Премия Рунета-2020
Челябинск
+11°
Boom metrics
Общество10 мая 2024 4:00

«ЧТЗ — это наше семейное дело!»: история одной трудовой династии легендарного Танкограда

230 лет стажа на ЧТЗ насчитывает трудовая династия Власовых-Филипповых
Большое семейство Власовых-Филипповых — яркий пример трудовой династии челябинских тракторостроителей.

Большое семейство Власовых-Филипповых — яркий пример трудовой династии челябинских тракторостроителей.

Челябинский тракторный завод как 80 лет назад, так и сегодня — одно из важнейших оборонных предприятий нашей страны. В годы Великой Отечественной войны в Челябинск были эвакуированы мощности основных заводов по производству бронетехники — так возник легендарный Танкоград, который дал фронту 18 тысяч танков и самоходных орудий. А сегодня предприятие «ЧТЗ-Уралтрак» выпускает дизельные двигатели для российских танков и бронетехники.

Фото: из фондов музея ЧТЗ

Фото: из фондов музея ЧТЗ

Уже более 20 лет на ЧТЗ трудится Евгения Филиппова, начальник бюро входного контроля УТК и СМК. Через нее проходят все поступающие на завод комплектующие, материалы, масла, топливо. Она — представитель целой династии тракторостроителей, в упорном и доблестном труде которых — все 90 лет истории знаменитого челябинского предприятия.

Начальник бюро входного контроля УТК и СМК Евгения Филиппова. Фото: пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак»

Начальник бюро входного контроля УТК и СМК Евгения Филиппова. Фото: пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак»

«Дед приходил домой с завода раз в неделю»

Еще когда Челябинский тракторный завод только был запущен, туда слесарем устроился дед Евгении, Дмитрий Алексеевич Власов. На Южный Урал он приехал из Ростова-на-Дону, по происхождению он был из донских казаков. Без отрыва от производства окончил школу-семилетку — в 21 год. С 1937 по 1939 годы Дмитрий Власов служил в Красной армии, после чего вернулся в Челябинск и продолжил работать на ЧТЗ. В годы войны он был слесарем сборочного цеха, откуда выходили легендарные танки КВ и ИС. Несмотря на то, что у него уже был опыт военной службы, от мобилизации его, как ценного специалиста, освободили.

— Бабушка рассказывала, что во время войны он приходил домой один раз в неделю — в субботу вечером. Ночевал дома, переодевался и вновь уходил на завод. Там они работали в три смены и прямо на заводе ночевали. А бабушка приносила ему туда еду. Работали очень много и никогда не жаловались! — рассказывает Евгения Филиппова. — Только недавно, когда я начала смотреть документы, выяснила, что в годы войны у него была производственная травма, из-за чего ему даже дали третью группу инвалидности. Я про это даже не знала, дед никогда при жизни об этом не говорил!

Дмитрий Алексеевич Власов в годы ВОВ работал на сборке тяжелых танков. Фото: из фондов музея ЧТЗ

Дмитрий Алексеевич Власов в годы ВОВ работал на сборке тяжелых танков. Фото: из фондов музея ЧТЗ

После войны Дмитрий Алексеевич обзавелся хозяйством — построил дом, купил машину. И продолжал работать на заводе, перейдя на должность инженера по нормированию труда, многократно вносил рационализаторские предложения и получал награды и премии.

Несмотря на последствия травмы, Дмитрий Алексеевич проработал на заводе до глубокой старости. Лишь когда ему было уже под 80, по настоянию родственников, он ушел на заслуженный отдых. Причем, очень этого не хотел и болезненно переживал уход с завода. А на пенсии он прожил еще почти 20 лет. Всегда отличался хорошим здоровьем — и даже в 95 лет мог поднять мешок с картошкой.

Семейное фото 90-х гг., на котором запечатлены несколько поколений Филипповых. Почти все они в свое время работали на ЧТЗ. Фото: из семейного архива

Семейное фото 90-х гг., на котором запечатлены несколько поколений Филипповых. Почти все они в свое время работали на ЧТЗ. Фото: из семейного архива

— Дед был большим патриотом, много говорил о том, что завод — это основа для нашей страны, а его изделия необходимы для труда и обороны, что нужно работать во благо, — рассказала Евгения Филиппова. — Он никогда не настаивал, чтобы дети и внуки обязательно шли работать на ЧТЗ. Но он, конечно, сформировал в семье особое отношение к заводу.

230 лет трудового стажа

Среди родственников Евгения Филипповой практически все, так или иначе, были связаны с Челябинским тракторным заводом. 35 лет на ЧТЗ проработала ее мама, Любовь Дмитриевна, трудились в цехах и двое ее братьев, Юрий и Геннадий, некоторое время финансистом на заводе работала сестра Евгении. Супруг Евгении, Павел работал экономистом, в 1990-е ушел в охрану предприятия, был начальником караула. Родители мужа тоже связаны с заводом: Сергей Николаевич Филиппов проработал 42 года, дослужившись от наладчика до начальника отдела труда и заработной платы, а Любовь Степановна была диспетчером прессо-сварочного производства.

Евгения Филиппова рассказала корреспонденту КП-Челябинск о трудовой биографии семьи. Фото: пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак»

Евгения Филиппова рассказала корреспонденту КП-Челябинск о трудовой биографии семьи. Фото: пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак»

Если взять общий заводской стаж всей династии Власовых-Филипповых, то в сумме получится 230 лет! И притом в исследовании семейной биографии Евгения открывает новые и новые, неизвестные ранее страницы:

— Недавно узнала, что мой дед со стороны отца тоже в годы войны работал на ЧТЗ, причем, был начальником цеха на участке, где сегодня как раз сейчас сборочный конвейер моторного производства. К сожалению, он болел туберкулезом и рано умер, поэтому я его практически не помню.

Сегодня предмет особой гордости семьи — дочь Евгении Кристина. Впервые она попала на ЧТЗ еще двухлетним ребенком, можно даже сказать, что она росла на заводе, куда ее иногда приводили с собой родители, бабушки и дедушки, сызмальства с ней были знакомы их коллеги.

Когда-то Сергей Николаевич Филиппов брал внучку с собой на завод, а сегодня Кристина и сама продолжает его дело. Фото: из семейного архива, пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак»

Когда-то Сергей Николаевич Филиппов брал внучку с собой на завод, а сегодня Кристина и сама продолжает его дело. Фото: из семейного архива, пресс-служба «ЧТЗ-Уралтрак»

Сейчас она тоже работает на Челябинском тракторном заводе — ведущим специалистом по организации и оплате труда. Кристина — девушка скромная, но о своей профессии говорит уверенно:

— Мне всегда хотелось здесь работать, наверное, это мое призвание — у меня и не было каких-то других карьерных планов. И сегодня я очень рада продолжать дело, которое начал еще мой прадед и затем подхватили дедушки, бабушки и родители. ЧТЗ — это наше семейное дело, — сказала Кристина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Первостроители Казимир и Авраамий: кто сделал Челябинск и Магнитогорск столпами «опорного края державы»

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru