Премия Рунета-2020
Челябинск
+22°
Boom metrics
Звезды6 июня 2024 2:00

«Коля Худяков ближе выдуманного Супермена»: автор фильма о «Черных ножах» напишет книгу о челябинских героях Великой Отечественной войны

Роман Грибанов напишет книгу о героях Великой Отечественной войны из Челябинска
Роман Грибанов много лет проработал журналистом

Роман Грибанов много лет проработал журналистом

Фото: Личный архив героя публикации.

«Узнал интересную тему — немедленно расскажи об этом читателям». Многолетний опыт работы журналистом стал для Романа Грибанова стимулом для литературной работы. На первый взгляд такие разные книги — «Рок Челябинска» и «Боги войны» — объединяет гордость за земляков. А недавно на экраны вышла документальная драма с элементами реконструкции «Уральская ярость», где герой нашего материала выступил генеральным продюсером и сценаристом. В интервью КП — Челябинск Роман Грибанов рассказал о том, как шли съемки, а также о книге, которая выйдет по следам фильма.

— Ты пишешь книги про рок-музыку и о героях Великой Отечественной войны. Темы, казалось бы, никак не соприкасающиеся друг с другом. Почему именно эти темы становятся для тебя источником вдохновения?

— Я написал книгу «Рок Челябинска» об истории челябинской рок-музыки и издал книгу рассказов «Боги войны» о челябинских героях Великой Отечественной. Такая геопривязка к родному городу позволяет легко объединить подобные темы. За земляков, не важно, совершили ли они свои подвиги с гитарами на сцене, или со стрелковым оружием на полях сражений, я испытываю неподдельную гордость. И огромное желание рассказать об этом другим людям. Потому что мне кажется, в общественном сознании подвиги челябинцев: и музыкальные, и военные — сильно недооценены и совершенно не раскручены. Я вначале внутренне кипел от осознания этого обидного факта, а потом сказал себе: «Хватит ныть! Так возьми и сам раскрути».

— Журналистский бэкграунд помогает при создании книг?

— Профессиональная задача, усвоенная еще по опыту работы журналистом: «Узнал интересную тему — немедленно расскажи об этом читателям», становится стимулом для вдохновения и литературной работы. Только формат поменялся — не заметки и репортажи, а книги. Писать их сложнее, но зато и живут они дольше.

— Недавно состоялась премьера фильма об Уральском добровольческом корпусе, в котором ты принимал непосредственное участие и в работе над сценарием, и в съемочном процессе. Расскажи, как шли съемки, с какими трудностями пришлось столкнуться?

— Самое тяжелое — это сбор денег. И очень непросто оказалось подобрать команду для съемок фильма. Если написание книги, несмотря на труд художника и верстальщика, все же процесс сугубо индивидуальный — автор ставит себе творческую задачу, и он же ее сам решает, то создание кино — работа на 100% командная. Ты можешь написать гениальный сценарий, но дальше все зависит от режиссера, от оператора-постановщика, от игры актеров, от человека, который отвечает за компьютерную графику. Поэтому в документальной драме с элементами реконструкции «Уральская ярость», которую мы представили зрителям в марте, я не только выступил как сценарист, но и взял на себя роль генерального продюсера. Такого опыта у меня еще не было, поэтому пришлось нелегко.

— В последние годы выходит немало фильмов о Великой Отечественной войне, многие из которых скроены по голливудским лекалам: на твой взгляд, это скорее хорошо или плохо? Что ты держал в голове в качестве ориентира при создании фильма?

— Что касается «голливудских лекал», то здесь на пользу пошло мое полное незнание отечественных киноподелок. Современное российское кино, особенно про Великую Отечественную войну, я не смотрю последние лет 20-30. С тех пор, как на экраны хлынула лавина тошнотворного шлака, я выключаю телевизор и не покупаю билеты в кино просто из желания сберечь собственные нервы. Поэтому ориентировался исключительно на увиденные еще в детстве советские образцы — «На войне, как на войне», «Горячий снег», «Экипаж машины боевой». В последнем фильме мне очень нравится, как лента про танкистов решена музыкально: на момент премьеры это был фильм с очень современным звуком — не зря за саундизайн картины отвечали парни из модной тогда группы «Зодиак». Поэтому и свой фильм про Уральский добровольческий танковый корпус я тоже постарался по максимуму наполнить музыкой. По следам фильма мы ее даже издали отдельным саундтреком на CD и на цифровых платформах. Кажется, подобное не удавалось современным российским «кинодеятелям» за последние 20-30 лет. Из современных киноработ есть одно исключение — «28 панфиловцев», классный фильм, так же, как и его создатели, мы начали снимать свое кино по схеме краудфантинга, то есть объявили сбор народных пожертвований. А потом получили финансовую помощь от государственного телеканала ОТВ.

— Как сделать так, чтобы современные дети знали и помнили героев войны, именами которых названы улицы в Челябинске? Как им конкурировать с условным «Капитаном Америкой»?

— Свою журналистскую деятельность я начал в середине 90-х в газете «Челябинский рабочий», где главный редактор Борис Киршин, втолковывал нам, молодым журналистам, творческую максимуму: «Не нужно ни с кем конкурировать — смотрите наверх, а не по сторонам. Любите свое дело всей душой, а не только два раза в месяц, в дни получки. И читатель это обязательно оценит».

Честное слово, я не знаю, кто такой Капитан Америка… Но я знаю такие интереснейшие факты военной истории Челябинской области, что, когда я рассказываю о них на творческих встречах в школах, у ребят и у взрослых загораются глаза. Кайф в том, что не надо ничего выдумывать: бери реальный случай, бережно его опиши или отсними, используй современные инновационные формы подачи материала — дополненную реальность или компьютерную графику, и люди этим заинтересуются. Потому что реальный 19-летний подросток с «Калибра» Коля Худяков, совершивший подвиг, не повторенный никем в мире, людям ближе любого выдуманного Супермена. Я когда рассказываю, что три южноуральских снайпера Василий Зайцев, Виктор Медведев и Наташа Ковшова застрели 770 солдат и офицеров противника, и это запредельная, никем в мире не повторимая снайперская эффективность, то школьники восклицают: «Ух, ты! А мы и не знали…» Я спрашиваю у них: «А улицу Ковшовой в Челябинске знаете?» И слышу в ответ: «Так мы на ней живем. Теперь будем знать, что она супергерой».

Как сделать так, чтобы современные дети знали и помнили героев войны, именами которых названы улицы в Челябинске? Об этих людях надо интересно рассказывать! Фильмы снимать, книги писать. Чем я собственно и занимаюсь. Не для пропаганды. Мне самому интересно.

— Собирая материал про дивизию «Черных ножей», ты наверняка открыл немало интереснейших фактов. Расскажи, что тебя особенно поразило? Может ли это стать материалом для будущей книги?

— Да я от каждого узнанного факта из истории Уральского добровольческого танкового корпуса, буквально, подпрыгивал, говоря про себя: «Не может быть!» Это же настоящая бескрайная бездна сюжетов, невероятных характеров и поступков, удивительных приключений и страшных трагедий.

Я не сумел рассказать и сотой доли потрясающих человеческих историй в фильме «Уральская ярость», в повествовании о боевом пути соединения приходилось так или иначе перескакивать с пятого на десятое. Я писал сценарий и чуть ли не слезами обливался: «А вот история Розы Нотик и танкового джаз-бэнда сюда не влезает! И история танка „Пионер“, когда его экипаж — 19-летние мальчишки, дали слово челябинским мальчишкам лучше умереть, но не отступить, и обещание свое сдержали, вся не входит». Исходя из хронометража пришлось вырезать из сценария и эпизод с подвигом Николая Худякова, и драматичную перестрелку с гитлеровцами 13-летнего сына полка Толи Якушева, когда пацан спас жизнь двум генералам и одному советскому маршалу, и момент освобождения уральскими добровольцами премьер-министра Франции Эдуарда Эррио.

Я безжалостно кромсал сценарий, но дал себе слово — после завершения работы над фильмом, написать книгу. Цикл небольших новелл, где каждый рассказ — это история какого-то отдельного героя-танкиста или конкретного боевого эпизода. Над ней я уже начал работу. Вдохновляет факт, что это будет первая за 80 лет художественная книга о войне, написанная челябинским автором. Мне чрезвычайно нравится озвученное Владимиром Высоцким творческое кредо: «Он смеялся над славою бренной. Но хотел быть только первым…»

— Твоя книга «Боги войны» содержала в себе элементы дополненной реальности, у книги «Пятая власть» был свой канал на видеохостинге YouTube. Какими еще книжными инновациями ты собираешься удивить читателей?

— В новой книге кроме текстов и картинок будет… много музыки. Через напечатанный на страницах QR-код читатель сможет сразу прослушать аудиоверсию рассказа. И это будет не просто закадровый голос, а оригинальное музыкальное произведение. Не стану раскрывать всех задумок и фантазий, вдруг не сбудется. Моей дочке 10 лет, и я не могу ее заставить прочесть собственную книгу «Боги войны». «Папа, — говорит, — я больше люблю аудиокниги слушать». И просит у Алисы сделать погромче «Бунт пупсиков» в исполнении великолепной Аллы Човжик. «Ладно, — отвечаю, — Анечка, я с другого края тогда зайду. Только сделаю чуточку по-своему». Как говорил великий Суворов: «Удивить — победить!», а я, как и любой нормальный человек, люблю побеждать.

Справка КП

Роман Грибанов — челябинский журналист, автор книг «Боги войны», «Рок Челябинска», «Пятая власть», «Тот самый Чепелев» и других. Автор сценария и продюсер сериалов «Город героев» и «Непобедимые», фильма «Уральская ярость: „Черные ножи“ — освободители Европы». Выступил в роли продюсера двух музыкальных альбомов и двух десятков видеоклипов: «Наш Челябинск», «Тишина», «Русский танк» и других.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru