущем он преодолеет планку в 50 млн.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Подписывайтесь на нас во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Следите за важными событиями в «Яндекс.Дзен» и «Телеграме».

Присылайте новости на Viber и WhatsApp по номеру: 8 904 934-65-77 или на почту kpchel@phkp.ru.