Премия Рунета-2020
Челябинск
+12°
Boom metrics
Общество7 мая 2024 8:40

«Такие люди становятся движущей силой»: Сергей Таскаев объяснил незаменимость гуманитарного образования

Ректор Челябинского государственного университета рассказал, зачем стране гуманитарии и как классический вуз развивает это образование
Классическое образование сегодня сочетают с нейросетями и большими данными. Фото: Станислав Кикосов.

Классическое образование сегодня сочетают с нейросетями и большими данными. Фото: Станислав Кикосов.

Кто формирует идеологию и отстаивает главные ценности общества? Почему филологи, лингвисты и историки нам крайне необходимы? Как современная «гуманитарка» использует новейшие технологии? Об этом мы поговорили с ректором Челябинского государственного университета Сергеем Таскаевым — доктором физико-математических наук, выступившим в поддержку гуманитарного образования.

Основа общества

— Мы много слышим об инженерном образовании, специальных программах, поддержке IT-сферы. А как сегодня себя чувствуют гуманитарии?

— Высокий интерес государства к инженерным и IT-кадрам понятен — они необходимы для формирования технологического суверенитета. Развитие технологий требует высшего образования общества в сфере технических наук, а развитие самого государства, особенно государства с амбициями, требует образования в области наук гуманитарных.

Гуманитарии – это педагоги и историки, филологи и лингвисты, журналисты и дипломаты, философы и религиоведы, политологи и социологи, психологи и юристы, управленцы и экономисты. Именно они регулируют качество социума и его жизнь, потому что оперируют нематериальными ценностями, человеческой коммуникацией. Они создают фундамент общества, а за его развитие отвечают уже технари. Но где вы видели полноценную конструкцию, в которой есть стены и крыша, но нет фундамента?.. Как бы ни развивались технологии, концепция «человек — человек» остается базовой. Именно поэтому британские ученые, кем бы они ни были, говорят о недоверии к автопилотам: сидя на борту самолета, люди хотят слышать приветствие живого пилота! И уж если говорить о сегодняшней геополитической ситуации, то не стоит недооценивать работу дипломатов, например, или специалистов по медиакоммуникации.

Недавно в ЧелГУ уже в 12-ый раз прошла международная конференция «Слово, высказывание, текст» — знаковая в своей области, ее организует наш факультет лингвистики и перевода. В этом году в ней участвовали представители пяти стран и 30 регионов России. И эта встреча была такой квинтэссенцией значимости гуманитарных наук, которые проникли во все сферы нашей жизни, даже в цифровую эпоху. Потому что язык, культура, коммуникация — это база.

ЧелГУ поддерживает научные исследования в гуманитарной области. Фото: Станислав Кикосов.

ЧелГУ поддерживает научные исследования в гуманитарной области. Фото: Станислав Кикосов.

— Как с бюджетными местами сегодня на гуманитарных специальностях?

— Конечно, разрыв между гуманитаркой и физматом с есттехом велик. Нам бы хотелось видеть больше бюджетных мест на филологических направлениях, например, тех, где изучают русский язык и литературу. Но подвижки со стороны государства все равно есть. В этом году больше всего бюджета прибавилось именно по гуманитарным укрупненным группам специальностей: «Психологические науки», «Социология и социальная работа», «Образование и педагогические науки», «Языкознание и литературоведение» и «История и археология».

И я этому рад. Такое образование расширяет кругозор и формирует самосознание или, если хотите, осознанность. Рефлексия всегда отличает интеллигентного человека. А в ЧелГУ мы учим думать, анализировать, критиковать, аргументировать, убеждать. Именно такие люди становятся движущей силой.

Первооткрыватели ЧелГУ

— Если бы ЧелГУ не открыл исторический факультет почти 50 лет назад, то сегодня не было бы Аркаима, его бы уничтожили.

— Возможно, его бы и не нашли: Аркаим открыла наша археологическая экспедиция профессора Геннадия Борисовича Здановича. И именно он при поддержке тогдашнего руководства ЧелГУ спас Аркаим от затопления.

Это одно из самых ярких наших открытий, мирового масштаба. Рядом есть Синташта, где был найден отпечаток первого деревянного колеса. Более ранних свидетельств того, что колесо существовало где-то там в Месопотамии, в древнем Египте, нет.

