Премия Рунета-2020
Челябинск
+23°
Boom metrics
Общество4 апреля 2024 7:00

От челноков и гламура к тревогам и надеждам: как менялся стиль челябинских модниц за последние 30 лет

В Челябинске открылась выставка об истории моды
На выставке отражены последние тридцать лет развития челябинской fashion-индустрии.

На выставке отражены последние тридцать лет развития челябинской fashion-индустрии.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

«Челябинск — модный город»: такое утверждение лишь на первый взгляд кажется чем-то из ряда вон. Вопреки стереотипам, укоренившимся в поп-культуре, Челябинск еще в советские времена был одним из ключевых центров не только тяжелой, но и легкой промышленности. В городе и области работали несколько крупных швейных и обувных предприятий, научно-исследовательский институт и Дом моделей. В 1990-е эта индустрия пришла в упадок, но челябинская мода сумела усилиями энтузиастов переродиться в новом качестве, искать и находить новые пути развития, шагая в ногу с актуальными мировыми трендами на протяжении сменяющих друг друга эпох — «нулевых», «десятых», «двадцатых»…

Исследованию этого пути челябинской моды посвящена выставка, которую в челябинской галерее Larisa Depershmidt Art Gallery открыла команда LFWteam. Ее название — «Мода, которой нет» — звучит с изрядным сарказмом: мода на Южном Урале, конечно, есть, как были и есть множество тех, кто ей живет. О том, какие вехи прошла челябинская модная индустрия в новейшей истории страны, КП-Челябинск рассказала стилист Ольга Теплякова.

Стилист Ольга Теплякова (справа) курирует на выставке одну из секций.

Стилист Ольга Теплякова (справа) курирует на выставке одну из секций.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

1990-е: разрушительная свобода

После развала СССР всеобщий кризис не миновал и легкую промышленность. Прекратила существование выстроенная система предприятий, домов моды и быта, в страну хлынул поток импортной одежды — прежде всего, на плечах челноков со знаменитыми клетчатыми сумками. Во многом эти же челноки порой становились самостоятельными деятелями новой моды:

Челябинск до распада СССР был одной из столиц отечественной легкой промышленности.

Челябинск до распада СССР был одной из столиц отечественной легкой промышленности.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

На выставке представлены не только вещи, но и снимки из архивов местных дизайнеров.

На выставке представлены не только вещи, но и снимки из архивов местных дизайнеров.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

— Люди брали образцы из того, что смогли повидать за границей или дома, по ТВ, в глянцевых журналах, адаптировали их для нашего рынка, начинали самостоятельно отшивать какие-то вещи. Появилась андерграундная мода, когда молодые дизайнеры со своими креативными идеями начали делать что-то такое, чего не было и не могло появиться в советские годы, — рассказывает Ольга Теплякова. — Но кризис все же проявлялся в том, что многие опытные специалисты швейного производства просто ушли из этой сферы, а молодежь делала в ней первые шаги, не имея никакого профильного образования.

Вещи бренда Partisan носили даже «Отпетые мошенники».

Вещи бренда Partisan носили даже «Отпетые мошенники».

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

С 1990-х в моде начинает играть большую роль клубная кульутра: главными модниками становятся нарочито ярко одетые тусовщики-рэйверы.Пожалуй, самым известным примером челябинской андерграундной моды стал молодежный бренд Partisan. В конце 1990-х одежду этой марки носили ведущие телеканала MTVи поп-звезды, например, музыканты группы «Отпетые мошенники». Эти вещи и сегодня смотрятся довольно свежо: представленная на выставке сумка-шопер вполне могла бы появиться в коллекции какого-нибудь современного дизайнера, хотя на самом деле ей уже четверть века.

На выставке есть несколько интерактивных тематических фотозон.

На выставке есть несколько интерактивных тематических фотозон.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

2000-е: гламур и глянец

С наступлением миллениума телепрограммы, музыкальные клипы и глянцевые журналы стали еще больше влиять на вкусы и облик потребителя. Дизайнерам стало интересно уже не просто создавать повседневные вещи, а заходить на территорию высокой моды, где одежда — больше произведение искусства, чем нечто утилитарное. Громко заявляют о себе своими авангардными творениями челябинские модельеры Марсель Волков, Ольга Маки, Ярослав Заикин и другие.

Этот наряд модельера Марселя Волкова сложно представить на челябинских улицах 2000-х.

