Премия Рунета-2020
Челябинск
+24°
Boom metrics
Общество4 июня 2024 2:00

Хиросима на Транссибе? Какие тайны Ашинской трагедии остаются нераскрытыми 35 лет спустя

4 июня — 35 лет со дня самой страшной катастрофы на железной дороге в истории России
На третью годовщину катастрофы на ее месте установили памятник. Там же — братская могила тех, кого не удалось опознать.

На третью годовщину катастрофы на ее месте установили памятник. Там же — братская могила тех, кого не удалось опознать.

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ. Перейти в Фотобанк КП

Вторая половина 1980-х гг. в истории нашей страны — тревожное преддверие распада. Самыми знаковыми событиями этого времени становятся техногенные и природные катастрофы небывалых масштабов, такие, как авария на Чернобыльской АЭС в 1986-м или землетрясение в Армении в 1988-м. В череде трагических событий, оставивших неизгладимый след на многих сотнях людских судеб — и железнодорожная катастрофа на границе Челябинской области и Башкирии, которая произошла в ночь на 4 июня 1989 года.

Мощный взрыв природного газа из трубопровода в окрестностях Аши уничтожил два встречных пассажирских поезда, сотни людей, значительная часть которых — дети, погибли в пожаре либо умерли вскоре после крушения, еще несколько сотен получили страшные ожоги и травмы, оставшись инвалидами. Многие погибшие и пострадавшие были жителями Челябинской области. Все, без исключения, кого коснулась эта катастрофа, испытали сильнейшее моральное потрясение, которое и спустя десятилетия не дает им говорить о тех событиях без дрожи в голосе.

Несмотря на это, многие обстоятельства и детали этой самой страшной в истории России железнодорожной катастрофы до сих пор остаются либо невыясненными, либо крайне противоречивыми. 35 лет спустя мы вспоминаем, что привело к трагедии и в каких условиях пришлось разбираться с ее последствиями.

Фото: Борис Клипиницер / из фондов ГИМ Южного Урала

Фото: Борис Клипиницер / из фондов ГИМ Южного Урала

И ночь стала днем

Во втором часу ночи 4 июня на 1710-м километре Транссиба, на перегоне между челябинским городом Аша и башкирским селением Улу-Теляк встретились два поезда. Один ехал из Новосибирска в Адлер, другой — обратно. В последнем на Черное море ехали из Челябинска ученики челябинской школы №107 и воспитанники детской хоккейной команды «Трактор-73». Пассажиры спали. В момент, когда поезда уже практически разошлись мимо друг друга, раздался объемный взрыв, который мгновенно вызвал гигантский пожар.

Место крушения с воздуха. Фото: вдпо.рф

Место крушения с воздуха. Фото: вдпо.рф

Огненный вихрь очевидцы наблюдали за сотню километров от места аварии. Вспыхнуло 250 гектаров окрестного леса. Ударная волна дошла 10 км до Аши и побила окна в жилых домах. В окрестных деревнях с домов срывало крыши. Мощность взрыва, как и почти все цифры, связанные с Ашинской трагедией, не имеет однозначной оценки: от 300 тонн в тротиловом эквиваленте до 12 килотонн — почти как в Хиросиме.

11 вагонов двух поездов сорвало с рельсов и отбросило в разные стороны, семь выгорели так, что все, кто были внутри превратились в пепел. Меньше всего пострадали пассажиры головных вагонов. В остальных выжили лишь те, кто смог из них выбраться...

Фото: Ирина Гейнц

Фото: Ирина Гейнц

Сотни обожженных, израненных людей оказались ночью посреди глухой тайги, где догорали остовы искореженных вагонов. Первыми на помощь прибыли увидевшие взрыв жители окрестных поселков, солдаты и офицеры близлежащих воинских частей — они начали вывозить людей из эпицентра трагедии на грузовиках, тракторах и даже на лошадях. На рассвете первые из них прибыли в районную больницу Аши. Были случаи, когда пострадавшие доходили до поселков самостоятельно. Утром началась масштабная эвакуация пострадавших в больницы Уфы, Златоуста, но прежде всего — Челябинска, где в медсанчасти ЧМЗ было специализированное ожоговое отделение.

Сколько было погибших и пострадавших?

Полные списки погибших в катастрофе так и не были опубликованы. Даже не до конца понятно, сколько вообще людей было в обоих поездах. Дело в том, что в 1989 году в ж/д-билеты еще не вписывали персональные данные, а обычной практикой тех лет было «подсаживание» на промежуточных станциях проводниками «левых» пассажиров, которые нигде не учитывались. Официальная цифра — 1284 пассажира (в том числе 383 ребенка) и 86 железнодорожников.