Археологи ЧелГУ много лет делают открытия на южноуральской земле. Фото: пресс-служба ЧелГУ.

Археологи ЧелГУ много лет делают открытия на южноуральской земле. Фото: пресс-служба ЧелГУ.

И археологи ЧелГУ продолжают поиски. Например, ведут раскопки на Михеевском ГОКе. Прежде чем построить предприятие, по правилам сначала на площадке проводятся археологические изыскания. Там было найдено первое каменное колесо — это 5-7 тысяч лет до нашей эры. И таких объектов у нас просто масса, и это все Южный Урал!

А если посмотреть на поле рядом с поселком Степное? Там наши археологи очень любят проводить раскопки, там порядка 2 тысяч захоронений, и их на этом поле не видно. Если вы на самолете снимете территорию, то она будет выглядеть пятнистой, каждое пятно — некое захоронение, которые было произведено порядка нескольких тысяч лет назад. А что там находят — просто фантастика! Например, хирургические инструменты эпохи бронзы. То есть 2 тысячи лет назад уже оперировали!

Гуманитарии технологичны

— Это наша история, но сейчас все меняется молниеносно. То, что было в профессии востребовано пять лет назад, уже не актуально — другие требования, технологии. Что вы предлагаете сегодня в сфере гуманитарного образования?

— Мы работаем с нейросетями и обработкой больших объемов данных. Это очень перспективное направление. Например, институт образования и практической психологии ЧелГУ предлагает программу «Искусственный интеллект в образовании» — на русском и английском языках. Ее выпускники будут специалистами в педагогическом дизайне, разработчиками образовательных проектов, специалистами по внедрению систем искусственного интеллекта, гибридному обучению и нейросетям.

Для лаборатории нейропсихологии и нейропедагогики мы закупили уникальный электроэнцефалограф, который работает с 64 каналами — это очень много. Будем изучать человеческий мозг.

В лаборатории нейропсихологии изучают возможности человеческого мозга. Фото: пресс-служба ЧелГУ.

В лаборатории нейропсихологии изучают возможности человеческого мозга. Фото: пресс-служба ЧелГУ.

Активно изучает и использует нейросети журфак. Для них мы создаем пространства для освоения и применения новых методов представления информации. В прошлом году открыли хорошо оснащенную студию — лабораторию медиакоммуникаций для создания креативного электронного контента, продакшена и постпродакшена.

И уже 20 лет здесь работает лаборатория аудиовизуальных решений, которую мы в пару лет назад оснастили видеостудией Джалинга, она оборудована всем необходимым для трансляции презентаций, фото- и видеоматериалов, 3D-моделей, и ею пользуется весь университет для записи своих лекций и другого образовательного контента. Я сам частенько записываю там свои обращения и поздравления, использую интерактивную доску.

Однако переоценивать те же нейросети не стоит! Они дают вам ровно то, чему вы их научили. Если использовать неправильные наборы данных, не те примеры, то результат будет плачевный. К тому же, вы слышали о предвзятости к автоматизации? Это когда мы безусловно доверяем автоматизированным системам, игнорируя мнение человека, включая собственное. Вот такие ошибки по-настоящему фатальны. Поэтому технологии нужно изучать и развивать, но никогда «Алисе» на голову не упадет яблоко так эффективно, как оно упало Ньютону.

Со студией Джалинга дистанционные лекции стали более увлекательными. Фото: Станислав Кикосов.

Со студией Джалинга дистанционные лекции стали более увлекательными. Фото: Станислав Кикосов.

Образование лишним не бывает

— Низкие зарплаты у гуманитариев — это стереотип или по-прежнему реальность? Сколько сегодня они зарабатывают?

— Это миф, что гуманитарии зарабатывают мало. И речь не только о юристах и экономистах. Безусловно, есть должности изначально низкооплачиваемые. Но в каждой профессии есть некий барьер, перешагнув который, человек существенно увеличивает свой доход. Для этого нужно обладать определенными компетенциями, знаниями и характером. Оперировать цифрами в данном случае бессмысленно – рынок большой, и он ждет своих специалистов.