Этот наряд модельера Марселя Волкова сложно представить на челябинских улицах 2000-х.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

Модные показы в Челябинске в эти годы часто все еще проходили в ночных клубах: сфера оставалась элементом андерграунда. Но, вместе с тем, появлялись и новые, более массовые форматы, например, конкурс «Платье города». Цивилизуется и становится более приближенным к потребителю модный ритейл: наряду с люксовыми бутиками открываются и первые крупные торгово-развлекательные центры с большим ассортиментом одежды мировых марок.

«Нулевые» — эпоха глянца.

«Нулевые» — эпоха глянца.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

— Важная часть эпохи 2000-х для челябинской моды — возвращается возможность получить профильное образование. Дизайнеры понимают, что для роста им не хватает компетенций, и идут получать знания. — расскзала Ольга Теплякова. — Открывается колледж «Ариадна», который потом станет вузом и будет называться МИДИС. В город приезжают именитые кутюрье, которые делятся опытом с молодыми модельерами.

Свой вклад в историю челябинской моды внесла и «Комсомольская правда».

Свой вклад в историю челябинской моды внесла и «Комсомольская правда».

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

2010-е: «коммерческий комфорт»

Если в 2000-х драйверами моды были глянец и ТВ, то в следующей эпохе таковым становится интернет. Знания о том, как модная индустрия развивается во всем мире, стали общедоступными, что сподвигло еще большее количество людей создавать одежду, формировать коллекции, основывать пусть и небольшие, но самостоятельные и интересные бренды. На фоне относительной стабильности в экономике это стало делать куда проще, чем раньше.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

Челябинские модельеры работают в самых разных стилях, создавая и повседневную, и вечернюю одежду, и необычные вещи, популярность которых выходит даже за пределы страны. Так, челябинка Татьяна Котова со своими творениями смогла в эти годы даже поучаствовать в модном показе в Милане, одной из мировых столиц отрасли.

Черное платье от Татьяны Котовой соседствует с креслами из кинотеатра.

Черное платье от Татьяны Котовой соседствует с креслами из кинотеатра.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

— Открываются первые концепт-сторы: пространства, где можно приобрести вещи молодых дизайнеров, которые не имеют возможности открыть собственный бутик, — говорит Ольга Теплякова. — Начинают свою историю такие известные челябинские fashion-проекты, как «Вещеворот» или LongFashionWeekend.

Ольга Теплякова.

Ольга Теплякова.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

Во второй половине десятилетия творения челябинских дизайнеров становятся более разнообразными и, вместе с тем, универсальными. Дизайнеры активнее используют соцсети и социальные платформы и тем самым находятся в постоянном контакте со своей целевой аудиторией.

Эти шляпки вдохновлены Парижем (французским, не южноуральским).

Эти шляпки вдохновлены Парижем (французским, не южноуральским).

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

2020-е: надежды и тревоги

Пандемия коронавируса в начале нового десятилетия перевернула игру в fashion-индустрии. Глобальные локдауны заперли людей по домам и те переоделись в удобную домашнюю или спортивную одежду. Дизайнеры быстро подхватили этот тренд: многие бренды целиком ушли в него. В последние пару лет, по словам стилиста, fashion-индустрия особенно чутко реагирует на внутренние запросы потребителя.

Начало 2020-х — время «домашней моды».

Начало 2020-х — время «домашней моды».

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

— Мы живем в достаточно сложное время и у людей есть потребность как-то это преодолевать. Им нужна в этом определенная поддержка — и здесь дизайнеры приходят на выручку. Появляется большой запрос на «дофаминовую моду» — одежду, которая приносит радость. Она, как правило, выполнена в ярких цветах, или интересных, необычных техниках. В итоге мы видим и классическую, и спортивную, и этническую, и нарядно-гламурную стилистику — синтез всех предыдущих эпох, которые здесь, в рамках выставки рассмотрены, — резюмировала Ольга Теплякова. — Мы на это время все равно смотрим, как на время надежд: сегодня в Челябинске появляется все больше молодых талантливых дизайнеров, у которых есть возможность получать знания и создавать интересную, запоминающуюся одежду.

А наши дни стилист назвала временем «дофаминовой моды».

А наши дни стилист назвала временем «дофаминовой моды».

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ. Перейти в Фотобанк КП

К ЧИТАТЕЛЯМ

Подписывайтесь на нас во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».

Следите за важными событиями в «Яндекс.Дзен» и «Телеграме».

Присылайте новости на Viber и WhatsApp по номеру: 8 904 934-65-77 или на почту kpchel@phkp.ru.