Нет и однозначного понимания о числе погибших. Одни источники говорят о 575 жертвах, другие — о 645; в одном из исследований, проведенных специалистами МЧС, есть цифра в 780 погибших, а в некоторых газетных публикациях фигурируют и 800, и даже 1000 жертв. Тела около 200 пассажиров не удалось даже разыскать, не меньше было и тех, кого нашли, но не сумели опознать. 1710-й километр Транссиба стал их братской могилой — позже на этом месте поставят памятник. Достоверно известно, что в больницах от ожогов скончались еще 317 человек.

Среди погибших были жители 45 регионов РСФСР и девяти республик бывшего Советского Союза. Больше всего — 122 человека — были из Челябинской области. Их похоронили на челябинском Градском кладбище. У многих вместо тел в гробах лежали одежда и личные вещи, найденные на месте катастрофы, у детей — игрушки, у девочек — свадебные платья…

Похороны жертв Ашинской трагедии в Челябинске. Фото: архив Юрия Вишни.

Похороны жертв Ашинской трагедии в Челябинске. Фото: архив Юрия Вишни.

На Градском кладбище находится большой мемориальный комплекс с захоронениями жертв Ашинской трагедии.

На Градском кладбище находится большой мемориальный комплекс с захоронениями жертв Ашинской трагедии.

Фото: Павел ПОНОМАРЕНКО. Перейти в Фотобанк КП

Число людей, которые выжили в крушении и находились потом на лечении в больницах, указывается довольно точно. 623 человека получили тяжелые травмы и ожоги, став инвалидами, еще 52 пассажира из головных вагонов отделались более легкими повреждениями.

Фото: архив Юрия Вишни.

Фото: архив Юрия Вишни.

Ашинская катастрофа осталась крупнейшей по числу жертв и пострадавших железнодорожной аварией в истории России, а также инцидентом с наибольшим количеством ожоговых больных. В первые дни, буквально — по «горячим следам» — в сложнейших условиях в Челябинске основан один из первых в стране специализированных ожоговых центров. На помощь пережившим огненный ад людям направили целую бригаду психиатров и психотерапевтов.

В музее медицины в Челябинске созданию ожогового центра посвящена экспозиция. Фото: ГКБ №1

В музее медицины в Челябинске созданию ожогового центра посвящена экспозиция. Фото: ГКБ №1

Что привело к аварии?

О сильном запахе газа на 1710-м километре Транссиба машинисты проходящих поездов сообщали диспетчерам еще за несколько часов до катастрофы. Однако движение на участке остановлено не было. Ж/д-пути на том перегоне проходят в низине — в ней скопилась взрывоопасная газовоздушная смесь. Утечка произошла на продуктопроводе «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», в трубе, пролегавшей через вершину соседней Змеиной горки. За три часа до аварии в ней упало давление, но газовики этому также не придали большого значения и просто подали в трубу больше газа.

Почему возникла утечка? На этот вопрос также есть несколько ответов. Официальная, озвученная следствием версия — повреждение трубы ковшом экскаватора при укладке. По другим сведениям, труба могла подвергнуться коррозии из-за блуждающих подземных электрических токов, которые распространяются от ж/д-путей. А уже после распада СССР в печати распространялись слухи и про диверсию — впрочем, вряд ли этому можно было верить.

К монументу на 1710-м км Транссиба ежегодно ездят «поезда памяти» с родственниками погибших. Фото: Александр Мигунов

К монументу на 1710-м км Транссиба ежегодно ездят «поезда памяти» с родственниками погибших. Фото: Александр Мигунов

Так или иначе, за три часа с момента порыва трубы в низине скопилось целое газовое озеро. Концентрация была такой, что для мощного объемного взрыва хватило одной случайной искры. Высекли ли ее колеса вагонов о рельсы, возникла ли она на контактной линии от трения воздушных потоков встречных поездов или кто-то из пассажиров бросил в окно непотушенный окурок — мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.

Известно, что оба поезда шли не ровно по графику, а с небольшим опозданием. Если бы машинисты не отклонялись от расписания, то составы не встретились бы в роковой точке. По поводу причин задержки так же есть разночтения: якобы из одного поезда пришлось высадить пьяного дебошира, а из другого — передать скорой помощи беременную женщину, у которой начались схватки.

Кто был наказан?

«Надо сделать необходимые выводы, извлечь уроки. И спросить крепко, по-настоящему. Мы не можем просто так проходить мимо таких вещей. Один за другим нас преследуют такие случаи, и за каждым стоит безответственность, бесхозяйственность, неорганизованность. Нужно всем миром бороться с халатностью».