Серьезная часть правительства Челябинской области является выпускниками гуманитарных факультетов Челябинского государственного университета. Одна из их сильных сторон — наличие «софт скилз» — умение общаться и критически мыслить, быть лидером. Сегодня это одна из основных вещей для работодателя. Если с тобой общаться невозможно, то как с тобой работать? А если ты «продажник», а продать не можешь? Сможет ли физик продать эскимосам снег?

В гуманитарном образовании также появляются новые направления и профессии. Фото: Станислав Кикосов.

В гуманитарном образовании также появляются новые направления и профессии. Фото: Станислав Кикосов.

— Вы сможете!

— Я этому тоже учился, не всегда такой разговорчивый был, и в школе придерживался другой модели поведения, пока не понял, что без коммуникации никуда. Самая главная задача университета — научить учиться, понимать, как получить и применить информацию и двигаться дальше. Универсальной профессии не бывает. Прошел обучение 4 или 6 лет в университете, и поехал? Если ты хочешь работать профессионально в своей области, надо постоянно повышать квалификацию, доучиваться. Если человек коммуникабельный, может продать эскимосам тот самый снег, вспахать Луну или, по крайней мере, пообещать, убедить, что это возможно — это золотой работник. Таких выпускают именно гуманитарные факультеты.

— Какие новые направления сегодня наиболее перспективны, популярны и востребованы на рынке?

— Большой запрос на менеджеров, маркетологов, педагогов, переводчиков, логистов. Однако это не означает, что популярность других профессий низка. Помните, одно время много говорили о том, что рынок юристов переполнен? Но абитуриентский спрос на юридические направления всегда был велик, остается таким и сейчас. Ребята поступают к нам и всегда находят работу после выпуска. А знаете, почему? Юристов, может быть, и много, но людям нужны именно хорошие юристы. А других ЧелГУ не готовит.

Посмотрите, как популярна сейчас психология — по понятным причинам, общество переживает встряску, если не сказать — кризис. Нужны и профессиональные контентмейкеры, коммуникаторы, корректоры, переводчики, аналитики и так далее — все, кто работает с человеком, со словом, с текстом.

На факультете управления есть направление «Инноватика», оно междисциплинарное и входит в топ-10 востребованных специальностей. Это подготовка управленцев, отвечающих за развитие инноваций на предприятиях: бизнес-аналитиков, специалистов по развитию регионов, технических директоров. Здесь тоже есть бюджетные места, кстати.

Нет бесперспективных профессий. Есть перспективные люди.

Как сделать осознанный выбор

— Если не знаешь, кем стать, иди на гуманитарный — говорили нам родители, которым было принципиально, чтобы ребенок получил высшее образование. А сейчас с этим как? Кто приходит?

— Я так никогда не считал и не думаю, что такое мнение было массовым. Человек рождается с определенными склонностями, позже обрастает интересами, опытом. Согласитесь, гуманитарий существенно отличается от технаря, это совершенно другая натура. Поэтому тот, кто любит работать со словом, никогда не пойдет изучать химию.

Конечно, бывают исключения. Но в целом мы наблюдаем довольно высокий уровень осознанности поступающих к нам. Ежегодно абитуриенты с самыми высокими баллами — 300-310 — выбирают только ЧелГУ. К тому же, сейчас есть немало способов протестировать себя, «примерить» ту или иную профессию с помощью факультативов, кружков, университетских проектов в любом возрасте.

— Как университет помогает сегодня определиться гуманитариям?

— Чтобы сделать правильный выбор, нужно узнать себя и университет, где вам бы хотелось обучаться. Сегодня в ЧелГУ открыты 18 факультетов и институтов, а также институт повышения квалификации и переподготовки кадров – для тех, кто хочет прокачать свои скиллы или изменить профессию.

Как только вы определили свои интересы, переходите к знакомству с вузом. Наша среда открыта и дружелюбна, мы охотно работаем со школьниками в самых разных форматах. К нам можно прийти на Дни открытых дверей, а можно – в любой день, чтобы просто прочувствовать университетскую атмосферу или встроиться в конкретные проекты.

Мои дети, например, ходят в Детский университет с первого класса — визжат от восторга. Там занятия проводят аспиранты, магистранты — разрыв по возрасту невелик, они говорят на одном языке с детьми и говорят нескучно. Недавно закончился курс по пищеварительной системе — теперь уговаривать детей есть полезную еду стало гораздо проще.