Эти слова произнес на месте трагедии Михаил Горбачев, который прибыл туда уже днем 4 июня — прилетел из Уфы на вертолете. Визит руководителя Советского государства был скоротечен — всего полтора часа в зоне крушения и в ашинской больнице. По воспоминаниям очевидцев, со стороны это выглядело больше «для картинки» в газетах и на телевидении, чем для реальной пользы делу.

Михаил Горбачев приезжал в Челябинскую область днем после катастрофы. Фото: ОГАЧО

Михаил Горбачев приезжал в Челябинскую область днем после катастрофы. Фото: ОГАЧО

Следствие, которое началось сразу после аварии, вскрыло целый ряд ошибочных управленческих решений, которые косвенно привели к трагедии. Условия эксплуатации были нарушены изначально: газобензиновую смесь перегоняли по нефтяной трубе большего диаметра, чем допускается по требованиям безопасности. За трубопроводом был ослаблен контроль: за ним не смотрели с вертолетов, были сокращены обходчики, еще при строительстве были умышленно исключены дорогостоящие автоматизированные системы безопасности. После аварии злополучный трубопровод восстанавливать не стали.

Ни тогда, при «гласности», ни потом, уже после распада Союза, виновных в верхах не назвали. А по итогу, в 1995 году на скамье подсудимых оказались семь человек — все они были непосредственными исполнителями, которые укладывали трубу. Один был оправдан, четверо осуждены, но сразу же попали под амнистию в честь 50-летия Победы, двое получили по два года колонии-поселения. Никого из чиновников нефтегазовой промышленности за гибель сотен людей так и не наказали. Пересмотра итогов следствия и приговора суда многие годы безуспешно требовала Ассоциация родственников погибших и пострадавших.

О чем вспоминают два главы региона

Среди многих и многих воспоминаний очевидцев и ликвидаторов катастрофы примечателен рассказ Геннадия Георгиевича Ведерникова. Долгое время он жил и работал в Челябинске, возглавлял администрацию областного центра, был первым секретарем обкома партии (пост, равный нынешнему губернаторскому). На момент аварии Ведерников занимал высокую должность зампредседателя Совета министров СССР, и его назначили руководить комиссией по ликвидации последствий и расследованию причин аварии. Способный литератор, Геннадий Георгиевич описывал свои переживания на месте катастрофы как бы со стороны:

Геннадий Ведерников (в центре) и правительственная делегация на месте аварии. Фото: ОГАЧО

Геннадий Ведерников (в центре) и правительственная делегация на месте аварии. Фото: ОГАЧО

«С огромных лип, вязов и дубов кора была снята взрывом, мертвые деревья лежали на земле, желтея и белея нагими телами. <...> Оглушенных взрывом и обжаренных огнем полуживых людей подбирали и выносили в черноту ночи, подальше от железнодорожного полотна. На санитарных и иных машинах их, обожженных и раненых, развезли и распределили по окрестным больницам. …Впереди стояло четыре вагона – рефрижераторная секция. Когда вдоль пути мы подошли к этой секции, то увидели с правой стороны около сотни трупов и трупиков. Девочек, мальчиков, мужчин и женщин, раздетых, как деревья, донага. С другой стороны рефрижераторной секции трупов, было несколько больше. Застыв душой, как лед, председатель шел вдоль этого скорбного ряда вечности и молчал. Ему, кроме этого человеческого ужаса, надо было еще думать и о том, как спасти еще живых. Он не давал волю эмоциям. Он думал о жизнях, которые в этом диком беспамятстве катастрофы, должны сохраниться, и пусть даже в изуродованном огнем виде…».

Те события хорошо помнит и нынешний глава Челябинской области Алексей Текслер: в 1989 году он с родителями жил в Металлургическом районе. Тогда ему было 16 лет.

Алексей Текслер выступает на «Медиафесте-2024».

Алексей Текслер выступает на «Медиафесте-2024».

Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области.

«В тот день в ожоговый центр на ЧМЗ привозили раненых, их было очень много. Помню, как стоял на трамвайной остановке и мимо меня одновременно проехали десятки автомобилей скорой помощи. Никто тогда еще не знал, что случилось — для советской обыденности, где ничего никогда не происходило, это была удивительная ситуация. Сразу всем стало понятно, что что-то произошло, еще до того, как о трагедии сообщили официально, — рассказал Алексей Текслер на встрече с журналистами на «Медиафесте-2024» накануне годовщины событий. — В тех, местах, где это произошло, я тоже бывал — каждый год ездил туда в спортивные лагеря, мы бегали там кроссы, ходили в походы. А уже в 90-е годы помню, как в Челябинске проходила большая выставка фотографий, посвященных трагедии».

Фото: Павел ПОНОМАРЕНКО. Перейти в Фотобанк КП

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru